Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Сколько русских проживает в израиле

Сколько русских проживает в израиле

Сколько русских проживает в израиле

С 2003 года число израильтян, проживающих в России, увеличилось в шесть раз

ВСЕ ФОТО

По сообщению Центрального статистического бюро, с начала 90-х годов ХХ века в Россию эмигрировали 28,5 тысяч израильских граждан Также среди постоянно проживающих в России поданных Израиля большое количество тех, кто проводит много времени как в Москве, так и в Тель-Авиве Чаще всего, прошение об отказе подают те израильтяне, которые проживают в странах, не признающих двойного гражданства В настоящее время в России проживают 50 тысяч израильских граждан. Об этом говорят данные посольства Израиля в Москве, сообщает . По сообщению Центрального статистического бюро, с начала 90-х годов ХХ века в Россию эмигрировали 28,5 тысяч израильских граждан. Министерство иностранных дел отмечает, что еще тысячи израильтян живут в России по обычным визам, не подавая прошения об эмиграции, поэтому не включены в указанное число.Как сообщает газета , 99% израильских граждан, живущих в России — это репатрианты, вернувшиеся на родину из-за улучшения экономического положения в России и в свете нестабильной ситуации в сфере безопасности в Израиле.Также среди постоянно проживающих в России подданных Израиля большое количество тех, кто проводит много времени как в Москве, так и в Тель-Авиве.Издание приводит два свидетельства роста израильской эмиграции в Россию: длинные очереди в консульстве Израиля к окошку с надписью «только для израильских граждан», а также возобновление работы клуба «Даркон» в Москве.

Клуб в этом году проводил два значительных мероприятия — 28 марта, в день парламентских выборов, а также во время Ливанской войны, когда члены «Даркона» собирали пожертвования для восстановления детского сада в , разрушенного ракетными обстрелами.В Москве работают израильские рестораны, куда специально привезли поваров из Израиля, граждан страны можно встретить во многих компаниях в сфере высоких технологий, банках, страховых и рекламных агентствах России.

Yedioth Ahronoth отмечает, что подавляющее большинство «российских израильтян» не связаны с еврейскими организациями Российской Федерации.Министерство абсорбции Израиля заявило, комментируя эти сведения, что в среднем 10% репатриантов возвращаются в родные страны.

Для репатриантов из России этот показатель составляет менее 5%. «Правительство будет работать над уменьшением этого числа», — говорится в комментарии. Переезд в Россию — не единственная тенденция в израильском обществе. Израильтяне не только покидают свою страну, но и отказываются от гражданства. Согласно статистике отдела регистрации населения израильского МВД, число от израильского гражданства неукоснительно растет.

Согласно статистике отдела регистрации населения израильского МВД, число от израильского гражданства неукоснительно растет.

За последние четыре года уехали из Израиля и отказались от гражданства около 3000 человек.Большинство отказов от гражданства поступает в Израиль от людей, давно обосновавшихся в Европе. Чаще всего, прошение об отказе подают те израильтяне, которые проживают в странах, не признающих двойного гражданства. Люди отказываются от израильского подданства, чтобы получить гражданство в стране проживания и сопутствующие права, такие как: право на бесплатную учебу в университете, право на ипотечную ссуду на покупку жилья и социальные льготы.

Трудоустройство

Одним из способов получить в Израиле работу можно назвать государственные программы по привлечению иностранной рабочей силы.

При этом рассчитаны такие проекты не только на специалистов высшей категории, но и на тех, кто не боится работы и готов заниматься тем, что сами израильтяне делать отказываются, например ухаживать за больными или пожилыми людьми. В качестве временной работы здесь в сельском хозяйстве или на курортах. Больше всего повезло тем, чья специальность и опыт работы представляют интерес для экономики страны: медикам, инженерам, IT-специалистам.

Основным условием въезда в страну на работу является наличие разрешения и контракта с компанией, а у последней – еще и лицензии на прием в штат иностранцев. Найти работу репатриантам помогает специально созданное для этих целей кадровое агентство «Сохнут».

Что касается оплаты труда, то здесь достигает 10 тысяч шекелей в месяц (2 781 доллар США). Меньше всех получают грузчики, водители и разнорабочие на стройке. А вот оплата труда медиков и инженеров начинается от 15 тысяч шекелей в месяц (от 4 172 долларов США). Подводя итог, можно сказать, что успешная эмиграция в Израиль зависит от множества факторов, главным из которых является готовность влиться в среду с совершенно иными культурными традициями и бытом.

Подводя итог, можно сказать, что успешная эмиграция в Израиль зависит от множества факторов, главным из которых является готовность влиться в среду с совершенно иными культурными традициями и бытом.

Поделиться:

Как живут «русские» евреи в нерусском Израиле

Приехавший на свою историческую родину улыбающийся еврей в скором времени узнаёт, что его «соплеменники» вообще на бытовом уровне не считают его за еврея.

И, к его удивлению, называют его «русским» (этот этноним, даже без кавычек, используют как сами выходцы из СНГ, так и их новые сограждане). Расовый тип мигрантов из стран бывшего СССР очень отличается от внешности «сабров» (коренных израильтян) или, например, мизрахи́м («арабских» евреев).Менталитет, русский язык, причисление себя к более развитой в культурном отношении европейской цивилизации отличает их от аборигенов. Да и вообще признаки идентификации, манера поведения не совпадают с местными, даже наоборот противопоставляются им.Русофобия к евреям из РоссииВ Израиле развился феномен откровенной фобии к «русским» евреям.

Примером этого может служить сообщения самих израильских СМИ.

Недавно в интернете было выложено видео, которое показали по центральным каналам.

В нём коренная израильтянка напала на еврейку из СНГ в автобусе с криками: «я порву тебя, русская, порву прямо тут, русская!» и «проваливай в Россию!».

Особый резонанс также вызвал трагический случай, где русскоязычного гражданина убили «евреи из Марокко» из-за требования говорить на иврите. Участились случаи когда соседи вызывали полицию из-за того, что их согражданин слушал российскую музыку или дискриминировали на работе, если в графе «место рождения» стоял какой-нибудь город бывшего Советского Союза.

Участились случаи когда соседи вызывали полицию из-за того, что их согражданин слушал российскую музыку или дискриминировали на работе, если в графе «место рождения» стоял какой-нибудь город бывшего Советского Союза.

А несколько месяцев назад произошёл инцидент на одной из баз израильской армии в Хайфе, на входе в неё появилась табличка: «Приказом запрещено говорить по-русски».

Под давлением ортодоксальных евреев раздаются голоса о полном прекращении иммиграции из стран СНГ, так как, по их мнению, приезжие в большинстве своём атеисты (или имеют частичное нееврейское происхождение) и не могут считаться полноценными гражданами религиозного Израиля.Но не только на бытовом уровне проявляется эта, как считают, «русофобия». Существует огромное количество различных околонаучных псевдоисторических теорий и идеологических концепций, по которым «русские» евреи (как и все ашкеназы) являются потомками не выходцев из Израиля, а разноплеменного населения бывшего Хазарского каганата.

Порой даже на официальном уровне ставится под сомнение их этническое еврейское происхождение и чистота крови.

В ответ на это русскоязычные жители стали объединяться против дискриминации. Дошло даже до того, что среди недавних приезжих возник самый настоящий антисемитизм, русский национализм и стремление закрыться в своей общине от влияния окружающего израильского общества.

Весь Израиль находился в шоке, когда СМИ страны раструбили об аресте группы молодых «русских» евреев, которые создали тайную организацию.

Главным образом они занимались пропагандой среди своих соотечественников антиеврейских и прорусских взглядов. Но местные власти обвиняли их в избиениях ортодоксальных религиозных израильтян, арабских евреев, гомосексуалистов, распространении листовок и литературы определённой тематики.

Многие выходцы из бывшего СССР защищали парней, утверждая, что это всё происходит в ответ на низкий социальный статус и все издевательства, которые иммигранты терпят на новой родине.«Русский» ИзраильРаньше, до массовой репатриации, русский язык на землях современного Израиля использовали многочисленные паломники из России, посещавшие или долго жившие на территориях монастырей и земельных владений, которыми владела Российская Империя на Ближнем Востоке.

Многие выходцы из бывшего СССР защищали парней, утверждая, что это всё происходит в ответ на низкий социальный статус и все издевательства, которые иммигранты терпят на новой родине.«Русский» ИзраильРаньше, до массовой репатриации, русский язык на землях современного Израиля использовали многочисленные паломники из России, посещавшие или долго жившие на территориях монастырей и земельных владений, которыми владела Российская Империя на Ближнем Востоке. В начале XX века начался массовый выезд евреев из России. Идеолог правого сионизма, бывший одессит Владимир Жаботинский так в 1926 году описывает своё отношение к бывшей родине и русскому языку: «Для большинства из нас Россия давно стала чужой.

Нам глубоко безразлично, что случится с этой страной в будущем.

