Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Специальное дошкольное образование в японии

Специальное дошкольное образование в японии

Специальное дошкольное образование в японии

Образование для иностранцев


Учеба в Японии, ее качество и уровень, привлекает иностранных студентов. Желающих учиться в японском университете растет. Обучение в Японии для русских абитуриентов осложняет преподавание в вузах на национальном языке.

Японцы с начальной школы учат английский, свободно на нем общаются, но для получения профессиональных знаний выбран родной язык.Для иностранцев проводят языковые курсы, их продолжительность от 3 месяцев до 2 лет. Популяризация японского языка среди приезжий студентов, так и коренных японцев – стратегическое направление правительства.На краткосрочный курс записываются в период каникул. Кроме овладения японской речью, педагоги повествуют о древней культуре и исторических событиях государства.С целью повысить квалификацию по знанию японского языка отдельные программы краткосрочного курса предназначены для студентов-переводчиков из иностранных университетов.

Долгосрочная программа курса рассчитана на иностранцев, которые планируют получать высшее образование в Японии. Полноценное обучение в Японии для русских не начнется, пока их уровень знания японского языка не достигнет базового.

За два года подготовки на курсах иностранец обязан выучить не менее 2 тысяч японских иероглифов.Кроме постижения азов японского языка, иностранному абитуриенту не дадут спуску на вступительных экзаменах.

Требования установлены наравне с японскими студентами. Иностранный студент обязан предоставить приемной комиссии документы, подтверждающие базовое среднее образование. Аттестаты, дипломы подлежат легализации по упрощенной системе с проставлением штампа апостиль.Усредненная стоимость составляет 8-9 тысяч долларов.Студенты японских вузов отмечают высокий, емкий уровень подготовки.

Учеба занимает большую часть времени, сложным периодом отмечается пора экзаменов.

Транскрипт

1 ЗА РУБЕЖОМ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ Н.Н.

Малофеев, Институт коррекционной педагогики РАО Автор анализирует национальную систему специального образования, опираясь на собственные впечатления от посещения страны и официальные материалы, предоставленные Министерством образования, культуры, спорта, науки и техники Японии.

Репортажные фотографии представляют примеры реального воплощения политики Японского государства в отношении лиц с отклонениями в развитии. В марте 2005 года в токийском университете Васеда (Waseda) прошла II Международная конференция «Высшее образование лиц с физическими недостатками» (HESD 05). В качестве почетного гостя от Российской Федерации в ней участвовал директор ИКП РАО, главный редактор журнала «Дефектология» Н.Н.

Малофеев. Помимо основных мероприятий, рабочая программа включала знакомство с положением дел в сфере образования детей с особыми потребностями 1, посещение учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты.

В ходе визита состоялась также деловая встреча с директором Департамента специальной поддержки образования Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники Японии (в дальнейшем тексте Министерство образования) Yamashita Kazushige и руководителем одного из отделов Департамента Yasuhito Sakurai.

Редакция благодарит японскую сторону за предоставленную возможность использовать в статье текст официального доклада ответственного представителя Министерства Tsutomu Takaguchi «Качество образования инвалидов в Японии» 2, а также статистические данные и фрагменты текстов других рекламно-информационных материалов Министерства и Национального института специального образования (NISE). Репортажные фотографии автора статьи дополняют ее содержание примерами реального воплощения политики Японского государства в отношении лиц с отклонениями в развитии. Редакция Конституции Японии гарантирует гражданам право на образование.

В статье 26 главного закона страны это обязательство сформулировано следующим образом:

«Все люди имеют право на получение образования, соответствующее их способностям»

. Девятилетнее обучение, которое обеспечивает начальная и неполная средняя школа, является обязательным, а потому и детям с недостатками умственного и/или физического развития государство гарантирует специальную образовательную поддержку вне зависимости от тяжести нарушения и места проживания ребенка. Сегодня специальная образовательная поддержка предоставляется в Японии все большему числу детей в том нуждающихся, таким образом, тезис о равных образовательных возможностях воплощается на практике.

Следует подчеркнуть, что 1 В статье сохранена оригинальная терминология японских материалов: «children with special needs», «students/children with disabilities», «deaf», «blind» и т.п. 2 Overview of education for students with disabilities in Japan // The Japan-OECD International Workshop on the education of students with disabilities, learning difficulties and disadvantages in OECD Countries. Yokohama, 2 March 2 население положительно оценивает усилия государства по расширению масштаба помощи детям с отклонениями в развитии, а государство в лице Министерства образования строго контролирует соответствие оказываемых образовательных услуг действующему законодательству и финансовым нормативам, видит в числе своих главных задач постоянную оценку качества обучения и повышение квалификации учителей.

Национальная система специального образования относительно молода, она начала создаваться после принятия в 1948 году Закона о школьном образовании. Поначалу число учеников только что созданных специальных учебных заведений едва превысило 35 тысяч человек (1950), однако уже к 1960 году их количество удвоилось и составило около 70 тысяч. Неуклонный рост числа учеников специальных школ продолжался даже несмотря на затяжной демографический спад и соответственное сокращение школьной популяции в системе общего образования.

К 1970 году их общая численность достигла 160 тысяч детей. Требовалось все большее число специально оборудованных учебных зданий, не хватало квалифицированных педагогических кадров, отсутствовали специальные учебники и программы. Истинный масштаб проблемы государство осознало только в процессе ее решения, и меры Президиум секционного заседания «Высшее образование лиц с нарушением слуха» 74 были приняты самые радикальные.

В 1971 году Министерство образования учредило Национальный институт специального образования (NISE), поручив ему научно-методическое обеспечение системы специального образования Японии (далее ССО).

На протяжении 35 лет NISE помогает правительству в выработке политики в области специальной образовательной поддержки, осуществляет мониторинг, охватывающий значительную часть детского населения страны. Оперативно доводя результаты практико-ориентированных исследований до населения, NISE содействует формированию в обществе позитивного отношения к детям с особыми потребностями.

Создавая NISE для решения конкретных задач, Министерство образования определило основные направления его деятельности 3 : 1. Проведение междисциплинарных исследований в области специального обучения; определение перспектив развития национальной системы специального образования. Междисциплинарный подход предполагает интеграцию специалистов в области медицины, психологии, педагогики и технологий.

Междисциплинарный подход предполагает интеграцию специалистов в области медицины, психологии, педагогики и технологий.

2. Обеспечение профессиональной, технической и технологической подготовки учителей, работающих в ССО. 3. Организация научных исследований в области ССО совместно с университетами и колледжами.

4. Научно-методическое и информационное обеспечение ССО (создание и распространение научной, научно-методической, учебно-методической и научно-публицистической продукции). Распространение через СМИ значимой для населения и верифицированной информации по проблемам специального обучения.

