Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Прокурорский надзор за приставами

Прокурорский надзор за приставами

Задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами


К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами относится:

  1. защита прав и законных интересов физических и юр. лиц, по отношению к которым возбудили исполнительное судопроизводство;
  2. обеспечение установленного законодательством порядка деятельности судебных органов и справедливого исполнения их решений.
  3. обеспечение законных действий в деятельности судебных приставов;

Предмет надзора исследуемой отрасли в Законе о прокуратуре не обозначен. Определяя его содержание, необходимо опираться на общие положения о предмете надзорной прокурорской деятельности, которые изложены в Законе о прокуратуре. Следует принимать к сведению задачи, реализация которых возложена на службу судебных исполнителей и правовое положение судебных исполнителей. Учитывая вышеизложенный материал надо отметить, что предмет надзора в рамках рассматриваемой отрасли – это исполнение законов судебными исполнителями.

Прокурорский надзор за выполнением законодательства осуществляется в таких направлениях:

  1. исполнять законы в процессе обеспечения установленного законного порядка деятельности судебных органов;
  2. соблюдать установленный порядок принудительного выполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц;
  3. соответствовать законодательству правовых актов, которые издают должностные лица службы судебных приставов.
  4. соблюдать права и законные интересы физических и юр. лиц;

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2020 года). Copyright © 2012-2019 Все права защищены.

Полное или частичное использование материалов возможно только с указанием прямой ссылки на сайт.

  1. Политика конфиденциальности
  2. Пользовательское соглашение
  3. Статьи
  4. Соглашение об использовании cookie-файлов

Следите за новостями в нашей группе

  1. Понятия
  2. Общие вопросы
  3. Учеба

Последний слайд презентации: прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: При анализе практики можно выделить такие нарушения, как:

1.

Не выполняются требования п. 8 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве» о возбуждении исполнительных производств в трехдневный срок.2.

Нарушаются требования п. 12 ст.

30 Закона «Об исполнительном производстве» об установлении должнику срока для добровольного исполнения не более пяти дней.3. Повсеместно судебные приставы — исполнители нарушают двухмесячный срок исполнения исполнительных документов, предусмотренный ст.

36 Закона «Об исполнительном производстве».4. Особые нарекания вызывают факты, когда судебные приставы — исполнители арестовывают и выставляют на реализацию имущество не должника, а третьих лиц.5. Нарушаются правила оценки арестованного имущества должника.6.

Нарушаются порядок и сроки произведения переоценки стоимости арестованного имущества.No related posts.

Поделиться: ЗаписиРубрики×Рекомендуем посмотретьРубрикиПопулярноеКонтактыг. Москва Поселковая, ул. д. 328(499) 345-88-66 © Copyright 2020, Право . Все права защищены.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.11, кандидат юридических наук Пак, Валерий Александрович

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования работы органов прокуратуры по поддержанию должного состояния законности в деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и важностью роли прокурорского надзора за исполнением законов этими должностными лицами.

Вопрос о потребности в осуществлении прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов возник с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», в пункте 4 ст. 19 которого закреплено, что

«надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»

осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры»1.

Выделение на законодательном уровне надзора за исполнением законов судебными приставами как самостоятельной отрасли (направления) прокурорского надзора произошло в связи с принятием Федерального закона 10.02.1999 №31-Ф3

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

, которым п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» был дополнен словами «надзор за исполнением законов судебными приставами»2. С этого времени одним из наиболее актуальных и значимых направлений научных исследований стало рассмотрение различных аспектов и проблем обеспечения надлежащего надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, тогда как вопросам надзора за деятельностью судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности 1 О судебных приставах : федер.

закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 30. — ст. 3590. -у О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: федер. закон от 10.02.1999 № 31-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

— 1999.—№7.— ст. 878. судов (далее — судебные приставы по ОУПДС) уделялось незначительное внимание. Вместе с тем деятельность судебных приставов по ОУПДС не менее значима по сравнению с деятельностью судебных приставов-исполнителей, так как она напрямую связана с соблюдением прав и свобод, обеспечением безопасности различных субъектов судопроизводства, нередко направлена на ограничение конституционных прав граждан.

Так, только в 2012 году судебными приставами по ОУПДС выполнено более 6 600 ООО заявок на обеспечение безопасности судебных заседаний и около 5 200 000 заявок на обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении ими исполнительных действий. Принудительно доставлено на основании постановлений судов, судебных приставов-исполнителей и дознавателей службы судебных приставов 954 232 человека1.

Должностными лицами ФССП России, в том числе и судебными приставами по ОУПДС, в 2012 году возбуждено 475 586 дел об административных правонарушениях, существенная часть из которых (194 599 дел) рассмотрена должностными лицами ФССП России. Из дел, рассмотренных судами, прекращено 1 729 производств, свыше 41 % которых прекращены за отсутствием события или состава административного правонарушения2.
Из дел, рассмотренных судами, прекращено 1 729 производств, свыше 41 % которых прекращены за отсутствием события или состава административного правонарушения2.

