Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - За что можно привлечь депутата местного самоуправления

За что можно привлечь депутата местного самоуправления

За что можно привлечь депутата местного самоуправления

Бесплатный вопрос юристам онлайн


Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Читайте по теме: 14.07.2019 в 08:44 187 просмотров По данным прокуратуры, деньги народный избранник получал с благоустройства территорий.В Куйбышевском районном суде прошло первое слушание дела депутата муниципального образования, который обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере. Рейтинг публикации: 0 () 27.03.2019 в 13:40 165 просмотров В Ставропольском крае 56-летний депутат муниципального образования лишился уха за отказ продолжить пить со своим другом.44-летний друг депутата был против окончания вечеринки, а потому набросился с кулаками на депутата.В ходе драки последний отгрыз депутату ухо. Рейтинг публикации: 0 () 22.03.2019 в 08:03 102 просмотров Депутат от «Единой России» Александр Максимов объяснил идею запрета покупки дорогих автомобилей для чиновников: Рейтинг публикации: 0 () 08.03.2019 в 13:23 178 просмотров Петербургские парламентарии предлагают наказывать чиновников за неуважение к гражданам.

Соответствующий законопроект уже разработан, рассказал депутат Заксобрания Борис Вишневский. Рейтинг публикации: 0 () 03.02.2019 в 11:54 280 просмотров Минуты славы следователя Игнашкина На неделе в СМИ появились забавные подробности стычки журналистов со следователем Вячеславом Игнашкиным. Рейтинг публикации: 0 () Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц.

сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб. р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

Тувинская правда

В соответствии с ч.

2 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в случае привлечения депутата к административной ответственности применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

6. Какая пенсия депутатам местного самоуправления.

6.1. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Размер государственной пенсии муниципального служащего определяется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Вам помог ответ? Да Нет

Евразийский юридический портал

На муниципальном уровне согласно ст. 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(далее ФЗ-131) предусмотрена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления перед населением. Основанием для наступления ответственности, отзыва депутата могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке. То есть первоначально должно быть принято решение суда, установившего факт противоправных действий народных избранников.

И лишь потом возможно инициирование процедуры отзыва депутата населением, но инициатива должна исходить исключительно от граждан – жителей муниципального образования.

Безусловно, прав А. Лепс, отмечающий, что

«если народ обладает правом избрания парламента, но не наделен правом отозвать или каким-либо образом призвать выборных лиц к ответственности, тезис о народном суверенитете не реализован должным образом»

.Поэтому для того, чтобы это право граждан стало реальностью, важно, на наш взгляд, выяснить, в каких случаях возможно привлечение народных избранников к ответственности, налагаемой в судебном порядке.

С учетом того, что согласно российскому законодательству возможно наступление следующих видов юридической ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной, а судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Начнем с уголовной ответственности. Согласно ст. 447 Уголовно-Процессуального Кодекса РФ в отношении депутата, представительного органа местного самоуправления применяется особый порядок производства по уголовным делам. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата принимается руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по субъекту РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 40 ФЗ-131 депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока их полномочий. Тем не менее данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.Но если в рамках уголовного судопроизводства будет вынесен обвинительный приговор суда, то в соответствии с п.

5 ч. 10 ст. 40 ФЗ-131 процедура отзыва депутата вообще не может быть применена.

Поскольку в этом случае полномочия депутата прекращаются досрочно. Причем неважно, совершено преступление депутатом в процессе исполнения своих полномочий или он выступал просто в качестве физического лица, последствия будут одинаковыми.Особенности наступления административной ответственности.

Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Но депутат единолично не может выступать в качестве юридического лица, так как только представительный орган в целом обладает полномочиями юридического лица (ч.

9 ст. 35 ФЗ-131). Поэтому он может быть привлечен к административной ответственности только как физическое лицо, выступающее в качестве избранного народного представителя.Вместе с тем КоАП РФ предусмотрено наступление ответственности специфического субъекта – должностного лица, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Но под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Исходя из этого определения очевидно, что депутат, выступая только как народный избранник, не является должностным лицом.