5. Экспертиза и консультирование 3 По своей организационной структуре, целям и задачам деятельности NISE во многом напоминает НИИ дефектологии АПН СССР. Дефектология 3, 2005 3 Профессор Йоко Судзуки (слева) закрывает II Международную конференцию «Высшее образование инвалидов».

Справа один из многочисленных сурдопереводчиков, работавших на конференции служб, осуществляющих медико-психолого-педагогическую диагностику и/или сопровождение детей с особыми потребностями и их родителей. Система специального образования Японии последовательно совершенствовалась и расширялась, а количество специальных школ достигло своего пика к 1980 году, когда общее число учащихся с недостатками физического и умственного развития приблизилось к 180 тысячам человек. Согласно официальным данным, за последующее десятилетие число учеников специальных школ сократилось примерно до 130 тысяч человек (причины этого явления нам неизвестны), но впоследствии вновь проявилась тенденция к росту.

В 2003 году общее число учащихся, получающих обязательное образование, составило человека, из них детей (1,6%) в сфере специального образования.

Принимая на себя ответственность за организацию в стране специального образования, государство (в лице Министерства образования) заняло позицию, согласно которой специальное образование должно быть целесообразным, т.е. соответствовать потенциальным возможностям ребенка и обеспечивать его развитие, жизненную компетенцию, самостоятельность.

Программа школьного обучения подбирается индивидуально для каждого ребенка. В соответствии с выявленной целью специального обучения наряду с общеобразовательными предметами большое место в процессе школьного обручения занимает нравственное воспитание ученика, а также его разносторонняя подготовка к жизни в обществе.

Специальное образование (обучение, обеспечение всевозможными учебными материалами и ТСО, содержание в школе, при необходимости доставка в школу и домой) для населения является бесплатным, расходы в равных долях (по 50%) покрываются из государственного и регионального бюджетов.

По действующему законодательству предусмотрено несколько организационных форм обучения: ребенок может посещать специальную школу либо специальный класс, действующий в общеобразовательных учебных заведениях.

Он может также ходить в массовую школу, получая в то же время специализированную поддержку через так называемые «ресурсные комнаты» (Tsukyu niyoru Shidou), при условии, что у ребенка имеется только одно и не тяжелое нарушение в развитии. Горизонтальная структура систе- Кресло-подъемник для инвалидов. Такими креслами оборудованы все общественные здания и многие станции Токийского метро 75 4 мы специального образования Японии включает учебные заведения трех видов: специальные образовательные учреждения для детей с нарушением зрения; специальные образовательные учреждения для детей с нарушением слуха; специальные образовательные учреждения для детей с интеллектуальными и двигательными нарушениями, а также хроническими заболеваниями (под этим общим названием объединены школы, где реализуется три типа обучения).

Вертикальная структура японской ССО едина и имеет 4 ступени.

Для каждой упомянутой категории детей помощь может быть оказана: в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет). Ребенок-дошкольник, имеющий нарушения развития, может получить необходимую психолого-педагогическую помощь только в специальном детском саду; в начальной (6 12 лет) и неполной средней (12 15 лет) школе. Этот этап образования обязателен для всех, может быть обеспечен в различных организационных формах: в специальной школе, специальном классе, или ресурсной комнате общеобразовательной школы, а также на дому; в средней (15 18 лет) школе.

Возможные организационные формы: специальная школа, специальный класс общеобразовательной школы, на дому. За пять десятилетий своего существования ССО Японии расширялась преимущественно за счет школ для детей с интеллектуальными нарушениями и хроническими заболеваниями.

Количество школ для детей с нарушением зрения и слуха почти не изменилось, тогда как учебные заведения для хронически боль- 76 Сложная сенсорная система управления современным инвалидным креслом-коляской требует адекватных методов обучения. Тренажер, установленный в одной из лабораторий Исследовательского института Национального реабилитационного центра города Токоразава, позволяет инвалиду овладеть навыками управления специальным средством передвижения ных детей с 60-х по 80-е г.

неуклонно множились, достигнув максимума к 2000 году.

Бурно расширялась и сеть учебных заведений для детей с интеллектуальными нарушениями, увеличившись с конца 60-х по 1980 г. в четыре раза (со 100 до 400 единиц).

К 1990 г. прибавилось еще около сотни специальных школ, и к 2000 году их количество достигло 523. Этот феномен мы объясняем повышением внимания государства к исполнению закона о всеобуче и непосредственным результатом работы NISE.

Улучшение психолого-педагогической диагностики на этапе поступления ребенка в первый класс, информированность региональных и местных органов управления образованием, изменение отношения родителей детей с недостатками умственного развития к их школьной подготовке также принесли первые плоды. По мере совершенствования ССО, особенно за последние пятнадцать лет, в Японии заметно сократилось число детей, обучающихся на дому.

Если в 1988 г. эта форма обучения охватывала более трех тысяч детей в возрас- Дефектология 3, 2005 5 Таблица 1 Сеть специальных образовательных учреждений (по состоянию на ) 4 те от 6 до 12 лет, то к 2003 г. менее полутора тысяч. Сходную картину можно наблюдать в неполной средней школе, где количество надомников также сократилось вдвое.

Напротив, количество подростков, обучающихся на дому по программе старших классах, растет. Долгое время такое обучение по программе классов не обеспечивалось, однако в 1997 году его смогли получить первые подростки, а в 2003 году количество старшеклассников-инвалидов, обучающихся на дому, превысило тысячу человек. Информация о численности специальных образовательных учреждений (детских садов, начальных неполных средних и средних школ), о численности учеников в каждом типе СОУ (на каждой его ступени), а также о численности педагогов и вспомогательного персонала представлена в таблице 1.

Обратим внимание читателя на то, что соотношение педагог учащиеся составляет примерно 1:1,5; если же суммировать педагогический штат и вспомогательный персонал специальных школ, это соотношение составит уже почти 1:1(!).

Средняя наполняемость класса для детей с недостатками развития и в специальной, и в общеобразовательной школе, как правило, не превышает трех учеников, тогда как в общеобразовательной школе (особенно на первой её ступени) она может достигать 40 человек.

Из общей массы детей, получавших специальное образование в 2003 году, 30,4% посещали специальные учебные заведения, 50% специальные классы в общеобразовательных школах, 19,6% «ресурсные комнаты». Последние можно сравнить со знакомыми нам логопедическими кабинетами, существующими в нашей стране в структуре общеобразовательных учебных заведений.

Это специальная форма образования для детей с нарушениями развития средней тяжести, интегрированных в общий поток. Персонал ресурсных комнат обеспечивает специализированную помощь по профилю имеющегося у ребенка нарушения.

Детям с речевыми нарушениями, отклонениями в эмоциональном развитии, Учащиеся (чел.) Персонал (чел.) I II III Вид СОУ Всего СОУ СДОУ Нач. школы Неполн. средн школы Средн.

