Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Заполнение описание объекта закупки

Заполнение описание объекта закупки

Заполнение описание объекта закупки

Отличия понятий «товарный знак» и «торговая марка»


Товарный знак – это юридически защищенный элемент индивидуализации товара. На товарный знак, зарегистрированный в госреестре товарных знаков, выдают свидетельство. Торговая марка – это индивидуальный, но не защищенный юридически элемент индивидуализации компании, товара. Два понятия различаются юридическим статусом элемента индивидуализации.

Чтобы торговую марку превратить в товарный знак, организация или ИП ее регистрирует (ст.

1481, 1477 ГК, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 № 05АП-11609/2015). Наименование товарного знака заказчик обязан сопроводить фразой «или эквивалент» (п.3 ч.6.1 ст.3).

Важно установить параметры эквивалента.

Заказчик закупает бумагу. В техзадание можно включить фразу: «Бумага «Снегурочка» или эквивалент». Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком. В законе 223-ФЗ прямо указано, что слова «или эквивалент» следует добавлять только к товарному знаку (п.3 ст.6.1 ст.3 223-ФЗ).

Когда вместе с работами или услугами закупаете товары, заказчик вправе указать конкретную марку. К товарному знаку добавьте фразу «или эквивалент». Заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал грунтовку «Тифенгрунд» или эквивалент.

Если поставите эту фразу рядом с продукцией или технологией, которые не являются товарным знаком, ФАС посчитает это нарушением. Четыре исключения, когда слова «или эквивалент» писать не нужно п.3 ч.6.1 ст.3 223-ФЗ (исключения)

  • Закупаете товары, чтобы исполнить контракт по Закону № 44-ФЗ.
  • Закупаете запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже используете. Например, используете в работе принтер конкретной марки и заказчику необходимы только оригинальные картриджи к данному принтеру. В техзадании в этом случае можно прописать товарный знак без слов «или эквивалент». Можно ли включить в описание объекта закупки товарный знак при закупке картриджей? Если покупаете картриджи для оборудования, которое уже используете – да. Если нет, то закупить картриджи конкретной марки можете с фразой «или эквивалент». Заказчик закупал картриджи и указал в аукционной документации товарный знак без слов «или эквивалент». ФАС признала такие действия нарушением: «заказчик не указал в документации, что приобретает расходные материалы к оборудованию, которым пользуется. Также заказчик не доказал, что гарантийный срок на технику, для которой закупает картриджи, не истек».
  • Товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую уже используете. Закупаете зарядные устройства для ноутбуков или мобильных телефонов. Тогда в документации вправе прописать требование к товарному знаку.
  • Закупаете товары, работы или услуги по международным договорам или договорам заказчиков по Закону № 223-ФЗ, которыми предусмотрены конкретные марки товаров.

Где брать информацию для описания объекта закупки

Чтобы описать предмет торгов, можно использовать:

  1. каталог товаров, работ, услуг.
  2. энциклопедии, словари и справочники, электронные каталоги библиотек, статданные;
  3. выполненные госконтракты;
  4. рекламу, каталоги, описания товаров и другие предложения, которые подготовили для неограниченного круга лиц;
  5. форумы, статьи, обзоры и другую информацию из интернета;
  6. итоги анализа общедоступного рынка, коммерческие предложения;
  7. официальные источники информации властей, иные общедоступные издания;

Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания

Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты – как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров. Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию.

А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара. Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится.

Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).

Пример описания объекта закупки по 44‑ФЗ

в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. Требования:

  1. функциональные, технические и качественные характеристики;
  2. при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
  3. эксплуатационные свойства;
  4. объективный характер;
  5. в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам;

Исключения:

  • при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта
  • не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», кроме:

  1. случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией
  2. случаев несовместимости уже имеющихся у заказчика материальных ценностей с товарами иной идентификации

Обоснование: ст.

33 Закона № 44-ФЗ. Пример 1 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2016 № Ф09-6596/16 по делу № А07-25778/2015 Обстоятельства дела: в описании объекта закупки заказчик указал товарный знак, однако не сделал ссылку на возможность поставки эквивалента. Заказчик пояснил — поставка эквивалента в данном случае не допускается, т.к. имеющееся у заказчика оборудование, для которого закупаются дополнительные элементы, не совместимо с аналогами других производителей, что подтверждается документацией.