И, соответственно, не может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо. В рамках данной статьи мы не рассматриваем вариант, когда депутат одновременно возглавляет представительный орган и является главой муниципального образования – высшим должностным лицом муниципального образования – или исполняет обязанности председателя представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации в муниципальных образованиях, имеющих статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения.
В рамках данной статьи мы не рассматриваем вариант, когда депутат одновременно возглавляет представительный орган и является главой муниципального образования – высшим должностным лицом муниципального образования – или исполняет обязанности председателя представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации в муниципальных образованиях, имеющих статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения. Депутат во всех этих случаях выступает, безусловно, уже в качестве выборного должностного лица, а мы рассматриваем ответственность лица, являющегося исключительно депутатом представительного органа муниципального образования.Только две статьи КоАП РФ – 5.17.

и 5.50. – предусматривают наступление административной ответственности, налагаемой в судебном порядке в отношении лиц, избранных депутатами.

Ответственность наступает, во-первых, за непредставление в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений. Во-вторых, за невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, с нарушением требований законодательства о выборах, неперечисление в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями.В обоих случаях устанавливается и возможно применение судом единственного вида административного наказания – наложение административного штрафа. Но дело об административном правонарушении может и не дойти до судебного разбирательства.

Так как следует иметь в виду, что вновь избранный депутат может и должен быть предупрежден соответствующей избирательной комиссией о необходимости своевременности предоставления сведений о средствах избирательного фонда. Далее, согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», законодательно установлена обязательность исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу. Это должно привести к тому, что депутат не только понесет ответственность за свои противоправные действия (бездействия), но, более того, он будет обязан исполнить решения суда – совершить все необходимые действия и понести административное наказание в виде штрафа.

Так как согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание.Вместе с тем при назначении судом административного наказания депутату учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность – добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба. Кроме того, согласно ст. 4.5 КоАП РФ существует срок давности привлечения к административной ответственности.

Поэтому постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

В противном случае согласно п. 6 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

В тоже время лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст.

4.6 КоАП РФ). В результате избранный депутат может быть подвергнут процедуре отзыва в течение чуть более одного года с момента совершения административного правонарушения.Но для того чтобы отозвать депутата, должен быть обязательно соблюден ряд условий. Во-первых, требуется проявление инициативы населением муниципального образования в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума.

Во-вторых, инициативная группа по проведению отзыва депутата должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, подписи участников в поддержку инициативы его проведения. В-третьих, депутат местного самоуправления будет считаться отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

То есть в этом случае голосование проводится по правилам, установленным для мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. В случае голосования по отзыву депутата устанавливается фактически порог явки избирателей, потому что выразить свою волю должны (обязательно!) не менее половины всех избирателей.

В случае голосования по отзыву депутата устанавливается фактически порог явки избирателей, потому что выразить свою волю должны (обязательно!) не менее половины всех избирателей. И это в то время, когда для избрания депутата на муниципальном уровне требуется относительное большинство голосов избирателей, т.е.

для избрания депутата требуется значительно меньше голосов, нежели для его отзыва. Значит, для отзыва местных депутатов устанавливаются более жесткие требования, чем для победы на выборах. Это является, по мнению М. В.

Масловской, дефектом избирательного права − явное неравенство между такими двумя формами непосредственной демократии, как муниципальные выборы и голосование по отзыву депутата.В этой связи, на наш взгляд, было бы уместным и для процедуры отзыва отменить порог явки избирателей. И для того, чтобы депутат считался отозванным, за его отзыв должно проголосовать более половины принявших участие в голосовании избирателей или большее число, чем было подано за избрание данного лица.

Однако это правило возможно применить для выборов по мажоритарной избирательной системе. Так как в случае использования смешанной или пропорциональной системы выборов практически невозможна реализация нормы об отзыве депутата на муниципальном уровне. В силу того, что при пропорциональной системе судьбу депутата решает политическая партия, по спискам которой он был избран.

Вследствие этого нельзя применить смешанную систему, по причине нарушения равенства статуса депутатов в зависимости от вида применяемой избирательной системы.

Таким образом, соблюдение всех условий, установленных законом для реализации отзыва депутата представительного органа муниципального образования, совершившего административный проступок, по сути, попросту исключает возможность отзыва.

Т.к. для того, чтобы отозвать депутата, недостаточно, чтобы он понес наказание, назначенное судом и возместил причиненный вред, дал избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Необходимо еще чтобы абсолютное большинство избирателей проголосовало за данное решение.