Но русский язык пристал к каждому уголку нашего сознания…».И сегодня евреи, приехавшие даже несколько поколений назад, создали настоящее подобие русской культурной жизни, этому способствует и стремление селиться между «своими». Образуются целые анклавы компактных поселений переселенцев из постсоветских стран.

В Израиле издают многочисленными тиражами русскоязычные книги, газеты и научные издания, вещают радиостанции, телевизионные каналы, создаются многочисленные интернет-сайты и даже театры.Алия («возвращение в Эрэц Исраэль») не только не превратила их в топливо для «плавильного котла», на что надеялись израильские власти, но наоборот сплотила, создала на новой территории особую субкультуру. Не многие с лёгкостью решались расстаться с русской (даже частичной) идентификацией.

Для «русских» евреев сегодня свойственно не только тёплое и бережное отношение к русской культуре, но и запоздалое осознание того, что они больше русские, чем собственно евреи. Израильский поэт Игорь Губерман так в стихах описывает этот феномен:

«Изверившись в блаженном общем рае,но прежние мечтания любя,евреи эмигрируют в Израиль,чтоб русскими почувствовать себя»

.Каждый пятый гражданин Израиля (20%) сегодня говорит на нашем с вами языке, который успешно передаётся молодому поколению, даже выходцы из других стран проявляют к нему интерес и начинают изучать. Сразу же после переселения в 90-е годы начали создаваться различные объединения, землячества и даже партии для «своих».

В Израиле ни одна политическая сила не может теперь игнорировать такое большое количество избирателей. Неоднократно ставился вопрос повышения статуса русского языка, вплоть до государственного.Кто они для нас и что с ними делать? В последние годы в Израиле сформировалась особая этническая группа русскоязычных евреев, которые в большей степени, чем это наблюдалось у них в России, начали ценить русские признаки идентификации.

Неприятие со стороны местного населения к приезжающим из стран СНГ и нежелание считать их «своими» со стороны чиновников — вызвало у них метаморфозы идентичности, сделало невозможным или затруднило интеграцию в израильское общество.

Сегодня более миллиона неинтегрированных «русских» считаются угрозой существования самого еврейского национального государства, и Израиль прилагает все усилия, чтобы их как можно быстрее ассимилировать.

Но они создали «маленькую Россию» внутри страны, начался и продолжается процесс формирования нового самостоятельного этноса (или субэтноса). К сожалению, у русскоязычных израильских евреев отсутствует какая-либо идеологическая концепция, признанная обосновать их связь с российской государственностью и русской культурой.

Если Россия стремится в будущем расширить и укрепить своё влияние на Ближнем Востоке, то нужно не дать «русскоязычным» бесследно раствориться в общееврейской этнической среде и требовать в будущем для них автономию. .Григорий Миронов

О жизни

В Израиле хорошая медицина.

Даже сложные заболевания включены в корзину минимального платного страхования.Школы невысокого уровня.

Если замечают, что ребенок хорошо учится, его приглашают в специальную школу на дополнительные занятия.

Так он может получить более высокий бал для поступления в университет.

За счет чего живет Израиль?


Израиль является молодым, но динамично развивающимся государством, ведущим активную инвестиционную и научную жизнь. Экономика страны питается за счет доходов из нескольких основных источников, в частности:

  • Сельскохозяйственная сфера. Труд евреев позволил превратить пустынные земли страны в цветущие сады. Сегодня на ее территории процветают и молочные фермы, и цитрусовые плантации.
  • Медицинские услуги. Высококлассные специалисты и современное оборудование привлекают пациентов со всего мира.
  • IT-технологии. В стране открыты представительства крупнейших мировых IT-корпораций. Даже студенты имеют возможность высказать идею для стартапа в этой отрасли и получить финансирование для ее реализации.
  • Туристический сектор. В этой отрасли трудится почти 10% населения. Климатические условия, наличие трех морей, а также многочисленные памятники истории и религии позволяют принимать иностранных гостей круглый год. Доход от туризма достигает 15 млрд. долларов.
  • Алмазная биржа. Особая сфера, попасть в которую могут лишь инвесторы.

Перспективы развития Израиля связаны также с многомиллионными инвестициями от США и стран Евросоюза.

Где лучше всего жить в Израиле

Ответить на вопрос, где российским мигрантам лучше всего обосноваться в Израиле, довольно трудно. Это зависит от того, какие цели ставит перед собой человек на новой родине, от его образования и специальности, а также от финансовых возможностей.Те, кого привлекает жизнь в сельской местности и идея социального равенства, могут устроиться в кибуц.

В коммуны принимают мужчин и женщин моложе 35 лет, испытательный срок составляет 1 год.Города в Израиле с русской агломерацией – Тель-Авив, Бат-Ям и Хайфа.«Русским районом» Тель-Авива считается квартал в районе улицы Алленби, но русскоязычные вывески можно встретить по всему городу. В столице можно найти работу в любой сфере, от транснациональной корпорации до мелкого частного бизнеса.Многие выходцы из постсоветских стран работают в Тель-Авиве, но живут в Бат-Яме – небольшом городке в нескольких километрах от столицы.
В столице можно найти работу в любой сфере, от транснациональной корпорации до мелкого частного бизнеса.Многие выходцы из постсоветских стран работают в Тель-Авиве, но живут в Бат-Яме – небольшом городке в нескольких километрах от столицы.

Жилье там дешевле, и добираться до места работы не слишком долго.В Хайфе много промышленных предприятий, которые принимают на работу приезжих инженеров и технологов. В конце ХХ века «русским районом» города считался Адар, но за последние 20 лет большинство его обитателей перебралось в более комфортабельные части города.Русский квартал в Израиле – явление, которое постепенно уходит в прошлое. В последние годы мигрантов из РФ приезжает мало, и они не стремятся селиться рядом с бывшими соотечественниками.

Цены на продукты питания

Что касается продуктов питания, то они здесь дороже, чем в России, но не глобально.

Например, литр молока обойдется примерно в 100 рублей, килограмм куриного филе — в 500 рублей, а десяток яиц — в 170 рублей. Все цены, конечно, будут в местных шекелях.

Ну а фрукты и овощи по цене приятно удивят — благо они тут свои.Речь, конечно, идет о супермаркетах, рассчитанных на местных жителей, в магазинах на туристических улицах цены могут быть выше в несколько раз.

Подробную информацию о ценах в Израиле и других странах можно почерпнуть на этом специализированном ресурсе.

Израиль 2020 — Как евреи относятся к русским?

(наш отзыв)

Всем привет. Евреи любят повторять, что рады всем гостям, независмо от их цвета кожи и национальности. Но при этом, обсчитать туриста или подсунуть товар плохого качества — для них это раз плюнуть.

А уж если турист приехал из России, то для евреев это как красная тряпка для быка — мы же, русские, народ доверчивый. После поездки в Израиль, я понял, как же на самом деле евреи относятся к русским.

Сейчас обо всем расскажу по порядку.ТЕКСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДАННОЙ СТАТЬИ ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ КАНАЛА TrueStory И ЗАЩИЩЕНЫ АВТОРСКИМ ПРАВОМ. ПОЛНОЕ ИЛИ ЧАСТИЧНОЕ КОПИРОВАНИЕ И ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗРЕШЕНО ТОЛЬКО ПРИ УКАЗАНИИ ГИПЕРССЫЛКИ НА КАНАЛ TrueStory! — Начну с того, что для местного населения в Израиле, русскими считаются все, кто говорят на русском языке.

Другими словами, все выходцы из бывших Советских Республик — русские.

Я даже стал свидетелем того, как в Иерусалиме уличный торговец бегал за толпой казахов, которые отдыхали организованной группой, и кричал на плохом русском:»Братья, я очень люблю Россию!

Мой дед был русский! Мы должны друг друга поддерживать — купите икону!»Разумеется, казахи не обращали на него ни какого внимания, а я лишний раз убедился, что евреи не прочь поспекулировать на про-русской теме.Ну, еще бы! Русские — очень набожные, и попав в такое святое место, как Иерусалим, да еще и оказавшись рядом со Стеной плача, некоторые будут готовы отдать последнюю рубашку, если вдруг потребуется.

Так что, для какой-нибудь сердобольной русской тетушки покупка той иконы втридорога не будет казаться глупым решением. Кстати, пока мы отдыхали в Израиле, я узнал, что в стране проживает почти два миллиона русских. А если говорить точнее, то русскоговорящих.

В любом случае, это почти 17% от общей численности населения Израиля. Соответственно, мне стало любопытно, как же «наши» люди интегрировались в еврейское общество.Решил спросить нашего гида, который, кстати был русский (из Воронежа) и уже несколько лет жил в Израиле, как он уживется с местными.

Вот что он ответил:»Чтобы в Израиле тебя считали за человека, нужно знать их язык.

Первое время, как я сюда переехал, общался только с русскими — тут довольно много наших общин. Но потом понял, что если хочу нормальную работу, то нужно учить иврит — без него тут никуда. Окончил годовые курсы и устроился гидом.