Суд указал, что определение характеристик товара относится к компетенции заказчика в соответствии с его потребностями. В рассматриваемом случае спорное требование отвечает потребностям заказчика и включено в документацию с соблюдением положений п.

1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которыми включение в описание объекта закупки при указании на товарные знаки слов «или эквивалент» не требуется в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям- максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Заказчик может указать только те требования, которые являются существенными для использования объекта закупки.

Пример 2 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2016 № Ф08-4273/2016 по делу № А53-29375/2015 Обстоятельства дела: Заказчик в описании товара установил требования к материалам, из которых данный товар состоит. Участники закупки указали, что заказчик нарушил положения п.

1 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Суд установил, что заказчик не представил доказательств того, что у не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное, четкое, объективное описание характеристик нужного товара.

Суд установил, что заказчик не представил доказательств того, что у не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное, четкое, объективное описание характеристик нужного товара.

Документация в данном конкретном случае не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей — предъявление заказчиком требований к компонентам товаров избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным.

Читайте также: «» — можно ли указывать марку закупаемого товара в технической документации и в каких случаях необходимо прописывать возможность закупки эквивалента. В соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик объекта закупки.

Важно! Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Заказчик вправе установить дополнительные требования:

  1. Объем предоставления гарантий
  2. Осуществление монтажа и наладки товара
  3. Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара
  4. Иные требования, если это предусмотрено технической документацией на товар
  5. Гарантийный срок товара, результата работы, услуги

Для описания объекта закупки заказчик часто использует Техническое задание (далее — ТЗ), хотя Законом № 44-ФЗ обязанность заказчика составлять такой документ прямо не предусмотрена. Читайте также: «» — в статье рассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания.

«» — как через техническое задание определить, что заказчик хочет ограничить количество участников закупки?

ТЗ может использоваться на следующих этапах:

  • составление извещений, документации о закупке, проектов контрактов;
  • исполнение контракта
  • планирование;
  • отчетность и контроль.

Составление технического задания позволяет правильно рассчитать сроки, подробно и понятно описать предмет закупки, назначить ответственных специалистов, а также:

  1. осуществить проверку закупки.
  2. проверить соответствие товаров, работ, услуг требованиям стандартов и регламентов;
  3. представить результат закупки
  4. спланировать все этапы закупки, в том числе после заключения контракта;
  5. поставить задачу, исключить ошибочные и неправомерные требования

При составлении ТЗ необходимо разработать следующие характеристики объекта закупки: 1. Функциональные — основное назначение объекта, условия его использования по назначению.

Например, пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения) и др. 2. Технические — детализированное описание объекта закупки, конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при использовании 3.

Качественные — совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям 4. Эксплуатационные — характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, стадии его жизненного цикла.

Источниками для описания объекта закупки могут служить:

  1. нормативно-технические, производственно-административные, справочно-информационные документы, технические нормы, стандарты, правила, условия
  2. форумы, статьи, обзоры, информация из сети Интернет
  3. реклама, каталоги
  4. исполненные контракты
  5. результаты анализа общедоступного рынка, коммерческие предложения
  6. официальные источники информации, статистические данные
  7. документы стандартизации и технического регулирования

Чтобы управлять рисками, связанными с размещением заказа для государственных и муниципальных нужд, важно сохранять баланс между обеспечением своих объективных потребностей и соблюдением норм законодательства. Пример описания: стол в кабинет руководителя Товар должен соответствовать: ГОСТ 16371-93 «Мебель.

Общие технические условия», ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры», ГОСТ 26800.4-86 «Мебель для административных помещений.

Функциональные размеры отделений шкафов», ОСТ 13-40-89 «Фурнитура мебельная.

Общие технические условия». Наименование товара — стол эргономичный, цвет: коричневый Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота):

  1. минимальные значения — 100 x 100 x 71,5 см;
  2. максимальные значения — 165 x 110 x 71,5 см.