Повышенное внимание осуществлению прокурорского надзора за судебными приставами по ОУПДС обусловливается рядом факторов: — судебные приставы по ОУПДС при выполнении своих обязанностей по осуществлению приводов, оказанию содействия судебным приставам-исполнителям и дознавателям непосредственно участвуют в применении мер процессуального и иного принуждения к гражданам и юридическим лицам, допуская при этом нарушения закона; 1 О работе территориальных органов ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов : письмо заместителя Директора ФССП от 19.02.2013 № 2/03-3978-РС // Архив ИЮИ (ф) А ГП РФ. ■у О реализации полномочий административной юрисдикции : письмо Директора ФССП от 29.01.2013 № 12/04-1771 -АП // Архив ИЮИ (ф) А ГП РФ. — судебные приставы по ОУПДС при осуществлении своих обязанностей систематически применяют физическую силу и специальные средства по отношению к гражданам, попадающим в сферу судебного и исполнительного производства; — судебные приставы по ОУПДС в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» и КоАП РФ обладают широкими администра-тивно-юрисдикционными полномочиями по отношению к гражданам, попадающим в сферу их деятельности; — ненадлежащее исполнение или неисполнение судебными приставами по ОУПДС возложенных на них обязанностей препятствует реализации гражданами и иными лицами права на рассмотрение судами дел в разумные сроки, а также ставит под угрозу безопасность судей, лиц, участвующих в деле, в том числе и прокуроров, и иных субъектов, присутствующих в судебных заседаниях; — в настоящее время численность судебных приставов по ОУПДС в Федеральной службе судебных приставов превышает 22 тыс.

человек, на вооружении которых находится современное боевое (в том числе автоматические) оружие, что обусловливает необходимость проверок правомерности его приобретения, хранения, ношения и использования. Кроме того, в процессе своей деятельности судебные приставы по ОУПДС нередко допускают нарушения закона, ограничивающие конституционные права граждан: на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на свободу передвижения (соответственно ст.

ст. 22, 25 и 27 Конституции РФ).

Зачастую данные нарушения допускаются из-за несовершенства правового регулирования деятельности судебных приставов по ОУПДС, в силу отсутствия надлежащего ведомственного контроля, а также в результате умышленных противоправных действий отдельных приставов. Ослабление прокурорского надзора за исполнением законов данной категории судебных приставов в условиях допускаемого законом применения ими мер принудительного характера, несомненно, сказывается на состоянии законности в сфере соблюдения прав и свобод граждан. В связи с этим исследование специфики прокурорского надзора за исполнением законом судебными приставами по ОУПДС, позволяющее выявить проблемные вопросы в осуществлении рассматриваемого направления надзорной деятельности прокуроров и высказать обоснованные предложения по совершенствованию соответствующей работы и действующего законодательства, является актуальным на современном этапе функционирования органов прокуратуры.

Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на очевидную значимость необходимости осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС, какие-либо специальные комплексные научные исследования вопросов совершенствования прокурорского надзора в данной сфере деятельности практически отсутствуют и в юридической литературе широко не освещены.

Как показал анализ юридической литературы, проблемы, касающиеся прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС, входили в круг интересов немногих учёных, таких как В.

Н. Галузо, О. А. Галустьян, которые не признавали актуальность надзора на данном направлении. Отдельные авторы, например, И. С. Викторов, соглашаясь с тем, что надзор за деятельностью судебных приставов по ОУПДС должен входить в сферу прокурорского надзора, тем не менее, склоняются к тому, что интересы прокурора в основном ограничивается рамками обеспечения законности в сфере исполнительного производства.

Специальные исследования, касавшиеся прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, проводились в кандидатских диссертациях С. Н. Бочаровой

«Совершенствование прокурорского надзора в исполнительном производстве: проблемы теории и практики»

(М., 2002 г.); Т.

Г. Воеводиной

«Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных постановлений по гражданским делам»

(М., 2002 г.); Ю. Н. Гринько

«Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по защите прав человека и гражданина при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами исполнителями»

(М., 2004 г.).

Однако, эти авторы, как следует из названий приведённых диссертаций, в своих работах проводили исследования вопросов, преимущественно связанных с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями. Фактически только А. Ю. Винокуров в своих работах выделяет надзор за судебными приставами в самостоятельное направление (отрасль) прокурорского надзора и при этом разделяет надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями и надзор за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС, исходя из особенностей задач и полномочий разных категорий судебных приставов1. Таким образом, проблема реализации органами прокуратуры полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС в теории прокурорского надзора на диссертационном уровне не исследовалась с точки зрения комплексности и взаимообусловленности с полномочиями по надзору за исполнением законов судебными приставами-исполнителями.