школы Всего Педагог. Вспомог. СОУ для детей с нарушением зрения СОУ для детей с нарушением слуха СОУ для детей с интеллектуальными нарушениями СОУ для детей с двигательными нарушениями СОУ для детей с хроническими заболеваниями Всего: Полужирным шрифтом выделены показатели, характеризующие состояние дел в сфере обязательного школьного обучения.

77 6 слабовидящим, слабослышащим, детям, страдающим двигательными нарушениями, а также хронически болеющим ученикам рекомендуется именно эта форма специальной образовательной поддержки (статистику по специальным классам и ресурсным комнатам см.

в таблице 2). Показатели, приведенные в таблице 2, свидетельствуют: чаще других в ресурсных комнатах получают специализированную помощь ученики с нарушениями речи (в 2003 году их было человек) и эмоциональными нарушениями (4184). Много реже к услугам специалистов ресурсной комнаты обращаются ученики с нарушением зрения (162), а число интегрированных детей с хроническими заболеваниями или нарушениями опорно-двигательного аппарата (соответственно 6 и 1), если верить таблице, исключительные для Японии случаи!

Похоже, несмотря на огромные средства, затрачиваемые на организацию интегрированного обучения, государство не торопится закрывать специальные классы и школы. Более того, в известном смысле оно расширяется. Так, если первоначально для подавляющего большинства детей специальное обучение заканчивалось в лет, но в последние годы тенденция изменилась.

В 2004 г. около 96% учеников, окончивших неполную среднюю школу, продолжили свое образование в старших специальных классах. Ресурс- Рельефная дорожка. На всех крупных улицах Токио, на станциях метро, городской железной дороги и пр.

проложены рельефные дорожки для незрячих. Длинные полоски определяют направление движения, а точечный рельеф сигнализирует о возможности смены направления ных комнат на этой ступени уже нет. Скажем несколько слов о системе подготовки и сертификации учителей, работающих в ССО. Прежде всего, педагог должен иметь стандартный сертификат, дающий право на работу в детском саду, начальной или неполной средней школе и, кроме того, один из трех типов сертификатов для специальных образовательных учреждений: для детей с недостатками зрения, слуха или для детей с интеллектуальными и двигательными нарушениями, а также хроническими заболеваниями.
Прежде всего, педагог должен иметь стандартный сертификат, дающий право на работу в детском саду, начальной или неполной средней школе и, кроме того, один из трех типов сертификатов для специальных образовательных учреждений: для детей с недостатками зрения, слуха или для детей с интеллектуальными и двигательными нарушениями, а также хроническими заболеваниями.

В стране действует двухуровневая (федеральная и региональная) программа подготовки и переподго- Таблица 2 Количество учеников в специальных классах и ресурсных комнатах (по состоянию на ) Характер нарушений Специальные классы Ресурсные комнаты Кол-во классов Кол-во учеников Кол-во учеников Интеллектуальные нарушения Эмоциональные нарушения Двигательные нарушения Хронические заболевания Нарушение слуха Нарушение речи Нарушение зрения Всего Дефектология 3, 2005 7 товки учителей. На региональном (местном) уровне город либо префектура обеспечивают подготовку педагогических кадров, а также переподготовку учителей после 10 лет практической работы. Местные центры специального образования в префектурах и городах предоставляют программы повышения квалификации, которые соответствуют конкретному уровню педагога, от начинающего до самого высокого.

Второй уровень обеспечивается программами, поддерживаемыми правительством страны. Это могут быть курсы повышения квалификации, где слушателей готовят к решению новых задач, которые ставятся государством перед ССО, либо профильные курсы, организуемые NISE, где педагога знакомят с новыми экспериментально проверенными методиками и технологиями специального обучения.

Наконец, каждая школа проводит педагогические семинары и конференции, где обсуждаются сложные педагогические случаи. Министерство образования Японии строго контролирует эффективность работы ССО, а потому располагает точной информацией об успешности продвижения учеников со специальными нуждами по образовательной траектории.

Приведем данные одного из многочисленных статистических обзоров Министерства, анализирующих судьбы молодых людей, вышедших из стен СОУ в 2004 г.

(таблица 3). Не обладая необходимой информацией о тяжести нарушений у выпускников специальных школ образца 2004 г. и об особенностях рынка труда в современной Японии, трудно анализировать приведенные статистические показатели.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что почти половина выпускников, имевших нарушение зрения и слуха, продолжили образование в высшей школе.

Пятая часть выпускников (20,4%), в том числе 23,2% молодых людей с интеллектуальными нарушениями, сумели получить работу.

Каковы перспективы развития ССО Японии? Ответ на этот вопрос можно найти в итоговом докладе (2001), подготовленном и направленном Министерству образования Консультативным комитетом по

«Перспективным направлениям развития специального образования в XXI веке»

. В разделе о базовых концепциях развития ССО констатируется: «В соответствии с политической линией правительства на гармонизацию общества, система поддержки лиц с нарушением развития на протяжении всей их жизни должна осущест- Таблица 3 Постшкольная судьба выпускников старших классов СОУ Вид учебного заведения Общее Продолжили обучение (%) Находятся Трудоустроены кол-во Профессиональные уч.

соцзащиты (%) в уч-ях Другое выпускников (чел.) заведения (%) ВУЗы (%) СОУ для детей нарушением зрения ,4 3,6 11,9 25,2 15,9 СОУ для детей нарушением слуха ,3 31,5 8,5 3,6 СОУ для детей с интеллектуальными нарушениями ,9 2,8 23,2 57,7 15,5 СОУ для детей с двигательными нарушениями ,9 4,6 6, ,1 СОУ для детей с хроническими заболеваниями ,7 8, ,7 Всего ,2 3,5 20,4 55, 8 вляться через взаимодействие всех секторов общества, чтобы помогать человеку достигать максимальной автономии при его максимально возможной социальной интеграции во все общественные институты».

Доклад содержит и ряд конкретных перспективных предложений, в том числе: 1. Создать в общеобразовательной школе службу поддержки учеников, испытывающих стойкие трудности в обучении, детей с дефицитом внимания, гиперактивностью и т.п. 2. Придать специальной школе новую функцию деятельности в качестве местного (локального) центра специального образования.

3. Пересмотреть принципы принятия решения о техническом оснащении и оборудовании специальных классов и ресурсных комнат. 4. Развивать практику поступления детей с особыми потребностями в старшие классы, обеспечивать образовательное сопровождение инвалида детства на протяжении всей его жизни. 5. Поощрять профессиональный рост педагогических кадров, работающих в ССО.

В 2003 г. Консультативный комитет «Национальной программы специального образования» подготовил и представил на рассмотрение в Министерство новый доклад — «Перспективные направления поддержки специального образования».

В документе предлагаются очередные меры по поддержке детей-инвалидов. Сравнительный анализ масштаба и качества специального образования в нашей стране и Японии убеждает: стартовав много позже России, Япония за короткий срок не только смогла построить национальную ССО, сопоставимую по многим параметрам с отечественной, но и обеспечить детям с отклонениями в развитии гораздо более высокий уровень государственной помощи и социальной защиты. Часто задаваемые вопросы о специальной поддержке образования детей с особыми потребностями в Японии 5 5 Материал основан на информационном буклете Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники Японии «Special Support Education in Japan.