При этом высота не подлежит изменению.

Требования к столешнице: Материал — высококачественная МДФ. Толщина: минимальное значение — 12 мм, максимальное значение — 35 мм. Облицовка — ПВХ-пленка. Столешница должна иметь плавные края. В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой».

Обратите внимание! Закон о контрактной системе дает заказчику определенную свободу в формировании требований к объекту закупки в том случае, если:

  1. соответствуют целям закупки,
  2. его действия обоснованы,
  3. соблюдены правила описания объекта закупки — объективность, детализация, отсутствие дискриминации.

Обоснование: ст.ст. 13, 18, 34 Закона № 44-ФЗ. Практическая ситуация 1: Заказчики нередко устанавливают конкретные количественные характеристики объекта закупок — размеры (длину, ширину, высоту), вес, обязательное наличие каких-либо веществ в определенной концентрации, не имея возможности объективно обосновать, в чем положительный эффект того или иного свойства объекта.

Правомерно ли это? Ответ: При отсутствии должного обоснования высоки риски для заказчика, особенно если установленное свойство является второстепенным по отношению к основной функции товара. Правильная позиция Заказчик может приблизительно знать об имеющихся на рынке интересующих его товарах на определенный момент времени, однако к моменту проведения торгов на рынке может появиться новая, более совершенная модель товара или участник может представить подходящий и более совершенный товар, о существовании которого заказчику не было известно.

Правильная позиция Заказчик может приблизительно знать об имеющихся на рынке интересующих его товарах на определенный момент времени, однако к моменту проведения торгов на рынке может появиться новая, более совершенная модель товара или участник может представить подходящий и более совершенный товар, о существовании которого заказчику не было известно.

Указание точных числовых характеристик суды считают правомерными, если они сопровождаются такими словами, как «не более», «не менее», «минимальный», «максимальный». В этом случае суды приходят к выводу, что поставщики могут предложить к поставке товар, эквивалентный тому, что требуется заказчику или превосходит его по ряду характеристик, поскольку ограничиваются только предельные значения параметров. Практическая ситуация 2: Вправе ли заказчик при описании объекта закупки в техническом задании на поставку товара установить конкретные требования к его размерам, упаковке, отгрузке и иным показателям?

Ответ: Вправе, если указанные требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки и конкуренции. Законом детализация описания закупки не ограничена, и заказчик наделен правом установить конкретные требования к товару. Арбитражные суды при оценке правомерности установления требований принимают во внимание, указывает ли совокупность сведений о товаре на единственного производителя, представлены ли сведения о наличии на рынке нескольких производителей — поставщиков требуемого товара, обусловлены ли требования к товару необходимостью обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с оборудованием, имеющимся у заказчика, и (или) нормами законодательства, повлекут ли установленные требования ограничение числа участников закупки, поданы ли на участие заявки от участников и имеются ли запросы от участников закупки.

Как составляется наименование объекта закупки

Ранее заказчики могли по своему усмотрению составлять наименования объектов закупок. Никаких требований не предъявлялось.

С 1 января 2017 года в силу вступили поправки в Закон № 44-ФЗ.

С этого момента, наименование закупаемого объекта должно выбираться в соответствии с каталогом товаров и услуг (ч.

4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ). Обязанности по составлению такого каталога и актуализации информации в нем возложены на федеральный орган исполнительной власти. Каталог товаров работ и услуг представляет собой хранилище шаблонов, которые помогут заказчику составить наименование приобретаемого объекта.

Каждый шаблон содержит код каталога, наименование объекта, перечень характеристик, а также иную сопутствующую информацию.

Комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара «»: «Каталог, как бы хорош не был, на сегодняшний день — инструмент половинчатый.

К сожалению, в него включена очень маленькая часть потенциальных потребностей заказчика.

Но нужно понимать, что полноценно каталог заработал с января 2017 года, поэтому еще будет пополняться. Если ваша потребность уже включена в каталог товаров, работ, услуг, то нужно взять наименование из каталога товаров, работ, услуг.

Это ваша обязанность. Если наименования там нет, то можно прибегнуть к помощи разнообразных классификаторов, стандартов, справочников.