До этого меня не хотели брать, потому что работа подразумевает не только общение с русскими туристами, но и общение с местным население, решение всяких проблем и вопросов. Так что сейчас стало более менее.»С одной стороны, логика была правильная: приехал жить в чужую страну — учи язык. Но с другой, было непонятно, откуда взялось предвзятое отношение к тем, кто языка не знает.

Сразу стало обидно, что на практике слова евреев расходились с действительностью. И это с их-то историей!Когда мы просто гуляли по городу, то особых проблем с местными у нас не возникало.

В принципе, везде, куда мы заходили нас обслуживали, как и всех остальных. В некоторых кафе Иерусалима даже было меню на русском.

Это нас приятно порадовало. А вот сдачу периодически «забывали» принести, и приходилось вылавливать официанта, чтобы получить назад свои деньги. Это чисто еврейский подход — ничего не скажешь. Мы же русские, значит богатые!Был у нас один забавный случай.

Когда мы гуляли по Иерусалиу, я увидел как евреи выясняли отношения с какими-то туристами.

Из разговорая понял, что это были украинцы и они чем-то не угодили местным. Вмешиваться я не стал, но очень хотелось сказать словами еврейского торговца возле Стены плача:»Мужики, да вы чего ругаетесь?

Мы же братья!» Хотя вряд ли и те, и другие оценили бы мои слова!Друзья, а Вы были в Израиле? Расскажите, как к Вам относились местные. Были ли какие-то проблемы или все прошло нормально?

Пишите в комментариях Ваши отзывы.Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал TrueStory, чтобы всегда оставаться в курсе самых актуальных и интересных новостей из мира путешествий.

Каково отношение к россиянам в израильском обществе

Большинство российских эмигрантов, переезжая в Израиль, полагают, что они будут там как дома.

Но это не всегда так. Неполных семей (с одним родителем) – 16,6% (13% по еврейскому сектору в целом).

Среднее число детей в репатриантских семьях – 1,74, в отличие от 2,33 ребенка в целом по еврейскому сектору. 14% детей живут в неполных семьях (в целом среди евреев таких детей 8%) В 2013 году в Израиле сочетались браком 2495 еврейских женихов, приехавших из стран СНГ, и 3379 невест. При этом 62% русскоязычных женихов взяли замуж русскоязычных невест, 46% русскоязычных невест вышли замуж за русскоязычных женихов.

6% мужчин и 17% женщин сочетались браком с выходцам из стран Азии и Африки. При этом в том же году 6128 израильтян, приехавших из бывших советских республик, подали заявку в МВД на регистрацию брака, заключенного за границей. В течение первого года жизни в этой стране им платится денежное пособие, на которое можно прожить и заплатить за аренду жилья.

Для иммигрантов предусмотрен курс по изучению иврита, который длится в течение 5 месяцев и затем они могут узаконить свой документ об образовании, чтобы трудоустроиться по профессии. Для семейных пар, у которых есть дети и одиноких переселенцев существует программа «Первый дом на родине».

По этой программе они имеют возможность пожить в коммуне около 365 дней, изучить язык и познакомится с культурой еврейского государства. Пожалуй, самой главной ошибкой русских иммигрантов является общение в русскоязычной культурной атмосфере. Те, кто смотрит сериалы на русском языке и следит за жизнью на бывшей родине, вряд ли смогут успешно организовать жизнь и карьерный рост в Израиле.

В течение 90 дней появляется возможность увидеть все достопримечательности, проникнуть в местный менталитет, культуру. Вопрос об иммиграции и получении гражданства решается сейчас быстрее и проще, чем ранее.

Государство Израиль. Население

ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ.

НАСЕЛЕНИЕ Содержание:

  • Современное еврейское население Израиля сложилось из репатриантов из стран рассеяния, и его этнический состав является отражением (хотя не всегда статистически репрезентативным) этнического состава мирового еврейства, составляющего один народ, объединенный общностью происхождения, религии, духовного наследия и национального самосознания (см. ). Вместе с тем, двухтысячелетнее существование еврейского народа в привело к его фрагментации на отдельные общины с разными языками повседневного общения, некоторыми различиями в религиозных обрядах, а также в сложившихся формах быта, фольклорных и культурных традициях и т. п. Еврейские общины испытывали влияние культур окружающих народов и жили в обществах с различными экономическими и политическими укладами. На основании происхождения от соответствующих этнолингвистических групп еврейское население Израиля делится (по приблизительным расчетам) следующим образом. К , языком повседневного общения которых в странах рассеяния был , принадлежат выходцы из Восточной и Центральной Европы, Северной Америки, Южной Африки и Австралии и абсолютное большинство выходцев из стран Западной Европы и Южной Америки. (В странах Западной и Центральной Европы уже несколько столетий ашкеназы пользуются языками окружающих народов). Ашкеназы составляли подавляющее большинство населения ; в момент образования Государства Израиль, в 1948 г., выходцы из стран Европы и Америки (не считая их детей, родившихся уже в Эрец-Исраэль) составляли 54,8% населения страны. В 1950-х гг. в результате массовой репатриации из арабских стран доля ашкеназов в еврейском населении Израиля понизилась до 36,5% (данные 1958 г.). В настоящее время, благодаря массовой репатриации из бывшего Советского Союза, ашкеназы составляют 58,3% от общего количества израильтян, не являющихся уроженцами Израиля, по крайней мере, во втором поколении (по отцу). Наиболее крупные из ашкеназских общин Израиля (выходцы из данной страны и их потомки по мужской линии) — польская, русская и румынская. К , языком повседневного общения которых в странах рассеяния был , относятся выходцы из стран Балканского полуострова (, , ) и Анатолии (), часть выходцев из , небольшая часть выходцев из Северной Африки, а также незначительная часть — из , и . Сефардская община Израиля по своей численности составляет подавляющее большинство всех сефардов мира. Около 35% еврейского населения Израиля (исключая уроженцев страны во втором поколении) составляют выходцы из арабского мира, языком повседневного общения которых были диалекты арабского языка. Самые большие общины — выходцев из (661 тыс. — почти половина всех выходцев из арабских стран), из (245,5 тыс.) и (146 тыс.). Незначительную часть населения Израиля (менее 5%) составляют выходцы из иранского мира, языком повседневного общения которых были диалекты иранской группы: иранские евреи (бо́льшая часть общины), (приблизительно половина общины), (приблизительно 1/5 общины) и афганские (вся община). Особые этнолингвистические группы — (вся община), пользовавшиеся диалектами ; выходцы из Грузии (приблизительно половина всей общины), пользовавшиеся в повседневном общении грузинским языком; (половина всей общины) из индийского штата Махараштра, говорившие на диалекте языка маратхи; евреи (приблизительно половина всей общины), говорившие по-амхарски; кочинские евреи с Малабарского побережья Индии (вся община), говорившие на малаялам, и крымские евреи (см. ), говорившие на крымско-татарском языке (на том же диалекте говорила часть ). Более общим делением, не всегда совпадающим с этнолингвистическим, является деление на выходцев из стран Европы и Америки и стран Азии и Африки, принятое в израильской статистике. Основанием для такого деления служит различие типов общества — индустриального и традиционно-патриархального, — наложившего отпечаток на образ жизни, характер и уровень образования, характер экономической деятельности и структуру семьи местных еврейских общин и во многом определившего социально-экономическое положение выходцев из этих общин после их репатриации (см. ). Как во многих других обществах со сложной этнической структурой, среди еврейского населения Израиля действуют две параллельные тенденции — к интеграции и созданию унифицированных типов и к поддержанию и развитию общинного плюрализма. Общий язык, общая религиозная традиция, сионистская идеология, социальная интеграция в рамках смешанных городских кварталов, школы и армии, а также целенаправленная государственная политика, способствующая интеграции выходцев из восточных общин в социально-экономической структуре израильского общества, западного по своему типу, привели к быстрому развитию процесса культурной и социальной консолидации еврейского населения и к постепенной унификации поведенческих норм, семейной структуры и т. п. (см. ниже ). Тем не менее, несмотря на устойчивую тенденцию к сглаживанию социально-экономического неравенства между выходцами из стран Европы и Америки и стран Азии и Африки, разрыв еще не преодолен и остается одной из наиболее актуальных проблем израильского общества. Тенденция к общинному плюрализму проявляется главным образом в сфере культурной деятельности и в поддержании (а зачастую — уже в воссоздании) бытовых и фольклорных традиций. С середины 1970-х гг. возрос научный интерес к этнографическим и культурным особенностям и истории еврейских общин, в первую очередь — восточных. Литературные произведения, созданные в , включаются в обязательные программы школьного обучения. Элементы культур различных общин становятся частью общеизраильской культуры (например, музыкальный и танцевальный фольклор евреев Йемена, праздник марокканских евреев и т. п.; см. ). . В Израиле насчитывается около 15 тыс. караимов, представителей секты, отделившейся от в 8 в. Наиболее значительные караимские общины — в и ; караимы живут также в , , , , Кирьят-Мал’ахи, , и и . Караимы начали селиться в Эрец-Исраэль с 9 в.; после образования Государства Израиль в страну прибыли караимы из Египта (две тысячи), а также из Ирана и Турции. Всеизраильский религиозный совет и религиозный суд караимов находятся в Рамле. В Министерстве религий существует специальный отдел по делам караимов, поддерживающий тесные связи с руководством общины. Государство финансирует религиозные занятия детей караимов в государственных школах. Члены общины несут обязательную воинскую повинность. . В Израиле живет около 640 , потомков некогда многочисленного населения , происшедшего из смешения евреев, оставшихся в Эрец-Исраэль во время , с переселенными сюда жителями из других районов Вавилонии. Около половины самаритян живет в отдельном квартале в , где в 1983 г. был открыт общинный центр имени ; другая половина живет в (близлежащая гора служит самаритянским культовым центром). Министерство религий участвует в расходах на жалование кохену общины Холона, на содержание молельного дома и т. п. Израильское правительство финансировало также ремонтно-строительные работы, проводимые общиной Шхема на горе Гризим. Самаритяне, граждане Израиля, несут обязательную воинскую повинность. В начале 2004 г. в Израиле проживали 1 млн 311 тыс. арабов, в том числе бедуины (см. ниже) — около десяти процентов мусульманского населения Израиля, около 111 тыс. друзов и около 3,5 тыс. черкесов (потомков выселенных сюда после завоевания Кавказа Россией), армян и греков. Деление по этническому принципу дополняется делением по вероисповеданию. Большинство арабов (около 1 млн 82 тыс.) — мусульмане; около 117 тыс. арабов, а также армяне и греки принадлежат к различным христианским церквям. Религия друзов — особая форма монотеизма. В Израиле проживают также около 1,5 тыс. алавитов (см. ниже) и несколько сотен приверженцев бехаизма — иностранных подданных, являющихся священнослужителями в мировом центре бехаистской религии в , где находятся усыпальница Мирзы Али Мухаммада (построена в 1953 г.), основоположника и проповедника бехаистской веры, Центральный архив бехаизма (создан в 1957 г.) и Дом всемирной справедливости (построен в 1984 г.); в Акко находится могила создателя бехаистской общины — Мирзы Хусейна Али, в личности которого, как считают приверженцы бехаизма, воплотилось пророчество Али Мухаммада. составляют 15,9% населения Израиля и 67,6% его нееврейского населения. Подавляющее большинство израильских мусульман — сунниты. В селении Кабабир (в городской черте Хайфы) проживает около тысячи приверженцев секты Ахмадие. В Акко находится духовный центр основанного в 1849 г. пиетистского суфийского ордена ал-Шазилие с мечетью, где захоронены основатель ордена и его преемники. С образованием Государства Израиль арабы-мусульмане превратились из доминирующей религиозно-этнической группы в национальное меньшинство, а сложившаяся в период британского мандата общинная организация распалась. Ее высший официальный орган, Верховный мусульманский совет, возглавлявшийся иерусалимским муфтием , перестал функционировать уже в 1937 г., с бегством муфтия за границу, и поныне не восстановлен. В ходе большинство религиозных и общественных лидеров общины покинули страну. Государство Израиль в лице Министерства религий приняло меры к восстановлению кадров мусульманского духовенства, органов шариатского судопроизводства, управления святыми местами и использования — средств, отказанных на религиозные и благотворительные нужды (образовательных, медицинских и филантропических заведений, содержание мечетей, кладбищ и т. п.). Наряду со строительством новых мечетей (самая большая — мечеть Мира в , 1965 г.), реставрированы мечеть ад-Джаззар в Акко, Большая мечеть в Рамле и мечеть Хасан-Бек в . Распределением средств, в том числе субсидий Министерства