Education for Children with Special Needs» Существуют ли в Японии национальные стандартные программы образования для детей-инвалидов? Да, в стране существуют национальные стандартные программы, по которым работают специальные школы для слепых, глухих, детей с интеллектуальными нарушениями, детей с физическими нарушениями и детей с хроническими заболеваниями. В программе указывается содержание, которое ученик должен освоить по предмету и по определенной области знания.

При необходимости администрация учебного заведения имеет право вносить в программу поправки. 2. Каким образом контролируется соответствие обучения индивидуальным запросам ребенка? Региональные органы управления образованием через подведомственные экспертные службы оказывают консультативную помощь всем школам, обеспечивающим специальное обучение.

Национальная программа предполагает разработку индивидуальных планов учителя, ориентированных на специфические особенности каждого ребенка. Индивидуальный план педагог разрабатывает совместно с родителями и воспитателями.

Дефектология 3, 2005 9 3. Какого рода специальная помощь может быть оказана в начальной и неполной средней школе? В обычных классах система поддержки оказывается детям с интеллектуальными нарушениями, аутизмом, другими трудностями. При необходимости любой ученик имеет возможность несколько часов в неделю посещать малогрупповые или индивидуальные занятия с педагогом в «ресурсной комнате».

Учащиеся с нарушениями средней тяжести обучаются в специальных классах общеобразовательных школ.

Здесь оказывается необходимая специальная поддержка в соответствие с индивидуальными нуждами ученика.

4. Подлежит ли ребенок с грубыми и тяжелыми формами нарушений обучению в государственной системе школьного образования Японии? В нашей системе образования даже ребенок, имеющий грубые интеллектуальные или множественные нарушения, должен обучаться. В зависимости от характера нарушения и степени его выраженности учебное место для такого ребенка организуется в специальной школе соответствующего вида.

В зависимости от характера нарушения и степени его выраженности учебное место для такого ребенка организуется в специальной школе соответствующего вида. В некоторых случаях обучение осуществляется на дому приходящим педагогом.

При крупных госпиталях действуют особые школы для детей, длительное время находящихся на стационарном лечении. Отсрочку или освобождение от обучения в силу тяжести недуга получают не более 0,001% детей школьного возраста.

5. Какого рода программы используются для формирования жизненной компетенции? Учащиеся специальных классов, функционирующих в общеобразовательной школе, на некоторых уроках объединяются со сверстниками из обычных классов.

Они также, по возможности наравне со всеми, участвуют в различных школьных мероприятиях. В начальной и младшей средней школе ученики массовых классов побуждаются к контактам с детьми-инвалидами. С другой стороны, учащиеся специальных школ приглашаются к участию в совместных мероприятиях с учениками общеобразовательных начальных и неполных средних школ.

Для старшеклассников специальных школ организуются особые переходные программы, обеспечивающие поддержку будущих выпускников в поиске работы и адаптации на рабочем месте. 6. Кто в Японии проводит обследование состояния системы специального образования? Практико-ориентированные научные исследования и мониторинги, проводимые NISE, помогают правительству вырабатывать национальную образовательную политику в области специального образования на будущее.

Правительство (Министерство образования, культуры, спорта, науки и техники) по всем территориям страны контролирует положение дел в учебных заведениях, обеспечивающих образование детей со специальными нуждами. Оно также осуществляет экспертизу качество модульных проектов во всех префектурах Японии.

Региональные и местные Центры специального поддерживающего образования, Университеты и колледжи проводят исследования по проблемам методик и эффективных подходов в специальном поддерживающем образовании.

81

Дополнительное и инклюзивное образование

У японских школьников пользуется популярностью школы дополнительного образования — дзюку.

Впервые они появились ещё в XVII веке.

В то время дзюку готовили мастеров владения самурайскими мечами. Современные школы делятся на академические и неакадемические. Дзюку первого типа посещают для углублённого изучения школьных предметов и подготовке к экзаменам.

В неакадемических школах дети занимаются различными видами искусств и спортом.Стоимость посещения дзюку составляет около 15–20 тыс. йен (130–170 долларов). Несмотря на довольно высокую плату, в них занимаются 99% учеников старших школ, 50% – младших и 15% – начальных.Много внимания в Японии уделяют обучению детей с ограниченными возможностями.

С самого раннего возраста их вовлекают в жизнь общества. Это реализуются в совместных занятиях, которые возможны на всех этапах получения образования.

Для особенных детей разрабатываются специальные программы, позволяющие им овладеть нужными знаниями.В большинстве школ работают специалисты, консультирующие детей с ограниченными возможностями.

При необходимости к ним приставляется тьютер, который постоянно его сопровождает и оказывает всю возможную помощь.Существуют в Японии и специализированные школы для детей-инвалидов.

Родители вправе самостоятельно выбирать тип учебного заведения, который будет посещать ребёнок.

Детские сады в Японии

До трехлетнего возраста главенствующая роль в воспитании ребенка отводится матери.

Обществом не приветствуется ясельное воспитание, хотя такие учреждения и присутствуют в Японии, но мать, решившая отдать ребенка на воспитание посторонних, порицается обществом, а ее поведение считается эгоистичным. Несмотря на подобное отношение в Японии распространены детские сады государственного или частного формата.

Хойкуэн – государственные ясли.

Дети в такие учреждения принимаются с раннего возраста от 3 месяцев. Находиться в саду, ребенок может с 8 утра до 6 вечера, а также по субботам в течение первой половины дня.

Родители должны иметь действительно веские причины, что бы их ребенок был принят в такой детский сад, к примеру, может понадобиться предоставить документ о том, что родители работают более 4 часов в день.

Оплата напрямую зависит от достатка семьи. Етиэн – государственные и частные детские сады. В таких учреждениях ребенок может находиться не более 7 часов в день, как правило, это с 9 утра до 2 дня.

Существуют и элитные детские сады при престижных университетах, но попасть туда крайне не просто. Однако, если родителям посчастливилось устроить ребенка в такое заведение, то его дальнейшая судьба будет предопределена.

После обучения в детском саду ребенок получит образование в университетской школе, а после сможет без экзаменов поступить в данный университет и получить в дальнейшем престижную, хорошо оплачиваемую работу. Ввиду таких привилегий зачисление в подобный детский сад проводится на основе сложного тестирования, обучение также платное и не каждая семья способна себе его позволить.

Дошкольное образование в Японии

Автор:Галина 18:28 | 16.10.2016Рубрика: 700400Добрый день, друзья!Сегодня мы поговорим о дошкольном воспитании в Японии.