Каталог базируется на ОКПД 2, там мы можем найти важную информацию, которая поможет назвать наш объект закупки. Любые другие классификаторы, в том числе, международные, стандарты, справочники — тоже могут помочь. Если вы нигде не нашли информации, не забывайте о принципе разумности и понятности.

Наименование объекта закупки не должно быть слишком общим, например, наименование «оборудование».

Но в то же время наименование объекта не может быть слишком длинным, слишком детальным.

Не надо пытаться половину ТЗ пытаться впихнуть в описание объекта закупки.

Если приобретается сразу несколько товаров, то целесообразно в наименовании указывать группу, а не расписывать все изделия, например,

«Поставка канцелярских принадлежностей и офисной бумаги»

.

Для монозакупки, наоборот, предпочтительным оказывается указание конкретной продукции, например, «Поставка легкового автомобиля».

Это позволит потенциальным поставщикам быстрее отыскать необходимые ему тендеры, что обеспечит полноценную конкуренцию и заключение контракта на выгодных для заказчика условиях. Если мы называем свою потребность так, что поставщику не понятно, что же мы покупаем, мы существенно снижаем привлекательность своей закупки. Когда мы придумываем каверзное наименование объекта закупки, мы рискуем: запутаться в наименованиях и использовать в разных документах разные наименования, либо в одном документе.

Кроме того, разумное наименование нам необходимо для того, чтобы мы могли помочь заказчикам формировать НМЦ (мы можем пользоваться реестром контрактов как источником ценовой информации). И, зачастую, разумное наименование предопределяет параметры, которые мы будем использовать при описании потребности, например, к какому коду классификатора мы отнесем, как назовем, так и будем закупать: и с точки зрения способов, и с точки зрения требований к участникам процедуры, и с точки зрения применения национального режима».

И, зачастую, разумное наименование предопределяет параметры, которые мы будем использовать при описании потребности, например, к какому коду классификатора мы отнесем, как назовем, так и будем закупать: и с точки зрения способов, и с точки зрения требований к участникам процедуры, и с точки зрения применения национального режима».

Наименование закупаемого объекта должно быть указано во всех основных документах:

  • Документация о закупке. Прописывается независимо от типа закупочной процедуры, в том числе и закрытого типа.
  • План-график. Прописывается не только само наименование, но и описание закупаемого объекта (ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). При этом сокращать информацию запрещено. Она должна быть указана в полном объеме.
  • Извещение. Наименование прописывается в шапке извещения и в его тексте. Это позволит быстро находить необходимую процедуру.

В последствии наименование приобретаемого объекта должно быть указано и в заключаемом контракте.

Закупка товаров

В конце июля 2016 г. Публичное акционерное общество «РАО Энергетические системы Востока» в рамках 223-ФЗ объявило открытый конкурс на в период с августа 2016 г.

по апрель 2020 г. Начальная (максимальная) цена договора составила 1 млн. 171 тыс. руб., а общий объем закупаемого угля – 216 480 тонн. В техническом задании (в составе документации о закупке оно оформлено в виде отдельного файла в формате Microsoft Excel), в разделе «Технические требования» мы видим ссылку на 5 документов национальной системы стандартизации:

  • ГОСТ 32354-2013 «Угли Дальнего Востока для энергетических целей. Технические условия»
  • ГОСТ 25543-2013 «Угли бурые, каменные и антрациты. Классификация по генетическим и технологическим параметрам»
  • ГОСТ 32464-2013 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования»
  • ГОСТ 32347-2013 «Угли бурые, каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов для энергетических целей»
  • ГОСТ 19242-73 «Угли бурые, каменные и антрацит. Классификация по размеру кусков»

Обратим внимание, что стандарты 2 и 3 касаются случая, когда поставщик угля будет поставлять уголь месторождений конкретных географических местностей – на них существуют отдельные ГОСТы.

Кроме того, в разделе «Регламентирующая нормативная документация» присутствует ссылка на два стандарта, которые касаются уже не самого угля, а оценки их качества: ГОСТ 1137-64 «Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и брикеты.