Разрешение проблем, препятствующих осуществлению эффективного прокурорского надзора на рассматриваемом направлении, предопределяет необходимость исследования автором избранной тематики.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прокурором совокупности полномочий по организации и осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов и 1 См.: Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами (проблемы организации и правового регулирования) : пособие.

— М.: МНЭПУ, 2000; Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор и отраслевая идентификация сферы исполнительного производства // Исполнительное право.

— 2012. — № 2. должностными лицами Федеральной службы судебных приставов, обеспечивающими руководство их деятельностью и контроль за ней.

Предметом исследования является деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, закономерности, присущие рассматриваемой деятельности, и проблемы, с которыми сталкиваются прокуроры в процессе её осуществления, а также особенности нормативно-правового регулирования функциональной работы прокуроров и судебных приставов. Целями диссертационного исследования являются: — определение и обоснование места прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС в надзорной деятельности прокуратуры и её отрасли — надзора за исполнением законов судебными приставами; — разработка теоретической и методологической базы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС в целях восполнения пробелов в науке о прокурорской деятельности и практических рекомендаций по осуществлению рассматриваемого направления надзорной деятельности; — формулирование обоснованных предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов по ОУПДС и регулирующего прокурорский надзор за исполнением ими законов.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи: — дать сравнительно-правовую оценку правовым актам, характеризующим историю становления и развития службы судебных приставов как органа, обеспечивающего установленный порядок деятельности судов; — проанализировать законодательство, регламентирующее деятельность судебных приставов по ОУПДС и разработать предложения о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты; — проанализировать практику прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами и практику ведомственного контроля в Федеральной службе судебных приставов за законностью деятельности судебных приставов по ОУПДС; — изучить состояние законности в сфере деятельности судебных приставов по ОУПДС; — установить и систематизировать типичные нарушения законов, допускаемые в деятельности судебных приставов по ОУПДС; — определить предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС; — выявить имеющиеся проблемы в организации работы и непосредственной деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС; — предложить пути совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС; — разработать методические рекомендации по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС; — проанализировать организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации по регламентации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами и подготовить проект соответствующего указания Генерального прокурора Российской Федерации с учётом результатов диссертационного исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный (диалектический) и частнонаучные методы познания.

Сравнительно-исторический метод использован в качестве инструмента познания эволюции института судебных приставов по ОУПДС и прокурорского надзора в данной сфере.

Формально-юридический метод применен для классификации и систематизации диссертационного материала, а также для анализа законодательства, регламентирующего вопросы прокурорского над- зора за исполнением законов судебными приставами по ОУПДС.

Статистический анализ и методы прикладной статистики использовались для проверки выводов исследования на различном эмпирическом материале.

Структурно-системный анализ позволил исследовать особенности прокурорского надзора применительно к структуре органов Федеральной службы судебных приставов и направлениям деятельности судебных приставов по ОУПДС, определить наиболее эффективные методы и средства надзора в данной сфере. Нормативно-правовую базу исследования образуют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации» и «О судебных приставах», действующее административное, гражданское процессуальное, исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство, организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации и Директора ФССП России.
Нормативно-правовую базу исследования образуют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации» и «О судебных приставах», действующее административное, гражданское процессуальное, исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство, организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации и Директора ФССП России.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы, полученные в результате изучения автором докладов прокуроров субъектов Российской Федерации об итогах работы за 2010, 2011 и 2012 гг., представленных в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а также материалы управлений по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратур Иркутской, Кемеровской областей и прокуратуры Республики Бурятия в части, касающейся надзора за исполнением законов судебными приставами (докладные записки горрайпрокуроров (38), представления (24) и информационные письма (8).

В работе использованы материалы судебной практики, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, материалы Федеральной службы судебных приставов (справки о результатах комплексных, инспекционных и иных проверок управлений ФССП по субъектам Российской Федерации, методические рекомендации ФССП России, письма, анализы, обзоры). Кроме того, использованы результаты анкетирования: — 346 судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов структурных подразделений Управления ФССП России по Иркутской области; — 70 государственных обвинителей — старших помощников и помощников прокуроров городов и районов, обучавшихся в Иркутском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в декабре 2009 г.

и в апреле 2010 г.; — 45 прокуроров городов и районов, обучавшихся в Иркутском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ноябре 2011 г.

При написании диссертационного исследования и определении главных аспектов проблемы использовался личный опыт работы автора в должности Братского транспортного прокурора и начальника отдела ВосточноСибирской транспортной прокуратуры, а также опыт работы в период с 2002 по 2005 гг. в должностях начальника отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления ФССП России по Иркутской области и заместителя главного судебного пристава Иркутской области. Теоретической базой исследования послужили труды советских и российских правоведов по общей теории права, прокурорскому надзору, уголовному процессу, гражданскому процессу, исполнительному производству и административному праву.

Разработка отдельных вопросов исследования в области прокурорского надзора, включая надзор за исполнением законов судебными приставами, и иной деятельности прокуратуры основана на научных трудах таких учёных, как А.