Безусловно, последнее действие самое трудно реализуемое как в силу объективных причин – это дорогостоящая акция, так и субъективных причин – невысокая активность населения. Исходя из этого некоторые авторы полагают, что если правонарушение очевидно, да к тому же сам факт противоправного деяния депутат установлен судом, следует лишать депутата мандата по решению того представительного органа муниципального образования, в который он избран.

Но тем самым, как мы считаем, население лишается возможности непосредственно влиять на данный процесс, т.е.

утрачивает право на отзыв депутата, что не допустимо.Согласно ст. 255 Гражданско-Процессуального Кодекса РФ могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих. Но суть дела в том, что депутат не выступает единолично в качестве органа местного самоуправления или должностного лица.

Обусловлено это тем, что депутат является членом коллегиального органа – представительного органа муниципального образования. Соответственно, с одной стороны, все решения принимаются им не единолично, а посредством голосования всех депутатов и, по общему правилу, для принятия решения требуется большинство голосов.

С другой стороны, за решения, принятые представительным органом, ответственность наступает не перед населением, а исключительно перед государством (ст. 73 ФЗ-131).Согласно ст. 76 ФЗ-131 предусмотрена ответственность перед физическими и юридическими лицами опять-таки только органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (а не депутатов) в порядке, установленном федеральными законами.В рамках конституционного судопроизводства вообще не предусмотрено рассмотрение конституционности решений, действий (бездействий) депутатов представительных органов муниципальных образований. Полномочия Конституционного Суда РФ ограничиваются решением исключительно вопросов права, вследствие этого суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, поскольку это входит в компетенцию иных судов.Дисциплинарная ответственность предусмотрена законодательством РФ для должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства.

По общему правилу она налагается вышестоящим должностным лицом в отношении лица, находящегося у него в подчинении, а не в судебном порядке, но депутат муниципального образования не относится к должностным лицам. Дисциплинарная ответственность депутатов является специальной дисциплинарной ответственностью, поскольку их трудовые функции связаны с особыми условиями труда, и регламентируется такая ответственность на муниципальном уровне специальным нормативным актом − регламентом представительного органа.Поэтому привлечение депутата к дисциплинарной ответственности если и возможно, то исключительно в соответствии с регламентом представительного органа. Разумеется, в данном случае привлечение к ответственности депутата производится представительным органом.

Но это не судебный порядок привлечения к ответственности, и он осуществляется не населением, а депутатским корпусом. Поэтому население очевидно не может отозвать депутата за дисциплинарный проступок.В связи с этим заслуживает внимания точка зрения В.И.

Фадеева, который полагает, что в случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии населения муниципального образования должны быть обращены не только к органам и должностным лицам местного самоуправления, но также и к себе, так как население самостоятельно формирует муниципальные органы и непосредственно решает ряд вопросов местного значения. Соответственно, население будет расплачиваться за свою «ошибку» из своего «местного» бюджета, поскольку процедура голосования по отзыву депутата финансируется исключительно за счет бюджетных средств муниципалитета. Поэтому право отзыва должно, как правило, использоваться в случаях, когда исчерпаны иные средства обеспечения деятельности депутата или выборного должностного лица.Таким образом, де-юре население может отозвать депутата представительного органа муниципального образования за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.17 и 5.50 КоАП РФ.

Но де-факто это сделать крайне затруднительно потому, что для этого требуется установление, исключительно судом, противоправности решения, действия (бездействия) депутата, и если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
Но де-факто это сделать крайне затруднительно потому, что для этого требуется установление, исключительно судом, противоправности решения, действия (бездействия) депутата, и если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Доказательством этого является то, что подобная процедура отзыва пока так ни разу и не была доведена до завершения в рамках действующего муниципального законодательства России. Поэтому, видимо в перспективе, на законодательном уровне следует зафиксировать и иные санкции перед населением помимо отзыва депутатов, например вынесение предупреждений, заслушивание отчетов и т.п. То есть необходимо законодательно урегулировать и сделать реально осуществимым институт отзыва депутатов муниципальных образований, тем более что федеральное законодательство не препятствует развитию этого института.