Правила приемки по качеству» и ГОСТ 10742-71 «Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и угольные брикеты.

Методы отбора и подготовки проб для лабораторных испытаний». Это те стандарты, которыми заказчик собирается руководствоваться при приемке поставляемого товара.

Отметим, что в техническом задании также содержится требование о том, что участник закупки должен представить в составе своей заявки сертификат качества изготовителя (оформленный в соответствии с требованиями Правил проведения сертификации угля, утвержденных постановлением Госстандарта России от 05.06.2000 № 32, с указанием срока действия сертификата) и оформленный протокол качества угля с подтверждением результатами химического анализа, проведенного независимой лабораторией ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева», и акт отбора направленной для анализа пробы предполагаемого к поставке угля, отобранной комиссионно с участием аккредитованного независимого эксперта.

Вместе с тем, в техническом задании также содержится еще один раздел, который называется «Качественные характеристики угля». В нем мы видим значения 6 параметров угля – марка, максимальная общая влага рабочего состояния, минимальная низшая теплота сгорания и т.д.

Кроме того, здесь имеется указание на то, что к поставке не допускаются окисленные угли. Данные параметры выполняют функцию уточнения требований заказчика к объекту закупки в рамках существующих ГОСТов. Так, например, в задании говорится, что общая влага рабочего состояния топлива не должна быть выше 18 %.

А в ГОСТе 32354-2013 «Угли Дальнего Востока для энергетических целей. Технические условия» указано, что значения данного параметра в зависимости от марки угля, размера кусков и других характеристик могут быть в диапазоне от 7 до 45 %.

Но указанное в техническом задании значение укладывается в этот диапазон, поэтому здесь заказчик, как это и установлено в 223-ФЗ, использует именно требования, которые предусмотрены документами стандартизации. Приведем еще один пример – теперь из практики закупок по 44-ФЗ.

В середине августа 2016 г. Федеральное государственное казенное учреждение

«Пятый объединенный авиационный отряд Федеральной службы безопасности Российской Федерации»

(Камчатский край) объявило электронный аукцион на закупку .

Начальная цена контракта – 288,3 тыс. руб., требуемый объем закупки яиц – 30 тыс.

шт. В техническом задании указан стандарт, которому должна соответствовать поставляемая продукция, – ГОСТ 31654-2012 «Яйца куриные пищевые. Технические условия». Для интереса скажем, что, в соответствии с этим стандартом, куриное столовое яйцо 1-й категории должно весить от 55,0 до 64,9 г.; пятна, точки и полоски на скорлупе яйца (от соприкосновения яйца с полом клетки или транспортером для сбора яйца) могут занимать не более 1/8 его поверхности; оно должно иметь определенную маркировку и т.д.

Также отметим, что в данном стандарте содержатся не только требования, касающиеся характеристик самого яйца, но и правила приемки яиц и контроля их характеристик (в вышеприведенном примере по углю для этого существуют отдельные ГОСТы).

Каких-либо других дополнительных или уточняющих требований к объекту закупки в техническом задании не содержится (опять же в отличие от вышеприведенного примера с углем). Но и в этом стандарте от поставщика яиц (но не от участника закупки!) требуется предоставление документов, подтверждающих их соответствие требованиям к качеству. В частности, речь идет о

«сопроводительных документах, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

и Приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 г.

№ 422

«Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов»

. Отметим, что на яйца не распространяется действие Технического регламента ТР ТС — 021 – 2011 «О безопасности пищевой продукции» (объектом регулирования этого регламента является продукция уже переработанная, то есть произведенная в промышленных условиях и прошедшая определенную обработку), а также они отсутствуют в списке продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия2.

Поэтому яйца могут быть сертифицированы поставщиком только на добровольной основе (в данном случае «добровольно-принудительно», так соответствия продукции ГОСТу требует заказчик) в том или ином центре сертификации. Кроме того, еще одним документом, подтверждающим качество яиц, является заключение ветеринарно-санитарной экспертизы (ВСЭ), обязательность которой в отношении яиц установлена федеральным законодательством о ветеринарии3.

1. Общие положения

Описание объекта закупки формируется в целях осуществления закупки в порядке, определенном .