И. Алексеев, И. А. Андреев, В. И. Басков, В. Г. Бессарабов, С.

Н. Бочарова, И. С. Викторов, А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров, Т.

Г. Воеводина, В. Н. Галузо, О.

А. Галустьян, Д. А. Гонибесов, Ю.

Н. Гринько, В. Г. Даев, А. В. Ендольцева, А. X. Казарина, Ф.

М. Кобзарев, М. Н. Маршунов, Н.

В. Мельников, В. П. Рябцев, А.

Н. Савенков, A. Ф. Смирнов, Н.

В. Субанова, А. Я. Сухарев, А.

А. Чувилев, В. Б. Ястребов и другие. Исследование вопросов, затрагивающих историю и деятельность судебных приставов в России, осуществлено с учетом трудов таких авторов, как Д.

С. Амиров, Н. Н. Бакурова, И. Д. Беляев, Г. С. Вайнштейн, Ю. В. Гепп, B. М. Голубев, Е. В.

Горбачёва, В. В. Захаров, Т. А. Зезюлина, О. А. Иванова, В. Ю. Карпов, Б. М. Магомедов, В. А.

Маслов, Д. В. Павин, О. В. Попова, В. В. Степанюк, П. С. Тройно, Ю. А. Яцык. Вопросы, которые касались иных сфер юридической науки, разрабатывались на основе трудов таких авторов, как Н.

В. Витрук, О. В. Гречишникова, А. Н. Ежов, М. В. Кучугура, В. А. Лазарева, Ю. В. Кувалдина, В.

Д. Перевалов, К. В. Задерако, И.

С. Кокорин, А. А. Ложевский, О. Е. Михайлова, М. В. Мосин, С. Е. Чаннов. Помимо теоретических исследований источниками настоящей работы стали нормы Российского законодательства ХП-ХХ веков и действующего законодательства Российской Федерации.

Научная новизна исследования заключается в том, что настоящая диссертация является фактически первым в науке о прокурорской деятельности в контексте такого её направления, как прокурорский надзор, комплексным монографическим научным исследованием вопросов, связанных с проблемами организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Автором дано теоретико-правовое обоснование сущности данного направления надзора, отражена его историческая важность и подчеркнута необходимость исследования практических особенностей надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, доказана его практическую значимость, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, регули- рующего вопросы как деятельности судебных приставов по ОУПДС, так и прокурорского надзора за исполнением ими законов. На защиту выносятся следующие положения: 1.

Обоснование исторической значимости существования в России должностных лиц, которые имели полномочия, функционально схожие с полномочиями современных судебных приставов, и закономерности восстановления в конце ХХ-го столетия в связи с принятием Федерального закона «О судебных приставах» института судебных приставов с разделением их на две компетенционно обособленные категории — судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. 2. Выделение в характеристике состояния законности в сфере исполнения законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов таких негативных факторов, как: — нарушение конституционных прав граждан на доступ к правосудию при обеспечении безопасности судов; — нарушения закона при применении к гражданам физической силы и специальных средств при осуществлении приводов и оказании содействия судебным приставам-исполнителям; — нарушение законодательства об оружии в части допуска судебных приставов по ОУПДС к огнестрельному оружию и обеспечения его сохранности и др. 3. Вывод о том, что специфика реализации судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов полномочий, в том числе сопровождаемая возможностью применения ими огнестрельного оружия и специальных средств, создаёт проблемы с реализацией гражданами прав и свобод, требует акцентирования внимания прокуроров на вопросах соблюдения законности в рассматриваемой сфере общественных отношений.

При этом основными направлениями прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов являются: — надзор за исполнением законов при обеспечении безопасности судов, судей, присяжных заседателей и иных участников судопроизводства; — надзор за исполнением законов при осуществлении приводов граждан и должностных лиц в суд, к судебным приставам-исполнителям и дознавателям службы судебных приставов; — надзор за исполнением законов при оказании содействия судебным приставам-исполнителям при проведении исполнительных действий; — надзор за исполнением законов при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; — надзор за исполнением законов при обеспечении сохранности огнестрельного оружия и специальных средств; — надзор за исполнением законов при реализации административно-юрисдикционных полномочий; — надзор за исполнением законов при осуществлении принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства.

4. В виду отсутствия в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» положений о предмете надзора за исполнением законов судебными приставами и о полномочиях прокурора в рассматриваемой сфере имеет место ситуация неопределённости в идентификации рассматриваемого направления надзорной деятельности по отраслевому признаку.

Данное обстоятельство обусловливает необходимость включения в Раздел III Закона о прокуратуре отдельной главы о надзоре за исполнением законов судебными приставами, раскрывающей сущность и особенности надзора в зависимости от выполняемых судебными приставами функций и полномочия прокурора в данной сфере деятельности (Глава 3.1).