Получают ли они зарплату?

Нет.

Это волонтерская работа – во многих регионах она компенсируется рядом льгот, например, бесплатным проездом в общественном транспорте.

В Москве депутаты муниципалитета имеют право выписать себе скромные премии по итогам работы за квартал. При этом 10% от состава депутатов имеют право получать зарплату – но при этом занимаются организационными вопросами: помимо своих прямых обязанностей, готовят бумаги и протоколы, заведуют корреспонденцией, работая на полный рабочий день.

В ноябре 2018 года врачи, работающие в роддоме №10 московского района Зюзино, придя утром на работу, увидели опечатанные двери: по распоряжению Депздрава медучреждение решили «оптимизировать», просоединив к женской консультации в поликлинике №84.

Над двумя сотнями медработников нависла угроза сокращения, а над жителями – лишиться единственного роддома на 126 тысяч жителей. После вмешательства независимых муниципальных депутатов Константина Янкаускаса и Александра Замятина, сбора 4 тысяч подписей за сохранение роддома и нескольких митингов, произошли значительные подвижки: власти перестали говорить о «ликвидации» роддома, были выделены деньги на реконструкцию здания, врачей пообещали перевести в другие медучреждения и компенсировать зарплату за время простоя, а не уволить, медики смогли элементарно попасть в здание и забрать свои личные вещи с рабочих мест.

Почему важно голосовать за независимых муниципальных депутатов?

Муниципальный уровень за счет своей локальности позволяет жителям избрать «своего» кандидата – а не навязанного извне, и строить реально работающее местное самоуправление: чтобы был диалог с властью, а проблемы жителей решались. В Москве 146 муниципалитетов и 1502 муниципальных депутата: фактически, каждый депутат представляет жителей десяти многоквартирных домов.

Это уникальная ситуация, при которой жители могут выбрать кандидата «из своего двора», которого знают лично. Например, соседа-активиста, которому доверяют жители и который точно будет представлять их интересы – в органах власти, при спорах с местной администрацией, коммунальщиками, отправлять запросы для решения волнующих их проблем на городском и федеральном уровне.

Медицинское и пенсионное обеспечение

  • Если во время деятельности подошел пенсионный возраст или наступила инвалидность, то этим гражданам назначается повышенное пенсионное содержание. Его размер устанавливается указанным выше законом.
  • В случае заболевания народных избранников лечат бесплатно. Эти люди могут пойти в любую больницу, доктора не имеют права им отказать. Кроме того, депутатам положено страховое пособие за счет местного бюджета. Сумма его определяется уставом образования.
  • В случае смерти народного избранника, его семью берет на содержание государство. Иждивенцам назначается пенсионное содержание. Его выплачивают детям до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, семья получает государственную страховку.

К государственной пенсии могут назначаться муниципальные надбавки. Их выплачивает соответствующий бюджет.

В чем заключается неприкосновенность депутата

Проблема неприкосновенности весьма актуальна.

Особенность статуса в том, что является представителем народа, представляет его интересы в парламенте и как должностное лицо должно быть защищено от неоправданного преследования по различным мотивам. Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцати летнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения.

На должность может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет.

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте.

Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах.

Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению.

Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Привлечение депутата муниципального собрания к административной ответственности

А в несудебном порядке нетю. И то, в судебном порядке только по уголовке.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (.) 8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. 9. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий.

Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

9.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.Нажмите, чтобы раскрыть.

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности?

Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно.

Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность. В муниципальных же советах картина несколько иная.

Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты.

Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек.

В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов. Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года.

Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы.

В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората.

Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% избирателей.

Можно ли наказать депутата?

Как наказать нерадивого депутата Самый распространенный на сегодня случай неисполнения депутатами своих обязанностей — это неявка на заседания представительного органа муниципального образования. При этом законодательство не предусматривает досрочного прекращения полномочий для таких депутатов. Вот только несколько реальных примеров.

Пример: Один из депутатов муниципального комитета Сибирцевского городского поселения первого созыва переехал на постоянное место жительства в Московскую область.

На первый взгляд проблемы здесь нет, ведь свобода передвижения — конституционное право каждого гражданина России.

Но поскольку между Сибирцевским городским поселением и Московской областью расстояние составляет около 2 тыс. км, указанный депутат после переезда ни разу не явился на заседания муниципального комитета.