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает определенного перечня требований и характеристик объекта закупки, а лишь устанавливает правила его описания, за исключением случаев описания товаров, работ, услуг, осуществляемого в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правилами нормирования в сфере закупок.Формирование описания объекта закупки осуществляется на этапе планирования закупок товаров, работ, услуг.

Так, в соответствии с , в документах, создаваемых заказчиком при осуществлении планирования закупок товаров, работ, услуг отражается следующая информация об объекте закупки:Информация об объекте закупки Документ о планировании, в котором указывается информация об объекте закупки Наименование объекта закупки План закупок, план-график закупок Описание объекта закупки:функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости) , включая информацию о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);в случае закупки лекарственных средств — международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований — химические, группировочные наименования;единица измерения объекта закупки в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения План-график закупок ________________ функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости) объекта закупки, указываемые в плане-графике закупок, должны позволять идентифицировать предмет контракта с учетом положений .Таким образом, уже на этапе создания плана закупок, плана-графика закупок заказчик должен определить как наименование закупаемых товаров, работ, услуг, так и требования, которым должны отвечать такие товары, работы, услуги.В соответствии с положениями , описание объекта закупки:не должно содержать сведений о товаре, работе, услуге, а также требований к участнику закупки, влекущих ограничение конкуренции (т.е. не должны содержать указаний о поставке продукции конкретного товарного знака или производителя без объективных на то причин (например, в целях обеспечения совместимости с уже используемым заказчиком товаром));может содержать указание на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;не должно вводить участника закупки в заблуждение путем включения двусмысленных толкований, разночтений.Описание объекта закупки должно быть четко, последовательно, грамотно составленным, без орфографических ошибок и однозначного значения.В целях обеспечения возможности использования участником закупки выполненного заказчиком документа в качестве основы для формирования своего предложения о товарах, работах, услугах описание объекта закупки рекомендуется выполнять в виде таблицы.

В случае если описание работ, услуг содержит большие текстовые фрагменты, рекомендуется в таблице указывать основные требования и (или) сведения (в том числе о товарах, используемых при выполнении работ, оказании услуг), а описательную часть выделять в отдельные текстовые разделы или файлы.Описание объекта закупки формируется с учетом установленных запретов, ограничений и условий допуска отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств.

Как обосновать: примеры из практики

Покажем на примере, как написать обоснование закупки.

Столбец 3. Услуги по переводу государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронную форму.

Такое же наименование имеет заключаемый контракт по итогам закупки.

Столбец 4. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», постановление правительства РФ от 15.04.2014 . Столбец 5. В соответствии с программой из столбца 4. Столбец 6. Указывается цель или итог закупки в соответствии с программой из столбца 4.

Столбец 7. Указано постановление, в рамках которого проводится госзакупка. А вот пример обоснования соответствия объекта закупки мероприятию программы: Поделитесь с друзьями: Вместе с эти материалом часто ищут: Размещение государственного оборонного заказа осуществляется с учетом 275-ФЗ.

Рассмотрим особенности и правила, которые устанавливает этот закон.

16 сентября 2017 Затратный метод ценообразования — это метод обоснования начальной цены, при котором НМЦК определяют сложением затрат исполнителя, необходимых для исполнения контракта, а также прибыли, обычной для этой сферы деятельности.

8 октября 2020 Объект закупки по 44 ФЗ — это товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Их описание обязательно содержится в документации по госзакупке. За нарушение правил оштрафуют на 50 000 рублей.

30 октября 2020 Запрос коммерческих предложений — это самый простой способ получить актуальную информацию о ценах и характеристиках товара или услуги, что необходимо для расчета НМЦК по методу анализа рынка.