При этом характер полномочий должен соотноситься со спецификой функционального разделения деятельности судебных приставов и быть достаточным для выполнения прокурорами стоящих перед ними задач. 5. Авторское определение предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, под которым понимается соблюдение указанными лицами Конституции Российской Федерации и исполнение законов при реализации предусмотренных законодательством полномочий в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов, оказания содействия осуществлению исполнительного производства и дознания, применения мер ад-министративно-юрисдикционного характера, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

6. Вывод о необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов по ОУПДС, и обоснование внесения следующих изменений: а) Федеральный закон «О судебных приставах» дополнить нормами: — регламентирующими основания и порядок осуществления приводов граждан в суд, к судебным приставам-исполнителям и к дознавателям службы судебных приставов (п.п.

1, 2 ст. 11); — устанавливающими право судебных приставов по ОУПДС осуществлять пропускной режим в здание и помещения суда, производя без соблюдения специальной процедуры (понятые, протокол и т.п.) осмотр вещей у посетителей суда при отсутствии информации о наличии при них запрещённых к проносу предметов, то есть в профилактических целях обеспечения безопасности суда, судей, присяжных заседателей и иных участников судопроизводства (п.

2 ст. 11); — определяющими порядок, условия и пределы применения огнестрельного оружия старшими судебными приставами и их заместителями (ст. ст. 15 и 18); б) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополнить положением о том, что судебные приставы по ОУПДС осуществляют приводы не только по постановлениям судов, но и по постановлениям дознавателей Федеральной службы судебных приставов (ст.
ст. 15 и 18); б) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополнить положением о том, что судебные приставы по ОУПДС осуществляют приводы не только по постановлениям судов, но и по постановлениям дознавателей Федеральной службы судебных приставов (ст. 113 УПК РФ). Кроме того, в целях выработки единообразного подхода к обеспечению безопасности судов, судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, необходимо законодательно предусмотреть издание Типовых правил поведения в суде, а также Правил проведения досмотра граждан в зданиях и помещениях судов, утверждение которых возложить либо на Правительство Российской Федерации, либо на Министерство юстиции Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (совместный приказ).

7. Авторский проект указания Генерального прокурора Российской Федерации

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов»

. Теоретическая значимость проведённого исследования определяется его комплексностью и новизной.

Содержащиеся в нём анализ и выводы могут способствовать дальнейшей разработке положений современной теории прокурорской деятельности в контексте основной функции, осуществляемой органами прокуратуры — прокурорского надзора, а также проведению более углубленных специальных исследований проблем организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования содержащихся в ней выводов и предложений: — в практической деятельности прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами, в том числе при обеспечении ими установленного порядка деятельности судов; — в учебном процессе при преподавании курса «Прокурорский надзор», а также при подготовке лекций, учебников, учебных пособий и методических материалов для образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования по специальности «юриспруденция»; — в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства о прокуратуре и о судебных приставах.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена и одобрена в отделе проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере административных правоотношений Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Основные теоретические положения и выводы, научно-практические рекомендации изложены автором в тринадцати научных публикациях, в том числе в пяти изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России. Общий объём опубликованных работ составляет 7,1 печатных листа.

Результаты исследования докладывались на пяти конференциях: III Международной научно-практической конференции

«Государство и правовые системы стран Азиатско-Тихоокеанского региона: перспективы сотрудничества с Российской Федерацией»

(г. Улан-Удэ, 17-19 июня 2010 г.); Международной научно-практической конференции

«Законность и правопорядок на современном этапе развития общества»

, организованной Краснодарским центром научно-технической информации (г.

Краснодар, 31 октября 2012 г.); научной конференции

«Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации»

, проведённой на юридическом факультете Московского гуманитарного университета (г. Москва, 22 ноября 2012 г.); VII международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции» (г.

Москва, 28 ноября 2012 г.); международной заочной научно-практической конференции «Государство и право в современных условиях», организованной НК «Сибирская ассоциация консультантов» (г. Новосибирск, 3 декабря 2012 г.).

Материалы исследования внедрены и использованы: — в учебном процессе при проведении лекционных и практических занятий по курсу прокурорского надзора на юридическом факультете в Иркутском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Акт о внедрении в учебный процесс результатов диссертационного исследования от 16.01.2013); — в практике работы прокуратуры Иркутской области при организации и проведении проверок состояния законности в деятельности судебных приставов Управления ФССП по Иркутской области (Акт о внедрении в практику прокуратуры Иркутской области результатов диссертационного исследования от 25.02.2013). Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и отражает его логику.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами заключается в том, чтобы служба судебных приставов осуществляла свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и свободы физических и юридических лиц и принимала решения, соответствующие закону.

Объектами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами являются Федеральная служба судебных приставов (ФССП России), подведомственная Министерству юстиции РФ, территориальные органы и их должностные лица – судебные приставы.

Органы ФССП России представляют единую централизованную систему, возглавляемую Федеральной службой судебных приставов. Ей подчинены территориальные органы (управления, отделы), действующие на территории субъектов РФ, районов, городов, имеются межрайонные и специализированные подразделения ФССП России.