Часто можно встретить информацию об уникальном японском методе воспитания детей и как аргумент в пример приводится цитата:

«до 5 лет ребенок король, с 5 до 15 — раб, а после 15 — равный»

. Различные интерпретации данного высказывания есть и у других народов.

Разумеется не следует это философское высказывание понимать буквально.

Но действительно жизнь ребёнка делится на несколько периодов и первый это когда малышом восхищаются, лелеют, балуют. С возрастом помимо удовольствий у ребенка появляется ответственность за свои поступки и ряд обязанностей, достигнув определенного этапа взросления вчерашний ребенок становится полноправным и равным членом общества. Всё это гармонично и последовательно прослеживается в системе образования детей в Японии.История развития системы образования, в том числе дошкольного уходит корнями в эпоху Мэйдзи.

В 1876 году в Японии был открыт первый детский сад для состоятельных семей.

Детские сады были призваны создать среду взаимодействия, которая способствовала бы умственному и физическому развитию детей и хотя роль матери в воспитании детей универсальна, но общение детей одного возраста в том числе и общение с воспитателем, совместная игра и совместная работа способствует здоровому и гармоничному развитию ребенка, которое невозможно получить в домашних условиях.

Широкое распространение дошкольное воспитание на государственном уровне получило только после 1961 года. Сегодня же практически каждый японский ребенок посещает детский сад или центр по уходу за детьми.Для японского общества характерна доброта и любовь к детям, основным и главным источником такой любви является женщина. До недавнего времени в японской семье женщина считалась хранительницей очага, заботливой женой и любящей матерью в обязанности которой входило гармоничное воспитание ребенка.

В последнее время ситуация меняется, японцы всё позже заключают браки и всё чаще женщина желает или вынуждена работать. Тем не менее основная часть японских мам воспитывает детей до 3-х летнего возраста в домашних условиях и затем отдает ребенка в детский сад для, так называемой, социализации. Какие есть виды дошкольных учреждений в Японии рассмотрим ниже.

представлено следующим образом:

  1. специальные учреждения для инвалидов (特別支援学校)
  2. детские сады (幼稚園) yōchien,
  3. детские ясли, центры по уходу за детьми (保育所) hoikuen,

Несмотря на то, что дошкольное образование не является общеобязательным, тем не менее детские сады и детские ясли пользуются большим спросом и как правило, чтобы устроить ребенка в детский сад необходимо заблаговременно побеспокоиться об этом. В среднем в очереди на получение места в детском саду стоят 25 тысяч детей.В детский сад в Японии ребёнка можно определить с трех лет либо, что бывает чаще, с четырёх, продолжительность дошкольного обучения составляет 3 года, затем ребенок поступает в начальную школу.В детские ясли (центр по уходу за детьми) ребёнка можно устроить с трех месяцев, но это мероприятие очень непопулярное среди японцев, так как у женщины, отдавшей ребёнка в ясли в столь раннем возрасте должны быть серьёзные аргументы.

И такая женщина со стороны общества выглядит не достаточно хорошей матерью, а мнение окружающих людей для японцев является определяющим.

В детские ясли в Японии принимают детей только работающих родителей. Для этого в муниципалитет необходимо предоставить справки о том, что родители работают и что нет других членов семьи, которые могут ухаживать за ребенком. Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, в их деятельности не предусмотрены образовательные программы и соответственно они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.Вопрос об устройте ребенка в дошкольное учреждение решается муниципалитетом, независимо от типа учреждения (государственный или частный).

Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, в их деятельности не предусмотрены образовательные программы и соответственно они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.Вопрос об устройте ребенка в дошкольное учреждение решается муниципалитетом, независимо от типа учреждения (государственный или частный).

Обратившись в мэрию родители получают атлас детских садов (яслей), со схемой проезда, с данными о количестве мест в дошкольном учреждении. Предварительно родители могут посетить детский сад, пообщаться с персоналом и выбрать понравившийся садик, но последнее слово останется за муниципалитетом, в случае наличия свободных мест родитель получает разрешение на зачисление в детский сад (ясли).

Устроить ребенка в садик можно в любое время года, но с 1 апреля таких мест становится гораздо больше в связи с тем, что начинается учебный год и часть выпускников дошколят поступают в начальную школу.Следующий вопрос, который стоит перед родителями, в какой детский сад устроить ребенка?В систему дошкольного образования в Японии входят учреждения следующего типа:

  1. государственные, префектурные, муниципальные
  2. частные

Так же существуют детские сады при школах и университетах.

То есть начиная с детсадовского возраста для ребенка уже определяется его дальнейшее обучение. Такие специализированные детские сады дают преимущество для поступления в соответствующую престижную школу и в дальнейшем в университет.Для формирования успешного будущего ребёнка, родители придерживаются последовательной политики в выборе дошкольных и учебных заведений, начинается это с устройства ребёнка в престижный детский сад, затем в лучшую начальную , в среднюю и так пока не вырастет ребёнок. Для того, чтобы ребенок получил в итоге достойную профессию и соответственную заработную плату, родители практически с самого его рождения вынуждены вкладывать в образование большие деньги.Если же семья по каким-либо причинам не отдаёт ребенка в детский сад, то мама должна сама обучить его всему, что требуется для поступления в школу.Более 80% в системе дошкольного образования в Японии составляют частные детские сады и центры присмотра за детьми.Большой разницы между государственным и частным дошкольным образованием Японии не существует.

Система и подход к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным законом об образовании 2006 года. Так же оплата за содержание ребенка в детском саду государственной или частной формы собственности зависит только от дохода родителей — чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад.

В среднем оплата колеблется от 100 долларов, для малоимущих, до 500 долларов для состоятельных семей. Для детских яслей (центров присмотра) имеет значение ещё и возраст ребенка, чем младше чадо, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад выше и помимо ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос, который может доходить до 1000 долларов.Так же придётся заплатить за форму, которая обязательна во всех детских садах.

Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы. Ношение формы является обязательным.Качество воспитания и содержания ребёнка в дошкольном учреждении в большей мере зависит не от того частный сад или государственный, а от конкретного садика, района в котором он расположен и педагогического коллектива.

Наполняемость групп так же очень разная и колеблется от 8 до 30-40 человек.Часы работы дошкольных учреждений Японии различны, так к примеру государственные детские сады бывают двух видов — детский сад на полный день, режим работы такого садика ежедневный плюс суббота (неполный день). В такой сад ребёнок может быть принят в случае, если оба родителя работают более чем 4 часа в день.

Утро в садах, как правило, начинается в 8 часов, забрать ребенка можно в любое время до 5 часов, за дополнительную плату за ребенком могут присмотреть до 7 часов вечера. И вторая разновидность детского сада, сад, в который принимают детей на полдня.

В случае непредвиденных ситуаций, например объявления штормового предупреждения, родители обязаны забрать детей из дошкольного учреждения.Сейчас молодые мамы для развития своего ребёночка покупают или шьют самостоятельно умные красивые книжки из фетра.