В результате население одного из избирательных округов на три года (до проведения выборов депутатов муниципального комитета второго созыва), осталось без своего представителя. На все просьбы избирателей о добровольном сложении депутатских полномочий в связи с невозможностью их фактического исполнения депутат отвечал категорическим отказом.

Другой пример: Один из народных избранников, входящих в состав Думы Черниговского района Приморского края четвертого созыва посещал заседания Думы только первые месяцы ее работы.

На протяжении последующих четырех с лишним лет он просто игнорировал все заседания представительного органа. Хотя работал совсем рядом и чтобы добраться до места проведения заседаний, ему требовалось не более десяти минут.

Такое поведение депутатов — это неуважение не только к избирателям, но и к другим депутатам представительного органа муниципального образования. Естественно в такой ситуации возникает резонный вопрос:

«а можно ли такого депутата на законных основаниях лишить депутатского статуса»

?

Законодательство, увы, разочарует: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(далее — Федеральный закон № 131-ФЗ), который яв-ляется основополагающим в Российской Федерации для любых правоотношений, на муниципальном уровне, не предоставляет сегодня никакой возможности наказать депутата, игнорирующего свои обязанности, кроме отзыва его населением.

В статье 24 Федерального закона № 131-ФЗ установлены следующие требования к проведению процедуры отзыва депутата:

  1. процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва;
  2. основаниями для отзыва депутата могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке;
  3. депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
  4. основания для отзыва депутата и процедура отзыва устанавливаются уставом муниципального образования;
  5. голосование по отзыву депутата проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ;

Как видно, провести отзыв депутата представительного органа муниципального образования не просто.

Процедура отзыва депутата должна быть аналогична процедуре проведения местного референдума, которая требует существенного организационного и финансового обеспечения. Отозвать депутата можно лишь тогда, когда его противоправные решения или действия (бездействия) подтверждены в судебном порядке.

При этом убедить суд признать противоправность действий, если речь не идет об уголовном, административном или дисциплинарном правонарушениях, достаточно сложно. Опытный адвокат всегда найдет массу поводов для заявления суду тех или иных протестов.

Да и сам вопрос: можно ли считать непосещение заседаний представительного органа противоправным бездействием, пока остается дискуссионным и не имеет однозначного ответа. Кроме того, процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва (ст.
Кроме того, процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва (ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ).

А это не всегда возможно, например, если депутат уехал далеко за пределы своего избиратель­ного округа и игнорирует любую корреспонденцию, направляемую в его адрес. Как быть тогда? Ожидать возвращения депутата? Но ведь проведение местного референдума (отзыва депутата) предполагает обязательное соблюдение сроков, нарушение которых автоматически ведет к признанию результатов референдума (отзыва) недействительными.

Применение ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ осложняется еще и тем, что на сегодняшний день федеральный законодатель не выработал единого подхода к вопросу реализации права избирателей на отзыв своего депутата.

Процедура отзыва депутата населением в этом законе подробно не описана.

Поэтому се­годня случаи отзыва депутатов по стране единичны, а количество нарушении депутатами своих обязанностей растет с каждым годом.

В поисках решения проблемы Что же делать?

Выход только один: внести изменения в законодательство, чтобы его положения в определенных случаях позволяли лишать депутатского статуса нерадивых депутатов.

Трудовой кодекс РФ предоставляет возможность работода­телю уволить работника-прогульщика. Почему же нерадивым депутатам должны в этом вопросе предоставляться преференции?

Одним из решений в ситуации с депутатом, выезжающим на постоянное мест жительства в другое муниципальное образование (регион), может быть лише- ние его депутатского статуса.

Но такое лишение необходимо рассматривать как крайнюю меру и применять только в том случае, если проживание в новом мест объективно препятствует исполнению депутатом своих обязанностей. При этом устанавливать факт наличия такого препятствия необходимо только в судебном порядке.

Такое положение в законе может выглядеть следующим образом:

«полномочия депутата прекращаются досрочно в случае, если вступившим в законную силу решением суда будет установлено, что переезд депутата на новое мест жительства препятствует участию депутата в работе представительного органа»

. Этот вариант также предполагает обращение в суд.