В число должностных лиц, деятельность которых поднадзорна прокурорам, входят: Главный судебный пристав РФ (им является директор ФССП России), его заместители; главные судебные приставы субъектов РФ (ими являются руководители территориальных органов ФССП, действующие на территории субъектов РФ) и их заместители; старшие судебные приставы и судебные приставы. Сущность рассматриваемой отрасли надзора состоит в том, чтобы с помощью методов и средств прокурорского реагирования обеспечить законность в деятельности судебных приставов, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства граждан, вовлекаемых в сферу деятельности судебных приставов. Таким образом, надзор за исполнением законов судебными приставами является одним из направлений прокурорского надзора.

Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами (администрациями), исполняющими приговоры и иные решения судов.

В соответствии с Указанием Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

в ходе проверок в службах судебных приставов прокуроры должны обращать особое внимание на соблюдение принципов: — законности принимаемых решений; — своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и другие.

Основными задачами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами являются: — обеспечение законности в их деятельности; — защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.

Задача обеспечения законности в деятельности прокурора связана с обеспечением: — законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ; — соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов; — соответствия законам решений судебных приставов [37]. Вместе с тем здесь следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами должен предусматривать и обеспечивать защиту судебного пристава от необоснованных обвинений и посягательств на него, как на должностное лицо, как на государственного служащего [30].
Вместе с тем здесь следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами должен предусматривать и обеспечивать защиту судебного пристава от необоснованных обвинений и посягательств на него, как на должностное лицо, как на государственного служащего [30].

Полномочия прокурора и организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами. Концепция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров.

Говоря о полномочиях территориальных прокуроров в рассматриваемой области, следует отметить, что они не отличаются заметной спецификой и по сути своей являются общенадзорными, т.е.

включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.

Прокурор вправе: — проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов; — поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов; — вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса (в случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя); — предостерегать должностных лиц ФССП о недопустимости нарушения закона, в соответствии со ст.

Прокурор вправе: — проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов; — поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов; — вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса (в случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя); — предостерегать должностных лиц ФССП о недопустимости нарушения закона, в соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ». Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов.

Могут они также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов. В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса.

При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение последним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных законов), с направлением его в соответствующий суд для принятия решения.

Как правило, основанием для оспаривания прокурорами бездействия судебных приставов-исполнителей служит непринятие мер по исполнению исполнительного документа, в том числе: — не направление запросов в регистрирующие органы; — не наложение ареста на имущество должника; — не проведение проверки имущественного положения должника; — не объявление розыска должника или его имущества; — не проведение проверки кассы должника-организации [32]: Так, районным судом города Кемерово рассмотрено заявление прокурора о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнению требований исполнительного листа о взыскании алиментов, поданное в защиту интересов несовершеннолетнего Г.

судом установлено, что алименты с должника не взыскивались с момента возбуждения исполнительного производства, меры принудительного исполнения не применялись, место нахождения должника и его имущества не установлено. Прокурором было внесено представление об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве руководителю УФССП по Кемеровской области – главному судебному приставу Кемеровской области, который, в свою очередь, направил поручение о постановке исполнения данного исполнительного производства на контроль начальнику отдела – старшему судебному приставу.

Однако какие-либо меры по исполнению исполнительного документа предприняты не были. С учетом указанных обстоятельств бездействие судебного пристава-исполнителя по непринятию мер по своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительного листа о взыскании алиментов признано незаконным [33].

Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении.

Исполнительный процесс представляет крайне емкую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений.

На каждой из стадий возможно нарушение установленного законом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы [38]. Нельзя исключать из арсенала полномочий прокурора и такое средство реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона, которое в соответствии со ст.

25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы. В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований ФЗ «Об исполнительном производстве» в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов, либо в службу судебных приставов субъекта РФ об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть вынесено и по результатам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворенных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер.

Проверки исполнения законов судебными приставами в структурных подразделениях прокуроры могут проводить систематически в плановом порядке. Это связано с вынесением значительного количества правовых актов (постановлений, актов и других), которые в случаях несоответствия их законам могут ущемлять права и законные интересы физических и юридических лиц. Своевременное выявление прокурором незаконных решений, вынесенных судебными приставами, предупреждает наступление вредных последствий.

Сведения о противоправных действиях судебных приставов или их бездействии прокурором могут быть получены из жалоб и заявлений граждан, права и интересы которых были ущемлены, официальных сообщений руководителей разного рода органов (предприятий, учреждений, организаций), из средств массовой информации. Ценной информацией могут обладать судебные, налоговые и финансовые органы, территориальные органы юстиции, банковские учреждения. Например, Проведенной прокурорской проверкой деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области по обращениям граждан о нарушении прав их несовершеннолетних детей на социальную помощь со стороны государства и на материальную поддержку со стороны родителей выявлены нарушения закона.