религий, ведает комиссия, в состав которой, наряду с чиновниками соответствующих правительственных ведомств, входят представители мусульманской общины. Кадры мусульманского духовенства, в основном имамы, формируются из местных жителей: лица, прошедшие экзамен у кади (судьи), по его рекомендации назначаются на соответствующий пост Министерством религий, которое берет на себя выплату жалования. Пятница (день молитвы) и другие праздники официально признаны в Израиле нерабочими днями для мусульман (Закон о рабочем времени и отдыхе от 1951 г.). Каждое утро израильское радиовещание на арабском языке передает стихи из Корана, а по пятницам и праздничным дням — молитвы и проповеди. Совместными усилиями представительных органов мусульманской общины и израильских дипломатов в 1977 г. мусульмане Израиля добились согласия соседних арабских стран на хадж (паломничество в Мекку). Основы ислама преподаются в государственных общеобразовательных арабских школах. После неудачной попытки возобновить преподавание ислама на высшем уровне в колледже Ахмадия в Акко, был открыт религиозный исламский колледж в Хевроне (см. ). Высшее руководство мусульманской общины отказывается от официальных контактов с израильскими властями, однако поддерживает и развивает неофициальные связи. Арабы-мусульмане освобождены от воинской повинности. (на арабском языке баду, множественное число бадауи; от бадия — пустыня), арабы-кочевники. В Израиле бедуины живут в , в Иудейской пустыне и в Галилее. Традиционный кочевой образ жизни они ведут в Негеве и в Иудейской пустыне, в то время как в Галилее осели и живут в деревнях. Во время Войны за Независимость главные бедуинские кланы воевали против Израиля, а после поражения арабских армий многие бедуины эмигрировали. Так, в 1931 г., при переписи населения, в Негеве насчитывалось примерно 75–100 тыс. бедуинов, в 1953 г. их было зарегистрировано около 11 тыс. После образования Государства Израиль в Галилее бедуинские племена окончательно перешли к оседлому образу жизни, а в Негеве им была отведена территория между и . Основным занятием бедуинов по-прежнему остается сельское хозяйство. Бесконтрольный выпас скота бедуинами иногда приводит к ущербу для сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных угодий и , потому сегодня четко определяется территория пастбищ (ее размеры меняются в зависимости от времени года). Наблюдается тенденция к расширению круга профессий у бедуинов, несмотря на это, проблема безработицы в бедуинском секторе стоит весьма остро. Продолжаются попытки государственных органов способствовать переходу бедуинов Негева к оседлому образу жизни. Так, был построен , созданы поселки , Ксейфа, Хура и другие, однако большинство бедуинов по-прежнему предпочитают жить в палатках. Бедуины являются мусульманами-суннитами. Большинство были неграмотными и, соответственно, не могли читать . Очевидно, по этой причине в религии бедуинов имелось немало отличий от традиционного ислама, некоторые из них сохраняются и до сих пор. В последние годы наблюдается тенденция к приближению бедуинов Израиля к традиционному исламу. В бедуинских городах и поселках городского типа строятся мечети, с распространением грамотности улучшается знание законов ислама. В целом бедуины являются лояльными гражданами Израиля. Хоть военная служба для них не обязательна, многие вступают в Армию обороны Израиля добровольно. Наряду с этим, время от времени возникают конфликты между государством и бедуинским населением, связанные с незаконным использованием земли и строительством. — название историко-этнографической группы, объединяющей адыгские народы Северного Кавказа и Абхазии с незначительным включением чеченцев, относящихся к вайнахской группе. Сложились во второй половине 19 в. после выселения с Кавказа в Османскую империю. Черкесы исповедуют ислам суннитского толка. В Израиле по данным 2002 г. около 3,5 тыс. черкесов (самоназвание адыгэ). Они живут в галилейских деревнях (2800 жителей) и (800 черкесов и 200 арабов). Черкесы прибыли в Эрец-Исраэль в 1870-е гг. Рихания была основана на землях, конфискованных турецкими властями у арабской деревни Алма, что вызвало недовольство местного населения. Кафр-Кама была основана на развалинах поселения византийского периода. И в данном случае земли были предоставлены властями Османской империи. Черкесы из Кафр-Камы охраняли еврейские поселения периода первой и второй , в частности Иланию, Явниэль, Кфар-Тавор и другие. В деревенских школах занятия проходят на иврите, изучаются также арабский и английский языки, а с шестого класса — адыгейский, на котором говорят черкесы. В 1956 г. представители черкесов заключили с израильским правительством договор об обязательной военной службе для юношей. С тех пор все больше черкесов, отслужив положенный срок, становятся кадровыми военными. составляют 2,1% населения Израиля и 9,1% его нееврейского населения. Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям, связанным с четырьмя основными церквями: православной, католической, монофиситской и протестантской. Среди православных церквей в Израиле наиболее крупная греческая православная церковь; во главе ее стоит патриарх, занимающий ведущее положение среди христианского духовенства страны. В Израиле действуют основанная в 1874 г. русская духовная миссия Московской патриархии во главе с архимандритом (масштабы ее деятельности несоизмеримы с существовавшими до 1917 г.), миссия американской православной церкви (выделившаяся из состава русской церкви в 1970 г.) и миссия румынской православной церкви. Католическая церковь в Израиле насчитывает около двадцати пяти тысяч прихожан, однако вместе с шестью униатскими церквями (восточные церкви, сохраняющие свою структуру и обряды, но признающие главенство папы: греко-католическая — около 46 тыс. прихожан, маронитская — около шести тысяч, армяно-католическая, сиро-католическая, халдейская и коптская — несколько сотен прихожан в каждой) объединяет около 2/3 всех христиан страны. Самой римско-католической церкви принадлежит разветвленная сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений. Греко-католическая церковь действует главным образом на севере страны (Хайфа, Назарет, Акко, и села Галилеи). Монофиситская церковь представлена в Израиле армянской апостольской (григорианской) — около 1,5 тыс. прихожан, из которых приблизительно половина живет в армянском квартале в Старом городе Иерусалима, коптской — около тысячи прихожан, сирийской (яковистской) — около тысячи прихожан, и эфиопской — около 100 прихожан. Протестантизм насчитывает в Израиле около 20 различных направлений (всего — около трех тысяч приверженцев). Наиболее крупные протестантские церкви в Израиле — арабская лютеранская (около тысячи прихожан) и отпочковавшаяся от англиканской — арабская евангелическая епископальная (две тысячи прихожан). Внутренняя автономия христианских общин, признанная турецкими и подтвержденная британскими мандатными властями, а затем Израилем, распространяется на управление находящимися во владении общин святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство (см. ). В силу так называемых «капитуляционных» соглашений, заключенных турецкими властями с европейскими державами и признанных последующими правительствами, церковное имущество освобождено от большей части государственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан Израиля. Христианские общины содержат свои начальные и средние школы. По просьбе греко-католической церкви и баптистской церкви Министерство образования и культуры официально признало их школы и приняло на себя выплату заработной платы преподавательскому составу (см. ). В 1960–1990-х гг. было сооружено и реставрировано значительное число церквей, монастырей и религиозных школ. Многие святые места были реставрированы или отремонтированы, значительные строительные работы для обеспечения доступа к святым местам были осуществлены за государственный или муниципальный счет (в Старом городе Иерусалима, у озера Киннерет и в других местах). По традиции представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий , торжества по случаю и т. п.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин (освящение церквей, возведение в сан высших иерархов и т. п.), а также на рождественскую и пасхальную службы. В канун нового года (по григорианскому календарю) президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны. Арабы-христиане в Израиле освобождены от воинской повинности. представляют религиозно-этническую группу, возникшую в начале 11 в. в результате раскола в исмаилизме (течении шиитского ислама). Религия друзов является эзотерическим учением, совмещающим монотеизм с учением о последовательном воплощении Бога в семи праведниках (, , , , , и Мухаммад ибн Исма‘ил, последний халиф из династии Фатимидов, 996–1021 гг.), каждый из которых дополняет знание, открытое людям его предшественником. Израильские друзы, составляющие около 3,3% от общей численности общины (около трех миллионов), в своем большинстве находящейся в Ливане и Сирии, живут в деревнях Галилеи, на горе и на Голанских высотах (см. ). В 1957 г. друзы Израиля были официально признаны в качестве самостоятельной религиозной общины с официальным органом — религиозным советом. В 1963 г. была учреждена система друзского судопроизводства, частью которой был признан местный религиозный суд друзской общины на Голане после его аннексии в 1981 г. Друзы (за исключением тех друзов, живущих на Голане, которые отказались от принятия ) подлежат обязательной воинской повинности. — религиозная секта, последователи которой, известные также под названием нусайриты, проживают в основном в Сирии и Южной Турции. В