Они очень красочны, приятны на ощупь и безопасны. У детей развивается моторика и воображение. Книги предназначены для ребятишек от года и старше.

Они хороши тем, что готовятся индивидуально и могут быть выполнены под заказ на любой возраст и любой комплектации.

Посмотреть и приобрести можно в инстаграме ymnaya kniga — Развивающие книжки для детейВ детских садах вовлеченность родителей в воспитательный процесс очень высока. Для наших граждан, привыкших отдавать детей в садик рано утром и забирать после работы, очень непривычно и сложно привыкать к режиму работы детских садов в Японии, так как в процессе воспитания детей требуется постоянное присутствие и активное участие родителей.

Ребенок без родителя бывает не больше двух, максимум четырёх часов.

При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей.В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя.

Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка. Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. Но надо отметить, что педагог (воспитатель) в данном процессе ведущая сторона.

Он может указать на недостатки и упущения, которые по его мнению допускают родители в воспитании детей и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию. Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания. Мамы детей, как правило, часто общаются между собой, создают «мамские» комитеты для решения различных вопросов, посещают спортивные дни, дни наблюдений и другие мероприятия, организуемые в детских учреждениях.Но прежде всего дошкольное воспитание японских детей начинается с дома, именно родители прививают своим детям определенную манеру поведения, своими действиями и поступками учат детей доброте, вежливости, отзывчивости и самостоятельности.

Эмоциональная связь ребенка с матерью очень высока и потерять хорошее расположение мамы для него страшнее любого наказания. В японских семьях, как правило, ребенка никогда не наказывают и не говорят слово нет, вместо этого может прозвучать фраза, что действия ребенка могут расстроить маму, папу либо кого-то ещё, так же в воспитательных целях используется выражение, что действие ребенка может не понравиться кому-то.

В японских семьях, как правило, ребенка никогда не наказывают и не говорят слово нет, вместо этого может прозвучать фраза, что действия ребенка могут расстроить маму, папу либо кого-то ещё, так же в воспитательных целях используется выражение, что действие ребенка может не понравиться кому-то.

Этот кто-то на протяжении всей жизни японца незримо находится рядом, и для японца очень важно общественное мнение.Основы воспитания, заложенные в семье развиваются в условиях коллективного сотрудничества детей.

Воспитатель, обучая детей взаимодействию создает небольшие группы — хан, в этих группах дети учатся навыкам коммуникации и самостоятельности.

Рекомендуем прочесть:  Как сшить служебную проверку

Детей учат выражать своё мнение при этом прислушиваясь и считаясь с мнением других участников группы, дети сами создают уют и порядок в своих группах, убирают, ухаживают за цветами, даже готовят себе самостоятельно обед. Таким образом детей обучают групповому поведению. В случае ссоры или драки между участниками группы воспитатель не спешит вмешиваться, так как считает, что ребенок сам должен научиться разрешать конфликты и это поможет ему стать сильнее.В процессе дошкольного воспитания происходит постоянная смена групп и воспитателей.

Это необходимо для того, чтобы ребенок не привыкал к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе. Дети в садах обучаются письму, чтению, но самое главное в посещение детского сада это социализация ребенка.

Его учат жить в группе, жить интересами группы.

включает в себя пять направлений это:

  1. социальные отношения
  2. выражение чувств
  3. здоровье, безопасность
  4. язык
  5. окружающая среда

благодаря принципам такой государственной политики в области дошкольного и школьного образования японским детям прививаются навыки занятия спортом и закаливания.

Нередко на японских улицах можно встретить малыша в октябре месяце в садовской форме в коротких шортиках, практикуется хождение детей босиком в холодное время года. Детей учат общению в семье и в обществе, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре.

Принципы дошкольного воспитания в Японии призваны вырастить здорового, самостоятельного, всесторонне развитого, знающего и любящего свою культуру и страну члена общества.В детских садах предусмотрены и образовательные программы, помимо письма и чтения происходит обучение пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются походы.

Но при всем этом, все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Если петь — то хором, сольное пение категорически не приветствуется, если проводятся соревнования, то выигрывают все или группа, но не в коем случае не конкретный ребёнок.Регулярные коллективные походы на целый день, проводятся с целью развития выносливости и изучения своего региона.

Японские дети очень тонко чувствуют и любят природу. Наверное поэтому в Японии так популярны , деревьев, природных явлений и другие . Ребятишки, которым с детства привили любовь к красоте и научили пониманию природы проносят это через всю свою жизнь.При всех положительных моментах в воспитании детей в Японии, за пределами страны существует расхожее мнение, что японцам чрезмерно привито чувство коллективизма, которое стирает их индивидуальность.

Человек, проявляющий свою индивидуальность не очень приветствуется в японском обществе.

Это не означает, что в Японии все как один и не «высовываются», нет, стоит посмотреть только на фотографии молодежи и видно, что это достаточно яркие и раскрепощенные молодые люди, но они живут и позиционируют себя группами и это определённая ступень их взросления. Закончив и институты яркая и неординарная молодежь вливается в ряды законопослушных и трудолюбивых граждан Японии.Как воспитывают детей в Японии можно прочитать в книге. Это, можно сказать, практическое руководство по привитию малышу в определенном возрасте нужных навыков.

Книга будет интересна как молодым мамам, так и просто людям, интересующимся японской культурой.Предлагаю вашему вниманию игрушки для детей от 2-х до 5 лет:Япония, моделирование, набор игрушек для кухни (материал — дерево), стоимость — 3641,99 руб.Моделирование, аптечка доктора (материал — дерево), стоимость — 2212,88 руб.Моделирование, кухня, пирамидка мороженое (материал — дерево), стоимость — 1643,42 руб.Игрушка «Украшение торта» (материал — дерево), стоимость — 1820,69 руб.2016-10-16T18:28:21+04:002018-04-15FacebookTwitterВконтактеОдноклассники Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете FacebookTwitterВконтактеОдноклассники Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с и обработкой ваших персональных данных.

LJ Magazine

Специализированное образование для детей с отклонениями в развития в рамках классов общего потока в Японии Кацуко Нивано, Кэйсукэ Аракава, Алексей Кованенко, Тадаси КитаокаУниверситет Тохоку Фуку си1.

Реформа системы специального образования Японии(1) История специального образования в ЯпонииВ Японии образовательная система как система существует с 1872 года.

Для того чтобы эта система была эффективной, деятели образования того времени проходили обучение в Европе и Америке. Стало ясно, что необходимо создавать образовательную систему, ориентированную не только на здоровых детей, но и на детей с особыми нуждами. В 1878 году появилась первая специальная школа для детей-инвалидов.

Она была специализирована для детей с нарушениями зрения и слуха. В 1940 году появилась школа для детей с умственной отсталостью.