Однако он не предполагает проведения референдума (отзыва) и поэтому не влечет организационных и финансовых издержек муниципалитета.

Расходы по оплате госпошлины составят всего 300 руб., услуги юриста — около 10-15 тыс. руб., а если привлечь штатного юриста, расходы по сравнению с затратами на проведение референдума (отзыва) будут ничтожными.

Решение суда в данном случае представляется необходимым и целесообразным потому что только суд сможет объективно и беспристрастно установить, является ли перемена места жительства причиной постоянного неучастия депутата в заседаниях представительного органа и служить препятствием для осуществления им депутатской деятельности.

Ведь депутат может переехать в другой населенный пункт, находящийся за пределами его поселения, но граничащий с ним.

При этом его новое место жительства будет настолько близко расположено к месту проведения заседаний представительного органа, что посещать данные заседания для него не составит никакого труда. Предложенный вариант решения проблемы вовсе не исключает возможности для каждого гражданина Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, независимо от места жительства, как это декларирует сегодня Конституция РФ. Если гражданин живет в Москве и, избираясь в депутаты Думы Петропавловско-Камчатского городского округа, готов постоянно летать туда на заседания, — пожалуйста.

Конечно, у любого депутата периодически возникают объективные уважительные причины, по которым он временно не может участвовать в работе представительного органа (болезнь, командировка и т.

д.). Однако удаленность места проживания, по нашему мнению, к таким причинам не относится. Каждый гражданин избирается в депутаты добровольно и должен осознавать, что работать нужно будет именно в том месте, где находится представительный орган.

Поэтому ответственность за то, что удаленность места жительства не позволяет ему исполнять обязанности депутата, должна быть возложена на самого народного избранника. Аналогичным образом следует поступать и с теми депутатами, которые игнорируют заседания представительного органа. Решением суда может быть установлено, что депутат не желает исполнять свои обязанности.

Законодателю придется только определить, какое количество (или время) «неявок» на заседания представительного органа может служить основанием для возбуждения против депутата гражданского судопроизводства. Как показывает практика, депутаты, нежелающие участвовать в работе представительных органов, ссылаются чаще всего на служебную занятость.

Хотя закон четко определяет, что никакая работа не может служить основанием для признания ее уважительной причиной отсутствия депутата на заседании представительного органа (ст. 170 и 172 Трудового кодекса РФ).

Любые другие уважительные причины неучастия в заседаниях депутату придется подтверждать суду, подкрепляя свои доводы соответствующими документами (больничный лист, командировочное удостоверение и т.

д.). Следует учитывать, что действующее законодательство уже предполагает лишение статуса депутата в судебном порядке. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда (п. 5 ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Так почему также не установить, что депутат может досрочно лишиться своих полномочий за неисполнение (ненадлежащее исполнение) без уважительных причин своих депутатских обязанностей? Эффект от таких мер может быть внушительным.

Многие народные избранники начнут относиться к своим обязанностям гораздо серьезнее и ответственнее, зная, что возможность наказания за нерадивость стала более реальной, а само наказание предусматривает лишение в одночасье с большим трудом за­воеванного на муниципальных выборах положения. Сторонники так называемого классического направления в муниципальном праве могут возразить:

«раз народ избрал депутата, пусть народ его и снимает»

.

Кто-то будет говорить об объективных трудностях с доказыванием вины депутата (особенно в случае с переменой места жительства) и т.

д. Однако, по нашему мне­нию, в сложившейся ситуации федеральный законодатель просто обязан что-либо предпринять.

Тем более что именно его перу принадлежит монополия на регули­рование правоотношений в системе местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ).

Даже небольшая помощь муниципалитетам в вопросе наказания нерадивых депутатов позволит навести порядок в работе представительных органов муни­ципальных образований. Если на федеральном уровне указанные предложения не найдут отклика, то законодательно можно было бы предусмотреть предостав­ление местным бюджетам субсидий из федерального или регионального бюджета на проведение процедуры отзыва депутата.

Ведь, как показывает опыт, вопрос финансирования — это краеугольный камень при решении любого вопроса на му­ниципальном уровне. Предложений может быть много, но одно остается неизменным — муниципа­литетам необходимо помочь в этом вопросе, предоставив организационное, ма­териальное или правовое обеспечение.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+