Израиле около 1,5 тыс. алавитов живут в деревне Раджар на ливанской границе. Религиозная доктрина алавитов возникла в 9–10 вв. Их вероучение хотя и близко к исмаилитам (одно из основных направлений шиизма), однако включает также элементы древневосточных астральных культов и христианства. Они признают основные догмы ислама, но толкуют их аллегорически. Алавиты, подобно друзам, соблюдают принцип «сокрытия» — секретности своей веры. В своих деревнях они строят мечети, но почти не посещают их. Отмечают мусульманские праздники, такие как Ид ал-Фитр и шиитский траур Ашура (по лунному мусульманскому календарю), а также Навруз (Новый год — 21 марта, день весеннего равноденствия, доисламский праздник, заимствованный арабами у персов; отмечается в ряде мусульманских общин мира, на Ближнем Востоке — у шиитов) и Рождество по солнечному календарю; используют вино в своих религиозных обрядах. Отношение к алавитам со стороны мусульман неоднозначное. Большинство суннитов не считает их мусульманами, а ливанский шиитский лидер, имам Муса ал-Садр, издал в 1974 г. религиозное постановление, гласящее, что алавиты являются мусульманами-шиитами. Деревня Раджар находилась на территории Ливана, была передана Сирии незадолго до и занята израильскими войсками в 1967 г. как часть сирийской территории. С 1982 г. жители деревни имеют израильское гражданство, но не служат в армии. В 2000 г., после выхода израильских войск из Ливана, возник территориальный конфликт, когда выяснилось, что часть деревни фактически находится на ливанской территории. В начале 2002 г. деревня подверглась обстрелам Хизбаллы, в результате которых были раненые среди ее жителей. По данным на апрель 2004 г., население Израиля составляет 6 млн 780 тыс. человек. В момент создания государства в нем было лишь 806 тыс. жителей. Хотя население страны продолжает увеличиваться, темпы его роста сокращаются: в 2001 г. он составил 2,1%, в 2002 г. — 1,9%, в 2003 г. — 1,8%. Ввиду более высокой рождаемости в арабском секторе и непрерывно снижающейся доле евреев в составе репатриантов из стран СНГ удельный вес евреев в населении Израиля сократился с 81,8% в декабре 1990 г. до 77,8% в декабре 2000 г. и до 76,5% — в декабре 2003 г. Таблица 1. Динамика роста населения Израиля Год Еврейское население(тыс. чел.) Нееврейское население(тыс. чел.) Всего Доля евреев в общей численности населения (%) 1948 716,7 156,0 872,7 82,1 1950 1203,0 167,1 1370,1 87,8 1955 1590,5 198,6 1789,1 88,9 1960 1911,3 239,1 2150,4 88,9 1965 2299,1 299,3 2598,4 88,5 1970 2582,0 440,1 3022,1 85,4 1975 2959,4 533,8 3493,2 84,7 1980 3282,7 639,0 3921,7 83,7 1985 3517,2 709,0 4226,2 83,2 1990 3946,7 875,9 4821,7 81,8 1995 4522,3 1090,0 5612,3 80,6 2000 4955,4 1413,9 6369,3 77,8 2001 5025,0 1483,8 6508,8 77,8 2002 5094,2 1536,9 6631,1 76,8 2003 5143,0 1573,0 6716,0 76,5 Источниками прироста населения могут являться как разница между среднегодовыми показателями рождаемости и смертности, так и положительный миграционный баланс. В декабре 2002 г. население Израиля насчитывало 6 млн 631 тыс. человек. Естественный прирост населения в том же году составил 100,8 тыс. человек. При этом еще 21 тыс. человек добавилась за счет положительного миграционного баланса. Таким образом, население Израиля в 2002 г. увеличилось на 122 тыс. человек (1,9%). Для сравнения можно привести следующие данные. С 1996 г. по 2000 г. население Израиля увеличилось на 757 тыс. человек: на 460 тыс. благодаря естественному приросту и, кроме того, еще на 296 тыс. за счет положительного миграционного баланса. Таким образом, годовой процент прироста населения в этот период достиг 2,6%. С точки зрения миграционного баланса, наиболее плодотворным явился период с 1990 г. по 1995 г., когда население Израиля увеличилось за счет притока репатриантов (593 тыс.) в большей степени, чем благодаря естественному приросту (465 тыс.). В общей сложности за этот период годовой процент прироста населения составил 3,5%. В 2002 г. еврейское население увеличилось на 69 тыс. человек, из которых 61 тыс. добавилась за счет естественного прироста и 9,3 тыс. — за счет миграционного баланса. При этом наиболее высокий годовой прирост населения наблюдался среди еврейских жителей Иудеи, Самарии и Газы (5,6%), тогда как в Тель-Авивском округе он носил отрицательный характер (–0,3%). В 1961–71 гг. среднегодовой процент прироста еврейского населения составлял 3%. Затем он снизился до 2,2% в 1972–82 гг. и до 1,5% в 1983–89 гг. Впоследствии наблюдался резкий подъем — 3,4% в 1990–95 гг. (главным фактором, повлиявшим на этот рост, была массовая алия из СССР/СНГ), а после этого — почти столь же резкое снижение (в 1996–99 гг. среднегодовой процент прироста населения составил 1,8%, в 2000 г. — 1,7%, в 2001 г. и 2002 г. — 1,4%). Демографическая ситуация в мусульманском секторе носит иной характер: в 2002 г. мусульманское население страны увеличилось на 33,7 тыс. человек, почти целиком благодаря естественному приросту, тогда как общее число населения составило один миллион четыре тысячи человек. Таким образом, годовой процент прироста составил 3,4%. Для сравнения: в период с 1996 г. по 2001 г. мусульманское население страны увеличилось на 158 тыс. человек, что составило 3,6% годового прироста. В целом рост мусульманского населения постепенно замедляется. Более низкий годовой прирост населения, чем в 2002 г., наблюдался в мусульманском секторе лишь в промежутке между 1983 г. и 1989 г. — 3,2%. Однако в последующий период, с 1990 г. до 1995 г., годовой прирост мусульманского населения возрос до 3,7% и вновь начал постепенно снижаться. И тем не менее, существующий на сегодняшний день годовой прирост мусульманского населения Израиля является одним из самых высоких в мире (для сравнения: 2,8% в Сирии и Иордании и 2,1% в Египте). При этом среди арабов–жителей Иудеи, Самарии и — население увеличивается еще более быстрыми темпами — 4,8% в год. Среди христианского населения страны годовой прирост в 2002 г. составил лишь 1,3%, тогда как в 2001 г. и 2000 г. он достигал 2,5%. При этом если в еврейском и мусульманском секторе годовой прирост населения последовательно снижается от года к году, то в составе христианского населения подобной последовательности не наблюдается. В 1961–71 гг. его годовой прирост составлял 2,9%, в 1972–82 гг. — 1,8%, а в 1996–2000 гг. он возрос до 2,3%. Объясняется это тем, что миграционный баланс играет в ежегодном увеличении христианского населения гораздо более значимую роль, нежели в других секторах. Например, в 2001 г. положительный миграционный баланс составил 50,2% от общего прироста, в 2000 г. — 59,8%, а в 1990–95 гг. — 78,9% (в результате общий прирост христианского населения в этот период достиг 7,2%). Сегодня в Израиле живут 5 млн 181 тыс. евреев — 76,4% от всего населения, 1 млн 311 тыс. арабов — 19,3%; 288 тыс. человек принадлежат к иным национальностям и вероисповеданиям. Среди последних имеется 27 тыс. христиан из числа прямых родственников репатриантов из бывшего СССР и 261 тыс. неевреев, прибывших в страну на основании и не определивших своей религиозной принадлежности. Конфессиональная структура арабского населения: 1 млн 82 тыс. мусульман, 117 тыс. христиан и 111 тыс. друзов. За 2003 г. общая численность населения Израиля выросла на 117 тыс. человек (на 1,8%). Это самый низкий показатель после 1989 г. Во многом это объясняется сокращением алии, составившей 23 тыс. человек (в 2001 г. она составляла 44 тыс., в 2002 г. — 34,5 тыс.). Более половины репатриантов, прибывших в Израиль в 2003 г. (13 тыс. человек), приехали из стран СНГ и Балтии, 13% (три тысячи человек) — из Эфиопии, 8% (1800 человек) — из Франции, 7% (1700 человек) — из США, 3% (700 человек) — из Канады. Число репатриантов из Северной Америки увеличилось по сравнению с 2002 г. на 20%. Между тем, четверть репатриантов, прибывших в Израиль из Северной Америки после 1989 г., покинули страну. Доля покинувших Израиль репатриантов из США составляет 22,5% от количества прибывших, из Канады — 25,8%, из ЮАР — 19,8%, из Великобритании — 19,3%, из Франции — 16%. Таблица 2. Еврейское население Израиля в общей численности мирового еврейства Год Число евреев в Израиле (тыс. человек) Число евреев во всем мире (тыс. человек) Доля еврейского населения Израиля в общей численности евреев в мире (в процентах) 1882 24 7 800 0,3 1900 50 10 600 0,4 1914 85 13 500 0,6 1922 84 14 400 0,6 1925 136 14 800 0,9 1931 175 15 700 1,10 1939 449 16 600 2,70 1948 650 11 500 5,60 1955 1 590 11 800 13,40 1970 2 582 12 630 20,40 1975 2 959 12 740 23,20 1980 3 283 12 840 25,50 1985 3 517 12 870 27,30 1990 3 947 12 870 30,60 1995 4 522 12 892 35,00 2000 4 955 12 914 38,30 2001 5 025 12 936 38,80 2002 5 094 12 948 39,30 С 1990 г. по 2002 г. в Израиль репатриировались 987,5 тыс. человек, из них около 850 тыс. — из бывшего Советского Союза и 80 тыс. из Эфиопии (с 1990 г. по сентябрь 2001 г.). Эти цифры включают детей, родившихся уже в Израиле, и не включают людей, скончавшихся после репатриации. Без учета этих поправок количество репатриантов из Эфиопии составило 43,3 тыс., а из бывшего Советского Союза — 885,5 тыс. Самая молодая этническая группа евреев — репатрианты из стран Северной Америки и Океании: среди них дети до 15 лет составляют 23%, а пенсионеры — 7,7%. Затем следуют репатрианты из Эфиопии, среди которых дети составляют 19%, а пенсионеры — лишь 5%, а также из Франции (пенсионеры — 9%, дети — 17%). Прямо противоположная ситуация наблюдается среди репатриантов из Польши, среди которых количество стариков (старше 65 лет) составляет 74,5% от общей численности. Среди репатриантов из бывшего Советского Союза — 19% пенсионеров и 8% детей (не учитывая родившихся