Позднее в обычных школах стали появляться специальные классы (special class) для детей-инвалидов. В настоящее время по всей стране во многих начальных и средних школах существуют специальные классы для детей с особыми нуждами (special class for children with special needs).После окончания Второй мировой войны в 1945 году японская система образования сильно изменилась. Согласно новой Конституции за всеми детьми было признано право

«получать образование в соответствии с возможностями»

, и Основной закон об образовании гарантировал это право.

Продолжительность обязательного образования в Японии составляет 9 лет (6 лет начальной школы, 3 года средней школы), не изменилась она и сейчас. Дети начинают обучение в школе с 6 лет.В отношении специального образования: с 1993 года в общих школах вдобавок к специальным классам была введена система факультативного обучения в общем потоке. Например, один раз в неделю ребенок посещает специальный кабинет (Resource Room), где проходит специализированное обучение.

В настоящее время услугами этой системы пользуются дети с речевыми нарушениями, нарушениями слуха, трудностями в обучении, гипердинамией, аутизмом и т.п. (students with speech impairment, hearing impairment, learning disabilities (LD), attention deficit / hyper activity disorder (ADHD), autism).(2) Закрепление обязательного специального образованияВ Законе о школьном образовании определены начальные школы, средние школы, высшие школы, а также специальные школы, школы для слепых и глухонемых.

В специальных школах обучаются дети с умственной отсталостью, нарушениями двигательной сферы или с физической ослабленностью. Школы для слепых и глухонемых детей вошли в систему обязательного образования в 1948 году, в 1979 году специальные школы в Японии стали обязательными.

Благодаря этому сейчас в Японии все дети, независимо от степени тяжести нарушения, получают образование в школе. Дети, которые не могут посещать школу вследствие своего дефекта, обучаются на дому.

(3) От специального образования (Special Education) к специализированному образованию (Special Needs Education)Традиционно образование детей-инвалидов в Японии называлось «специальным образованием» (special education), однако с 2007 года стал употребляться термин «специализированное образование (special needs education).

Все специальные школы, школы для слепых и глухонемых детей стали называться школами для детей со специализированными нуждами (school for special needs education). Дети с тяжелыми нарушениями обучаются в школах для детей со специализированными нуждами, а дети со сравнительно легкими нарушениями учатся в специализированных классах общих начальных и средних школ.Следует отметить, что благодаря этим изменениям охват детей, нуждающихся в специализированной помощи, расширился.

Раньше дети с отклонениями в развитии (без наличия умственной отсталости) обучались в общих классах школы и были лишены специализированной поддержки.

Но в 2001 году специальная комиссия указала на необходимость оказания специализированной педагогической высокофункциональным ayтизмом×поддержки, в частности, детям с LD •ADHD (high functioning autism: HFA), и с 2007 года дети с отклонениями в развитии (без наличия умственной отсталости) также стали объектом специализированной поддержки.В 2002 году было проведено общенациональное исследование. Анализ результатов показал, чтоб в общих классах начальных и средних школ около 6,3% учеников имеют отклонения в развитии без наличия умственной отсталости. В обычных начальных и средних школах Японии примерно по 40 учеников в классе, в каждом классе по 2-3 ученика с отклонениями в развитии.

Из них примерно 4,5% имеют проблемы с обучением, 2,9% — проблемы с поведением, 1,2% — и с обучением, и с поведением. Учитывая, что дети-инвалиды, являющиеся субъектами специализированной поддержки, составляют лишь 1,6%, становится очевидным, что дети с отклонениями в развитии составляют большую часть и работа с ними является одной из важнейших проблем современной Японии.2. Определение понятия «отклонение в развитии» в ЯпонииВ Японии термин «отклонение в развитии» (developmental disorder) толкуется неоднозначно.

Его традиционное определение и определение, используемое административными органами, не являются одинаковыми. Традиционно этот термин был обнародован в Америке в 1970-е годы. Он был закреплен законодательно и охватывал умственную отсталость, психические расстройства и явную отсталость в период раннего развития.

В настоящее время общепринято определение, закрепленное в законе «О поддержке детей с отклонениями в развитии», согласно которому Министерство образования выстраивает свою политику. ОпределениеЗакон о поддержке детей с отклонениями в развитии, параграф 1, пункт 2. Согласно этому закону термин «отклонение в развитии» определяется как аутизм (autism), синдром Аспергера (asperger syndrome; AS) и другие распространяющиеся отклонения в развитии (pervasive developmental disorder; PDD), трудности в обучении (LD), гипердинамия (ADHD) и другие подобные нарушения, связанные с функцией головного мозга, обычно проявляющиеся в раннем возрасте.Таким образом, в настоящий момент в Японии в образовании официально «отклонениями в развитии» признаны LD, ADHD, HFA, AS, HFPDD.3.Структура системы поддержки в школе(1) Школьный комитетВ школе учреждается специальный комитет.

Он состоит из административных работников (директор, завуч), преподавателей, которые ведут непосредственное обучение ребенка, координаторов (преподавателей школы, которые имеют знания в области специального образования) и внешкольных специалистов. Этот комитет является основным органом, который направляет образовательный процесс ребенка-инвалида, он кооперирует необходимые ресурсы для того, чтобы оказывать поддержку ребенку, преподавателям ребенка и школе в целом.(2) Роль координатора Роль координатора в школе очень важна. Координатор является первым связующим звеном в цепи по управлению деятельности комитета, а также осуществляет горизонтальные связи между специалистами.

Также он консультирует родителей ребенка.

Для того чтобы осуществлять эту деятельность, координатору необходимо иметь представление обо всем, что происходит в школе, и рационально подходить к проблемам специализированного образования ребенка.(3) Роль школьного психологаСистема школьных психологов начала свое существование в 1995 году в качестве эксперимента, поставленного Министерством образования Японии. Сейчас она существует практически во всех средних школах. Все школьные психологи имеют квалификацию практикующего психолога (clinical psychologist), они проводят оценку психического состояния, проводят консультации для детей, их родителей, а также для преподавателей школы.

Роль школьного психолога заключается в том, чтобы понять проблемы ребенка и найти пути их решения.(4) Назначение ассистентов в школыВ настоящее время во все начальные и средние школы назначаются ассистенты по специальному образованию (teaching assistant for special needs education; ТА).

Их роль заключается в том, чтобы ассистировать (оказывать методическую помощь) преподавателям во время уроков, а также оказывать непосредственную помощь нуждающимся детям. К ассистенту по специальному образованию нет особых квалификационных требований, однако для их подготовки школы и комитеты по образованию организуют специальные курсы. Таких ассистентов еще немного, и их не хватает, но спрос на эту специализацию растет, так как именно ассистенты осуществляют непосредственную детальную помощь детям с отклонениями в развитии.4.

Специализированное образование для детей с отклонениями в развитии в рамках общего класса(1) Создание индивидуального планаДля детей, которым необходима особая поддержка, преподаватели в содействии с координаторами разрабатывают индивидуальные учебные планы. Для создания плана собирается и обрабатывается информация о медицинской истории ребенка, воспитательной и образовательной истории, проводятся психологическая оценка и тестирование. Также собирается информация о семейной ситуации и учитываются пожелания родителей, и на основании этого вырабатывается траектория обучения ребенка, цели обучения, конкретное содержание обучения.