Установлено, что в нарушение требований ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, на пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет бюджетов различных уровней, на расчетный счет должника, на который поступали ежемесячные социальные выплаты на содержание ребенка, судебным приставом-исполнителем наложен арест. Таким образом, в нарушение требований закона, судебный пристав-исполнитель принял решение о погашении должником задолженности перед отделением ГАИ отдела МВД России по городу Кемерово за счет детских пособий.

В своей основе организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами схожа с организацией работы по надзору за исполнением законов.

Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.

В процессе надзора за исполнением законов судебными приставами при осуществлении своих функций прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

При надзоре за судебными приставами-исполнителями прокурор проверяет, приняты ли меры по исполнительным документам судебных органов, рассмотрены ли заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства, заявленные судебным приставам-исполнителям, а также законно ли наложен арест на имущество судебным приставом-исполнителем, приняты ли меры по розыску должника, правильно ли осуществляется проверка судебными приставами-исполнителями исполнительных документов у должностных лиц органов и учреждений. Меры прокурорского реагирования должны применяться в случаях, когда нарушены права несовершеннолетних детей, инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан [32].

Представления об устранении нарушений закона прокурорами вносятся в основном непосредственно в различные службы судебных приставов.

Так, если нарушения закона допущены судебным приставом районного звена, то представление об их устранении направляется на имя старшего судебного пристава, возглавляющего районное подразделение судебных приставов. Если нарушения закона допущены старшим судебным приставом, то представления прокурорами вносятся в основном главному судебному приставу субъекта Федерации с изложением требований об устранении выявленных правонарушений.

Возможно использование и такое средство, как предостережение о недопустимости нарушения закона. При выявлении в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и так далее), прокурор возбуждает уголовное дело.

Однако указанные формы прокурорского реагирования не могут применяться в случаях наличия спора о гражданском праве (например, при включении в опись имущества, принадлежащего третьим лицам).

В этом случае прокурору следует обратиться в суд с иском об исключении имущества из описи в пользу заинтересованных лиц или рекомендовать им сделать это самостоятельно. Не входит в предмет рассматриваемой отрасли надзор за законностью производства дознания органами ФССП России по уголовным делам, отнесенным УПК к их компетенции (п.

4 ч 3 ст. 151 УПК РФ), поскольку процессуальная деятельность является предметом другой отрасли надзора – надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Можно сделать вывод, что круг полномочий прокурора достаточно широк и в организации работы по надзору за исполнением законов судебными приставами схожа с организацией работы по надзору за исполнением законов. Проведение проверок исполнения законов судебными приставами В процессе проверки прокурор выясняет: – было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения; соблюдается ли срок, предоставленный законом для добровольного исполнения (не более пяти дней); – правомерно ли наложены на должника взыскания за неисполнение решений суда; – выполняются ли судебными приставами-исполнителями требования по розыску должника, его имущества; – соблюден ли порядок обращения взыскания на имущество должника и другие.

Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо в случаях: – когда неисполнение решения может нанести ущерб интересам групп людей; – когда в действиях взыскателя или должника усматриваются признаки преступления; – при взысканиях по делам, связанным с банкротством «финансовых пирамид».

Прокурор должен уделять особое внимание тем случаям, когда вынесенное решение не было исполнено добровольно и не было передано для принудительного исполнения.

Однако проверку следует проводить и тогда, когда отказ от взыскания был утвержден судом, как и в целом было утверждено решение суда по вопросам исполнительного производства.

Сведения о вынесенных решениях находятся в суде, а данные о предъявлении решений к принудительному исполнению – у службы судебных приставов. Поэтому задачей органов прокуратуры становится обобщение указанных сведений с целью выявления нарушений [27]. Генпрокуратура сообщила, что привлекла к ответственности 10 тыс.

сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) за волокиту, утрату документов и другие многочисленные нарушения. Проверка Генпрокуратуры выявила

«многочисленные факты утраты исполнительных листов, массовые случаи фальсификации документов в целях прекращения исполнительных производств»

.

Так, за последние три года прокуроры обнаружили 200 тыс. нарушений в деятельности ведомства, внесли 30 тыс.

представлений, 60 тыс. протестов, привлекли к дисциплинарной и административной ответственности 10 тыс.

человек и возбудили более 800 уголовных дел по материалам прокурорских проверок.

Проверка Генпрокуратуры выявила

«многочисленные факты утраты исполнительных листов, массовые случаи фальсификации документов в целях прекращения исполнительных производств»

. Так, за последние три года прокуроры обнаружили 200 тыс. нарушений в деятельности ведомства, внесли 30 тыс.

представлений, 60 тыс. протестов, привлекли к дисциплинарной и административной ответственности 10 тыс. человек и возбудили более 800 уголовных дел по материалам прокурорских проверок. В Генпрокуратуре считают, что бездействие судебных приставов подрывает основы правосудия в России.