уже в Израиле). В общей сложности среди репатриантов — выходцев из Европы, Америки и Океании — возрастные показатели (согласно данным 2002 г.) таковы: пенсионеры составляют 26%, а дети — 7,7%. Среди уроженцев двух других континентов наблюдается гораздо более заметное преобладание пожилого населения. Среди выходцев из Азии пенсионеры составляют 39%, тогда как дети — 0,09%. Население выходцев из Африки (если не учитывать репатриантов из Эфиопии) демонстрирует еще больший разрыв между двумя возрастными полюсами: пенсионеры — 28%, дети — 0,05%. Это вызвано тем, что уже несколько десятилетий Израиль не принимал волн алии из азиатских и африканских стран (уроженцы азиатских республик бывшего СССР включены в отдельную статистику репатриантов из СССР/СНГ). Количество уроженцев Израиля во втором поколении (отец — также уроженец Израиля) в 2002 г. составляло 1 млн 566 тыс. человек. Общее число уроженцев Израиля (как в первом поколении, так и во всех предыдущих) насчитывало 3 млн 341 тыс. человек, то есть примерно 62% от численности всего еврейского населения. Наибольший процент уроженцев Израиля наблюдается среди жителей еврейских поселений Иудеи, Самарии и Газы — 78,8%, тогда как наибольшее (в процентном отношении) количество репатриантов, приехавших Израиль из разных стран, сосредоточено в Южном округе — 372,9 тыс. человек (46%). При этом Беер-Шева является единственным, помимо Ашдода, крупным городом (свыше 100 тыс. жителей), в котором уроженцы Израиля составляют меньше половины населения. Кроме того, в Южном округе сосредоточено наибольшее количество репатриантов, прибывших в страну после 1990 г., как в процентном (28,3%), так и в абсолютном исчислении — 229,7 тыс. человек. За ним, с незначительным отрывом, следует Хайфский округ, в котором количество людей, родившихся за рубежом, составляло в 2002 г. 45% от общей численности, а репатриантов, прибывших в страну после 1990 г., насчитывалось 160,2 тыс. человек (24,6%). Наибольший процент уроженцев страны (не считая состава населения Иудеи, Самарии и Газы) приходится на Иерусалимский округ — 71,3% (399,2 тыс. человек); в Центральном округе он составляет 65,4% (339,2 тыс.); в Тель-Авивском округе — 63,8% (731,4 тыс.); в Северном округе — 61,4% (333 тыс.). Таблица 3. Еврейское население Израиля по месту рождения (2002 г.) (включая членов семей евреев, принадлежащих к другим национальностям, прибывших в страну на основании Закона о возвращении /тыс. человек/) Место рождения Сев. Америка и Океания Южная Америка СССР/СНГ Европа Африка Азия Израиль Жители Израиля, родившиеся в странах исхода 73 60 950 354 319 228 3 341 Уроженцы Израиля (по месту рождения отца) 48 35 207 464 540 481 1 565 Преобладающий тип населения — городской: в 2002 г. жители городов составляли 91,6% всего населения Израиля. Число городов с населением свыше 100 тыс. жителей увеличилось с десяти в 1983 г. до 13 в 2002 г., а их доля в общей численности населения составила 43,9%. Средняя плотность населения увеличилась со 188 человек на 1 кв. км в 1984 г. до 299 человек на 1 кв. км к концу 2002 г. Наиболее высокая плотность населения наблюдается в Тель-Авивском округе — 6 тыс. 790 человек на 1 кв. км. В Иерусалимском округе средняя плотность населения составляет 1,2 тыс. человек на 1 кв. км, а в Хайфском — 972 человека. Наименьшая плотность населения в Негеве — 40 человек на 1 кв. км, а также на плато Голан — 31 человек. К концу 2002 г. в еврейских населенных пунктах проживало 5 млн 367 тыс. человек. Наиболее многочисленное еврейское население сосредоточено в центре страны (, , , — 1 млн 418 тыс. человек), на втором месте — Тель-Авивский округ (1 млн 145 тыс. человек). В Южном округе еврейское население составляло 816 тыс. человек. В Иерусалимском округе к концу 2002 г. проживало 564 тыс. евреев, в Северном округе — 546 тыс. Арабское население распределялось по округам следующим образом: наиболее высокая концентрация — в Северном округе; так, в Акко и его окрестностях проживало 313 тыс. арабов, в — 210 тыс. Затем по численности арабского населения следует Иерусалимский округ (229 тыс.), а во всех остальных округах арабское население не превышало 200 тыс. человек. Таблица 4. Еврейское население Израиля по возрастным группам (тыс. человек) Год 0–4 5–14 15–19 20–24 25–34 35–44 45–54 55–64 65–74 75+ Всего 1950 163,4 196,9 100,6 103,0 197,0 202,5 128,6 66,1 33,4 11,6 1203,0 1955 216,9 322,7 117,7 120,5 236,0 210,0 184,2 107,9 53,3 21,2 1590,5 1960 220,3 444,4 141,6 133,6 257,6 233,7 235,9 148,1 67,9 28,2 1911,3 1970 276,8 499,2 269,7 258,1 309,3 276,2 260,6 245,3 134,8 52,0 2582,0 1980 359,6 639,7 263,4 275,9 555,3 314,8 294,0 261,8 217,5 100,5 3282,7 1990 381,8 750,2 350,4 304,6 558,1 564,7 326,6 295,0 240,0 173,3 3946,6 2000 447,2 831,0 417,0 406,0 700,2 596,8 617,4 364,3 315,5 259,9 4955,4 2001 453,2 833,9 421,4 403,2 724,6 594,9 622,4 383,9 317,7 269,6 5025,0 2002 460,3 840,6 421,8 405,2 746,3 593,3 619,3 407,3 323,6 276,6 5094,2 Медианный возраст (возраст, ниже которого находится половина населения) в 2002 г. составлял 27,9 лет. Наименьший медианный возраст (20,6 лет) наблюдается в поселенческой среде. Это объясняется крайне незначительным числом пенсионеров (3,3 тыс. человек в возрасте от 65 до 74 лет и две тысячи свыше 75 лет) относительно общего количества поселенцев (214 тыс., в то время как число детей в возрасте до 15 лет — 85,5 тыс.). Аналогичная тенденция, хотя и менее ярко выраженная, наблюдается в Иерусалимском округе, в котором медианный возраст составляет 23,7 года (за счет преобладания количества детей сравнительно с количеством пожилых людей), и, до некоторой степени, на севере и на юге страны. Для центра страны и Хайфского округа характерна противоположная тенденция — медианный возраст в Тель-Авивском округе в 2002 г. составлял 33 года. По количеству детей Тель-Авивский округ в процентном отношении заметно уступает Иерусалимскому. Однако в возрастных группах от 20 лет и старше наблюдается противоположное соотношение между двумя округами. Число людей в возрасте от 25 до 29 лет составляет 9,13% населения Тель-Авива и окрестностей (в Иерусалимском округе — 7,6%). Число жителей в возрасте от 75 лет и старше в Тель-Авивском округе составляет 7,23% численности всего населения, в Иерусалимском округе — 3,4%. В 2002 г. в Хайфском округе проживало значительно большее количество людей в возрасте 75 лет и старше (47 тыс.), чем в Южном округе (33,7 тыс.). По этой причине в Хайфском округе медианный возраст составил 30,6 лет. Общий коэффициент фертильности (среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни) в Израиле на протяжении всей его истории неуклонно снижался. В 2002 г. общий коэффициент фертильности составлял 2,89, аналогичным он был и в 2001 г. Таким образом, в сравнении с 2000 г. (2,95) в два следующих года наблюдалось снижение общего коэффициента фертильности. В 1980–84 гг. коэффициент фертильности в Израиле достигал 3,13, а в 1960–64 гг. — 3,85. Эта тенденция характерна как для еврейского, так и для мусульманского населения страны. Несмотря на то, что в 2002 г. коэффициент фертильности в еврейском секторе (2,64) был существенно ниже, чем среди мусульманского населения (4,58), в обоих случаях наблюдается снижение (в 1980–84 гг. соотношение между еврейским и мусульманским населением было 2,8 к 5,54). Примечательно, что за последующее пятилетие произошло резкое снижение коэффициента фертильности среди мусульманского населения (с 5,54 до 4,7 в 1985–89 гг.), тогда как среди еврейского населения он остался практически без изменений (2,79 в 1985–89 гг.). Общее количество детей, родившихся в Израиле в 2002 г., составило 139535, из них 71318 мальчиков и 68217 девочек. Среднестатистический возраст еврейской матери — 29,4 года, мусульманской — 27,3 года. В 2002 г. средняя продолжительность жизни еврейского мужского населения в Израиле составляла 77,9 года, а женского — 81,6 года, то есть больше, чем во все предыдущие годы со времени основания государства. Например, в 1995 г. средняя продолжительность жизни мужского еврейского населения составляла 75,9, а женского — 79,8; в 1980 г. — соответственно 72,1 и 76,2. Таким образом, за период с 1980 г. до 2002 г. средняя продолжительность жизни как мужского, так и женского еврейского населения увеличилась более чем на пять лет. Арабское население на протяжении всей истории Государства Израиль характеризовалось несколько более низкими показателями: в 2002 г. средняя продолжительность жизни среди мужчин составляла 74,5, а среди женщин — 77,8. Тем не менее, средняя продолжительность жизни среди арабского населения со времени основания государства увеличилась на 27 лет. По данным на 2002 г., в Израиле в общей сложности проживали 3 млн 241 тыс. мужчин и 3 млн 328 тыс. женщин. Однако в разных возрастных группах количественное соотношение между полами распределяется неравномерно. Вплоть до 39 лет количество мужчин превышает количество женщин, хотя разница все время сокращается. В 2002 г. в стране родилось 70,4 тыс. мальчиков и 67 тыс. девочек (из них в еврейском секторе 47,9 тыс. мальчиков и 45,6 тыс. девочек). В возрастной группе детей до четырех лет в Израиле насчитывалось 346 тыс. мальчиков и 328 тыс. девочек; в возрастной группе 15–19 лет преобладание мужского населения еще сохраняется (289 тыс. к 274 тыс.). Однако в возрасте от 30 до 34 лет количество мужчин и женщин становится примерно равным (228 тыс. мужчин и 227 тыс. женщин), тогда как в возрастных группах старше 35 лет появляется противоположная тенденция. Наиболее заметное преобладание женского населения наблюдается в старших возрастных группах — в возрасте от 65 лет до 69 лет (86 тыс. мужчин к 105 тыс. женщин), от 70 