2 октября 2020 × Еженедельная рассылка Каждый понедельник вы будете получать подборку самых интересных материалов за прошедшую рабочую неделю Подписаться

Закупки 223-ФЗ и 44-ФЗ (с точки зрения торговых марок и т.п.) :

44-ФЗ 223-ФЗ Каждую закупку надо обосновывать (внутри плана и плана-графика закупки) Каждую закупку не надо обосновывать (но желательно для антимонопольной службы) Заказчик уже на этапе планирования должен указать в ЕИС, почему он покупает этот товар (работы или услуги) Обоснование (почему требуется только этот товар (работы или услуги) не надо публиковать в ЕИС Описание объекта закупки не должно содержать торговые знаки ( указание в техническом задании торговых знаков должно быть обосновано) Описание объекта закупки может содержать торговые знаки ( обосновывать в техническом задании торговые знаки не требуется) Заказчик обязан оперировать только техническими характеристиками (и пр.) при подготовке ТЗ Заказчик может указать торговые знаки при подготовке ТЗ, например, в качестве эталона (примера) Дополнительные НПА для закупки товаров, работ, услуг:

  1. Постановление Госстроя РФ от 05.03. 2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ»
  2. и др.
  3. Градостроительный кодекс РФ
  4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»
  5. Приказ МЭР от 24.03.2014 № 155
  6. Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»
  7. Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»
  8. Постановление Правительства РФ от 07.07.1999 № 766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации»
  9. Бюджетный кодекс РФ
  10. Гражданский кодекс РФ
  11. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
  12. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 «Об утверждении общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг ( в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»

Таким образом, чем сложнее объект предстоящей закупочной процедуры, тем больше дополнительных НПА необходимо использовать и учитывать заказчикам при подготовке технического задания.

В противном случае организатор закупки не получит нужного товара (работ, услуг) по итогам процедуры.

Перед тем как готовить закупочную документацию и техническое задание , заказчик всегда должен учитывать все изменения и новеллы действующего законодательства в сфере закупок во избежание дальнейших проблем при осуществлении закупочной процедуры. Принципы и основные положения закупки товаров, работ услуг Правительство РФ вправе установить приоритет товаров российского происхождения (…), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров РФ, а также особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства ( Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289).

(СТ-1 на лекарственные средства). Применение национального режима при осуществлении закупок (ст. 14 44 –ФЗ) ( с 01.01.2014 г.) В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок .

В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.

Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ. В случае необходимости закупки товаров , работ, услуг из перечня из иностранного государства, заказчику необходимо доказать невозможность соблюдения запрета и разместить его в ЕИС.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 (оборонка) Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 (машиностроение) Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 (легкая промышленность) Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 (медицинские изделия) Приказ МЭР от 24.03.2014 № 155 ( в ред. Приказа МЭР от 13.11.2015 № 847) – препараты фармацевтические; продукты питания и пр.)

Понятие и правила описания объекта

Описать объект закупки означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. В статье 33 прописаны такие правила описания объекта закупки по 44-ФЗ: 1.

Запрещено указывать показатели, которых нет у подобных товаров.

При описании нельзя указывать показатели, которых нет у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки соответствуют реальной потребности заказчика. Характеристики прописывают одинаково для участников, без излишеств и противоречий.

К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали — 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).

2. Требуется . Это означает, что описание объекта закупки должно содержать максимальные или минимальные показатели и значения, которые не изменяются. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность: не менее 80 г/м².

Белизна: не менее 146%. Листов в пачке: 500». Не допускается устанавливать :

  1. к участнику;
  2. к производителю;
  3. к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, если возможность их установления предусмотрена 44-ФЗ, к примеру, при проведении конкурса или аукциона, который подпадает под нормы .
  4. к его деловой репутации;

Вот пример качественных функциональных и экологических характеристик объекта закупки. 3. Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п.

1.1 ст. 33), требования, которые влекут за собой ограничение количества участников. Делать это не обязательно, если:

  1. товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  2. закупаются и к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, в соответствии с техдокументацией.

4.

Необходимо использовать в описании показатели и термины, предусмотренные техническими регламентами и документами национальной системы РФ. Иные показатели, требования, обозначения и термины используют, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

Вот пример, что такое объект закупки по 44-ФЗ:

«Хлебобулочные изделия из пшеничной муки вырабатывать в соответствии с 31805-2012, по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил»

.

5. При необходимости включать в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа, наладки и обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование. К примеру:

«Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года»

.

6. При покупке лекарственных средств обязательно указывать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте .

К примеру:

«Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения»

.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+