Индивидуальный план очень важен для того, чтобы адекватно оценить реальную ситуацию ребенка и предоставить наиболее подходящие методы обучения.(2) Конкретные примеры адаптивной педагогикиВ каждом классе, где есть дети с отклонениями в развитии, осуществляется всевозможное сопровождение в соответствии с характером отклонения, например:1. Ребенок с ADHD, который не может сконцентрироваться во время урока.

Проблема: ученик 1-го класса начальной школы не может спокойно высидеть урок, много двигается, встает и ходит по классу. Педагогическое решение: замечания и выговоры вызывают обратный результат, поэтому ребенку поручают задания организационного характера: раздать копии учащимся класса, принести необходимые материалы в класс, взять книги с полки, сделать запись на классной доске, то есть дают такую работу, которая позволяет двигаться.2. Пример выраженного аутизма с сильным пристрастием к чему-то.

Проблема: ученик 2-го класса начальной школы. Каждое утро, даже опоздав, не заходит в класс, пока не посмотрит и не поиграет со шторками вентиляции.Педагогическое решение: нельзя ругать ребенка и называть его эгоистом. Во-первых, необходимо признать, что это пристрастие — выражение интересов ребенка.

Такие пристрастия необходимо разумно использовать в повседневной жизни, например, поручить ребенку поливать цветы каждый день. Если хвалить ребенка сразу после того, как он выполнил такую работу, у него появится уверенность в себе.3.

Ребенок с LD, который пропускает строки при чтении учебника.Проблема: из-за затрудненности зрительного узнавания строки видятся смешанными, и чтение одной строки за другой по порядку осложнено.Педагогическое решение: сделана увеличенная копия учебника для облегчения чтения (или же возможно отсканировать текст, при этом изменив величину шрифта, чтобы сделать его удобным для чтения).

Также возможно использовать линейку при чтении, чтобы сконцентрировать внимание на строке, читаемой в данный момент.5.

Проблемы и перспективы обучения детей с отклонениями в развитииОбучение детей с отклонениями в развитии в настоящее время в Японии набирает обороты.

Однако в реальности остается много нерешенных проблем. Например, максимальное число учеников в классе 40 человек, по сравнению с западными странами это очень много. У детей с отклонениями в развитии зачастую проблемы с вниманием и общением, поэтому им необходима индивидуальная поддержка в маленьких группах, а в классах такой наполненности отклонения наоборот могут ярко выразиться.

Также одной из проблем является недостаточное количество ассистентов по специальному образованию. К сожалению, на сегодняшний день экономически возможно брать в штат школы только по одному ассистенту.

Этого, конечно же, недостаточно, учитывая, что до 6,4% детей в каждом классе нуждаются в особой поддержке.Кроме этого, дети с отклонениями в развитии часто проявляют проблемное поведение, за что с раннего возраста подвергаются выговорам учителей и родителей.

Из-за этого у детей зачастую заниженная самооценка. По этой психологической причине дети склоняются к антисоциальному поведению или же становятся пассивными, то есть встает проблема вторичного отклонения.

Построение более эффективной системы поддержки детей с отклонениями в развитии является одной из важнейших проблем Японии.

Итоги

Уже в детском саду японские малыши познают азы чтения и письма. Обязательное обучение начинается с 6 лет и заканчивается в 18-летнем возрасте. Именно по этой причине учащиеся из стран СНГ, желающие получить диплом японского вуза, должны либо год отучиться в университете на родине, либо пройти подготовительные курсы в Японии.

Бесплатное обучение предусмотрено только в младшей и средней школах государственного типа. Начиная уже со старших классов за получение знаний придется платить.

Университеты Японии

Среди японских университетов также существует своя иерархия.На высшей ступени престижа и популярности стоят несколько частных японских вузов.Таковых немного, и к их числу относятся, например, такие университеты, как Нихон, Васэда или Университет Хоккайдо Токай.Выпускники этих вузов составляют элиту экономики и политики страны.Поступить в эти университеты без серьёзной подготовки и специальных рекомендаций практически невозможно.Диплом любого из этих вузов даёт полную гарантию успешного трудоустройства независимо от оценок и иногда даже специальности.Ступенью ниже располагаются несколько государственных университетов, занимающих высшие строчки в рейтингах вузов Японии. К ним относятся, например, Гос.

Университет Иокогамы или Токийский технологический институт. Плата за учёбу в этих вузах меньше, но конкурс очень большой.Дальше идут остальные университеты, которые учреждены местными префектурами.Плата за обучение здесь небольшая и конкурс довольно умеренный.Самыми “непрестижными” считаются небольшие частные университеты.Их отличает высокая плата за обучение и диплом, который невысоко котируется при приёме на работу.Японская система образования является одной из самых грамотно выстроенных и эффективных в Азии и во всём мире, и именно она обеспечивает высокий уровень жизни и экономический рост в стране.

Школьное образование

в Японии построено на трёх ступенях:

  • Средняя ступень, занимающая 3 года.
  • Начальная школа, где обучаются на протяжении 6 лет.
  • Старшая школа – ещё 3 года.

Нумерация классов применяется не так, как на территории России.

Основная – внутренняя, а не сквозная разновидность. Стандартные обозначения – 4-ый класс начальной школы, первый класс средней школы, и так далее. Параллельные классы обозначают буквами из латинского алфавита.

Важно! Старшие школы или вузы в большинстве своём предоставляют услуги на платной основе. Государственная собственность в некоторых случаях способствует снижению цен.

Япония отличается хорошим развитием системы с частным образованием.

Только школьники и детсадовцы могут рассчитывать на бесплатные услуги в этой сфере.Учебный год составляется тремя триместрами:

  • Первый – с 6 апреля по 20 июля, после этого переходят к продолжительным летним каникулам.
  • В период между 7 января-25 марта – третий триместр.
  • От 1 сентября до 26 декабря – продолжительность второго триместра.

Перед первым триместром последняя неделя уходит на переход от одного класса к другому.

Начало обучения переносят на апрель из-за начала весны, периода цветения сакуры.Шестидневное обучение стандартно для большинства школ, лишь для некоторых случаев делают исключение, вводят пять дней.

Суббота обязательно должна быть выходным днём хотя бы два раза в месяц. Каждая школа сама выбирает программу, которую использует для ежедневного обучения. Но в основе любого варианта – только стандарты, разработанные государством.Для русских на территории Японии работает только 15 школ.

Они отличаются сложностью программ. Школьники часто просто не усваивают подобные объёмы информации.Полезно также почитать:

Методики раннего развития

В Японии многовековые воспитательные традиции гармонично сосуществуют с передовыми образовательными технологиями.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+