лет до 74 лет (71,7 тыс. мужчин к 93,6 тыс. женщин) и так далее. При этом соотношение мужского и женского населения разных возрастных групп в еврейском и мусульманском секторе несколько различаются. Среди еврейского населения преобладание мужчин сохраняется лишь до 30 лет (в 32 года соотношение становится равным: 33,9 тыс. как мужчин, так и женщин). А затем количественное соотношение начинает постепенно меняться в пользу женщин. Если в возрасте от 15 до 19 лет еврейских мужчин в Израиле насчитывалось 216 тыс., а женщин — лишь 205 тыс., то в возрасте от 45 до 49 лет соотношение изменилось: 150,3 тыс. мужчин и 161,4 тыс. женщин. Тогда как у мусульман преобладание мужчин сохраняется вплоть до 64 лет, и лишь затем начинает проявляться обратная тенденция. В общей сложности, согласно переписи 2002 г., в Израиле жили 520,6 тыс. мужчин и 500,8 тыс. женщин, принадлежащих к мусульманской общине. В отличие от мусульманской общины, у арабов-христиан, так же как и у евреев, наблюдается преобладание женского населения — 68,2 тыс. мужчин и 71,3 тыс. женщин, — а тенденция к постепенному увеличению численности женского населения относительно мужского начинает проявляться примерно с 40 лет. Репатриация в Израиль повлекла за собой отход от традиционного уклада семьи (многодетность, пребывание взрослых холостых детей под родительским кровом, раннее замужество и ранние первые роды, занятость женщины преимущественно в домашнем хозяйстве) у тех общин, где этот уклад еще сохранялся (выходцы из стран Азии и Африки и в некоторой степени — из Восточной и Центральной Европы). Среди выходцев из Европы и Америки патриархальный уклад семьи сохраняется только в ортодоксально-религиозных группах. Так, число семей, в составе которых семь и более человек, по отношению к общему числу еврейских домашних хозяйств (с учетом домашних хозяйств одиночек) на протяжении всей истории Государства Израиль неуклонно понижалось: в 1970 г. — 11,4%, в 1985 г. — 8,2%, в 1998 г. — 6,3%, а в 2001 г. достигло рекордно низкой отметки — 5,9% от общей численности. При этом, если рассматривать только еврейское население, процент больших семей (семь и более человек) оказывается значительно более низким — 3,6% в 2002 г., тогда как число домашних хозяйств одиночек среди еврейского населения более чем втрое выше по сравнению со всем остальным населением Израиля (19,7% и 6% соответственно). Среди арабского населения доля домашних хозяйств одиночек насчитывала в 2002 г. 4,7%, тогда как количество семей в семь человек и больше составляло 22,2% от общей численности (среди всего нееврейского населения насчитывалось 18,6% подобных семей). В 2002 г. из 1565,6 тыс. еврейских семей 283,6 тыс. составляли бездетные семьи, то есть 18,1% от общей численности. Среди арабского населения этот показатель существенно ниже — 16,6 тыс. из 236,8 тыс. семей (7%). В 2002 г. в Израиле насчитывалось 136,5 тыс. неполных семей, из них 115,6 тыс. — в еврейском секторе. Из общего числа еврейских родителей-одиночек 50,1 тыс. являлись уроженцами Израиля, 22,8 тыс. — уроженцами Азии или Африки и 42,6 тыс. — уроженцами Европы или Америки. При этом следует отметить, что почти четверть семей репатриантов — неполные. Общее число матерей-одиночек в 2002 г. составляло 121,2 тыс., тогда как отцов — 15,3 тыс. Количество неполных семей с детьми в возрасте до 17 лет насчитывало 98,3 тыс., из которых 42 тыс. — семьи, в составе которых четыре и более человек. Таблица 5. Семейный статус мужского населения старше 15 лет(согласно данным 2000 г.; тыс. человек) Общеечисло Мужчины, никогда не состоявшие в браке Мужчины, состоящие или ранее состоявшие в браке Общеечисло Женатые Разве-денные Вдовцы Все население 2180,2 738,6 1441,6 1306,1 84,8 50,7 Евреи 1758,4 583,4 1175,0 1049,7 77,9 47,4 Мусульмане 275,8 105,6 170,3 166,1 2,4 1,7 Христиане 46,7 17,2 29,5 28,2 0,7 0,6 Друзы 33,5 12,9 20,6 20,1 0,2 0,3 Таблица 6. Семейный статус женского населения старше 15 лет(согласно данным 2000 г.; тыс. человек) Общеечисло Женщины, никогда не состоявшие в браке Женщины, состоящие или ранее состоявшие в браке Общеечисло Замужние Разве-денные Вдовы Все население 2310,9 605,0 1705,9 1303,9 158,1 243,9 Евреи 1883,3 483,6 1399,7 1038,6 143,5 217,6 Мусульмане 267,8 81,2 186,6 165,9 5,8 14,9 Христиане 50 14,4 35,6 29,6 1,1 4,9 Друзы 32,2 10,0 22,1 19,9 0,5 1,8 Следует отметить, что хотя общий процент неженатых мужчин меньше, чем процент незамужних женщин (см. таблицу), это соотношение сложилось исключительно за счет большего количества вдов и разведенных женщин. Если же принимать в расчет лишь тех, кто никогда не состоял в браке, то наблюдается обратная тенденция. В этом случае процент незамужних женщин составил бы 26,2%, тогда как процент неженатых мужчин — 33,9%. Из общего количества мужчин в арабском секторе (275,8 тыс.) в 2000 г. 105 тыс. были неженатыми и 170 тыс. состояли в браке. При этом число неженатых мужчин среди арабского населения почти совпадало с количеством мужчин, никогда не состоявших в браке (39,8% и 38,3%), что свидетельствует о крайне незначительном (относительно общей численности) количестве разведенных и вдовцов. Среди арабских женщин в этом отношении наблюдаются более существенные различия, хотя меньшие, чем в еврейском секторе: 38% незамужних женщин и 30% никогда не выходивших замуж. В 2001 г. в Израиле было заключено 38 924 брака и зарегистрировано 11 164 развода. Коэффициент браков остается высоким, несмотря на некоторое снижение, объясняемое как изменением в возрастном составе еврейского населения (его общее постарение), так и более поздним вступлением в брак. Так, в 2001 г. коэффициент браков среди еврейского населения составил 5,9 (в расчете на тысячу человек), тогда как в 1996–99 гг. он составлял 6,2. Кроме того, наблюдается увеличение коэффициента разводов: в 1982 г. — 1,3, в 1996–99 гг. — 1,8, в 2001 г. — 2,0. Среди мусульманского населения коэффициент разводов в 2002 г. был значительно более низким (1,1), в то время как коэффициент браков — гораздо выше, чем у евреев (8,1). Следует отметить, что среди христианского населения в 2001 г. наблюдались весьма низкие коэффициенты как браков, так и разводов (4,4 и 0,3 соответственно), хотя общая тенденция та же, что и в других секторах (в 1996–99 гг. коэффициент разводов составлял 0,2, а коэффициент браков — 5,9). Среднестатистический возраст еврейской невесты составил в 2001 г. 25,9 года, а еврейского жениха — 28, 8 года. Для сравнения: в 1980 г. средний возраст невест и женихов среди еврейского населения страны составлял 22,8 и 27,3 соответственно. Таким образом, средний возраст вступления в брак увеличился как для женщин, так и для мужчин, что связано с повышением социального и экономического статуса женщины в израильском обществе и с общей в западных странах тенденцией к более позднему созданию семьи. Та же тенденция, хотя и менее ярко выраженная, наблюдается в мусульманской и христианской общинах. Для еврейского населения Израиля характерно последовательное увеличение количества людей, получивших высшее образование. Так, в 1960 г. количество людей, обучавшихся в высших учебных заведениях (в сумме со средним образованием 13 лет обучения и больше), составляло лишь 9,9% от общей численности населения старше 15 лет. В 1980 г. таких людей насчитывалось уже 24,4%, а в 2001 г. — 42,2% от общей численности. Медианное число лет обучения возросло с 8,4 в 1960 г. до 11,1 в 1980 г. и до 12,6 в 2001 г. Наряду с этим существенно снизилось число людей, имеющих в своем активе менее девяти лет обучения (в 1960 г. — 55,5%, в 1980 г. — 31,6%, в 2001 г. — 11,2%). Следует отметить, что в области высшего образования наблюдается тенденция к нивелировке различий между мужчинами и женщинами. Процент людей, получивших первую академическую степень (после трех-четырех лет обучения в высшем учебном заведении), в 2001 г. среди мужчин был несколько ниже, чем среди женщин — 22,1% и 23,6% соответственно. Однако среди обладателей второй и третьей академических степеней соотношение меняется, хотя и незначительно, в пользу мужчин: среди женщин их количество в 2001 г. составляло 18,3%, а среди мужчин — 19,5%. Подобная тенденция обозначилась лишь в последнее десятилетие, так как среди женщин в возрасте от 25 до 34 лет обладательницы второй и третьей степеней составляют (согласно данным 2001 г.) 29,2% по сравнению с 26,1% среди мужчин. Во всех возрастных группах старше 35 лет количество людей, обучавшихся в общей сложности 16 и более лет, в процентном отношении среди мужчин большее, чем среди женщин. Таблица 7. Уровень образования по числу лет обучения еврейского населения с 15 лет и старше (в процентах) Возраст Число лет обучения Медианное числолет обучения Число учащихся(тыс. человек) 0–4 5–8 9–10 11–12 13–15 16+ 15–17 — 2,4 44,6 52,2 0,3 — 11,1 259,8 18–24 0,2 1,2 3,3 63,5 27,7 4,1 12,4 587,1 25–34 0,9 1,7 4,4 34,5 30,8 27,7 13,8 760,1 35–44 1,3 3,0 8,1 36,9 24,6 25,9 13,1 609,6 45–54 1,7 7,3 9,8 31,0 24,2 26,0 13,0 631,2 55–64 5,5 13,4 9,8 26,1 21,8 23,1 12,6 402,3 65+ 15,6 23,9 11,0 19,7 16,3 13,5 10,9 598,4

    См.

    См. Навигация по статьям подраздела: КЕЭ, том: 3. Кол.: 388–410. Издано: 1986. Обновлено: 20.05.2004. Copyright © World ORT 2018

Религиозные течения

В Израиле свободно уживаются рядом представители не только разных этносов, но и конфессий. Главная вера страны — иудаизм.

После него идет ислам и христианство.Третья по значимости религия, делится на православную, католическую и протестантскую церковь, но не играет такой роли, как иудейская или мусульманская вера.Священный Талмуд — главным учением иудеев. Содержит две части: Мишны и Гемары.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+