Заслуживает внимания оценка законности действия судебного пристава-исполнителя по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов (налоговых) по изменению способа и порядка их исполнения, порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства. Прокурор устанавливает: – соблюдается ли порядок и срок обращения взыскания на имущество должника (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество); – каковы способы его оценки (привлекаются к этому специалисты или нет), а также реализации; как распределяются взысканные денежные суммы (30% от исполнительных сборов должны отчисляться в федеральный бюджет). Важно проверить: – формирование внебюджетного фонда развития исполнительного производства; – его целевое использование; – соблюдение принципа пропорциональности исполнительских сборов реально взысканной с должника сумме; – каким образом решается вопрос по спорам неимущественного характера (восстановление на работе, вселение взыскателя, выселение должника); –привлекаются ли в связи с этим виновные лица, должностные лица к административной, уголовной ответственности, в том числе судебные приставы-исполнители [30].

Перед началом проверки обычно в соответствующем суде и территориальном органе ФССП следует ознакомиться с жалобами и заявлениями на действия судебных приставов.

Необходимо также проанализировать жалобы, заявления, а также официальные письма руководителей разного рода органов на действия судебных приставов, поступившие в прокуратуру. Это позволяет определить содержание (характер) предстоящей проверки, ее объем.

В зависимости от характера сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами, каждая проверка носит индивидуальный характер. В начале проверки тщательно проверяется достоверность имеющихся у прокурора сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами. Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе и истребовать материалы, которые надлежит изучить.

Это могут быть журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом исполнителем в стадии исполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним; отчетно-статистические документы и т.д.; различные постановления и акты. Проверки прокурором могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Представляется, что по каждому случаю применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшие человеческие жертвы (гибель и ранения людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.

При надзоре за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов прокурор проверяет, обеспечена ли безопасность судьи, лиц, участвующих в процессе и иных лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлено ли судебное помещение для судопроизводства, доставлены ли вещественные доказательства по данному разбирательству, выполнены ли распоряжения и исполнительные решения судьи; соответствует ли закону привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, соблюдается ли применение судебным приставом физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, взаимодействует ли судебный пристав с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей по вопросам их охраны и безопасности, соблюдаются ли сроки исполнения исполнительных листов: — исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, и судебных приказов – в течение 3 лет; — исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, – в течение 3 месяцев; — исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение 6 месяцев; — оформленных в установленном в порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение 6 месяцев; — удостоверений комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев; — постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение 3 месяцев, согласно ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве». Средствами реагирования на выявленные нарушения закона являются в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ»: 1.

протест – это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.

Следует отметить, что принесение протеста — это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам. На основании ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме; 2. постановление – это акт прокурорского надзора; прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (второе подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом, о чем прокурору сообщается в письменной форме).

На основании ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом.

О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме; 3. представление – это документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными органами и их должностными лицами. На основании ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия Конституции РФ, законам РФ и Постановлений Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ; 4. предостережение о недопустимости нарушения закона – применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом. В соответствии с ч.1 ст.25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» предостережение о недопустимости нарушения закона.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами органы прокуратуры не только надзирают за исполнением ими законов, но осуществляют и деятельность по защите прав человека и гражданина.

На современном этапе указанный вид деятельности прокуратуры остается важной задачей органов прокуратуры, так как из-за недостаточно эффективной судебной защиты, в том числе длительного рассмотрения дел, по-прежнему большое количество граждан обращается в органы прокуратуры с просьбой обеспечить защиту их законных прав.

  • Прокурорский надзор за исполнением законов в отношении жилищно-хозяйственного комплекса
  • Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения
  • Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения
  • Прокурорский надзор за исполнением законов в отношении несовершеннолетних

Меры реагирования

При выявлении нарушений предписаний исполнителями суда, предусмотрены такие меры пресечения:

  1. Исковые заявления в судебные учреждения с целью защиты правовых интересов всех пострадавших;
  2. Возбуждение уголовного дела/производства об административном своеволии.
  3. Опротестование актов, которые противоречат законодательной базе;

Важно: определяя меры борьбы, прокурор обязан брать за основу положения из Закона о прокуратуре и постановления Генерального прокурора, а также полагаться на личные соображения в борьбе с преступлением, исходя из сложившейся ситуации.

Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИУКАЗАНИЕот 12 мая 2009 г. N 155/7ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРАЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИВ целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный Российской Федерации, руководствуясь Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:1.

Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.1.2.

В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:законности принимаемых решений;своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;уважения чести и достоинства гражданина;неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения.

Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов.

В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения. 1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке УПК РФ.

По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении.1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.1.8.

При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.1.10.

На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:применять предоставленные , , Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба;возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган.1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства.

Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

В своей деятельности руководствоваться Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 N 137

«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»

.1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства — в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;на Главное управление по надзору за следствием — в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;на управление по надзору за расследованием особо важных дел — в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.3.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+