Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Проект способы защиты трудовых прав в рф

Проект способы защиты трудовых прав в рф

Комментарии к ст. 352 ТК РФ


1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основании ст.

45 Конституции РФ. Эта же статья установила право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

2. Труд — осознанная энергозатратная деятельность человека, требующая приложения усилий, осуществления работы. Трудовые права — права работников, которые они получили, так как выполняют определенную работу. Они могут представлять совокупность условий работы, оговоренных в трудовом договоре, законодательные права, обычные обязанности и привилегии, ассоциирующиеся с выполнением какой-либо работы.

Установление социальных гарантий прав является методом охраны трудовых прав.

Основные права работника изложены в ст. 21 ТК (перечисленные права правильнее было бы считать общими).

Основные права работодателя изложены в ст.

22 ТК. 3. Защита прав — принудительный способ осуществления субъективного права, применяемый в отношении обязанного лица в установленном законом порядке компетентными органами либо самим управомоченным лицом в целях восстановления нарушенного права. Защиту прав следует отличать от охраны прав.

Охрана предусматривает меры, применяемые до нарушения прав и свобод, а защита прав — меры, применяемые после правонарушения, для восстановления нарушенного права. 4. В соответствии со ст. 353 ТК государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда.

5. Установление принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также системы и полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль, относится к ведению федеральных органов государственной власти согласно ст. 6 ТК.

Защита трудовых прав.

Что говорит закон?

Главным законом в трудовой сфере является.

Она говорит, что у каждого человека есть законное право защищать собственные трудовые права любым из способов, не запрещенных законом.

Также в статье перечислены , а именно:

  • судебная защита.
  • самозащита;
  • защита органами государственного надзора;
  • защита профсоюзами;

Нельзя точно сказать, какой из способов наиболее эффективен для защиты, а какой – наименее. Они по-разному работают в разных ситуациях. Поэтому, выбирая способ защиты, следует оценивать конкретный случай и решать, какой способ подойдет лучше всего.

Способ 1

С привлечением надзорных органов, уполномоченных государством для защиты прав работающих.

Такой организацией является Государственная инспекция труда. Обращение в ГИТ можно сделать через сеть Интернет. Для этого нужно зайти на сайт региональной ГИТ и найти соответствующие контакты.

Подробно, как писать заявление в трудовую инспекцию по ссылке Если нет возможности написать на электронную почту, свяжитесь по телефону горячей линии ГИТ. К сотрудникам ГИТ можно обратиться не только за помощью в решении проблемы, но и за консультацией или разъяснением.

Если вопрос касается нарушения прав и разбирательств с работодателем, обратившийся имеет право получить всю необходимую помощь так, чтобы работодатель не знал, кто конкретно стал инициатором проведения проверки. Важно! Самовольно заканчивать работу либо уходить с места работы с целью разрешения коллективного или индивидуального трудового спора сотрудником, отвечающим за безопасность определенного вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены законом, нельзя. Такие действия влекут за собой наложение административного штрафа в размере от тысячи до полутора тысяч рублей(ст.

20.26 КоАП РФ).

Государственная инспекция труда

Глава 57 ТК подробно рассматривает функции государственного контроля, обеспечивающие возможность соблюдения законодательных норм о труде. Полномочия от имени государства здесь осуществляются государственной инспекцией труда. Обратиться в данную структуру за защитой попранных прав или, кроме этого, за объяснением разнообразных сложных нюансов трудового права разрешено для всех работающих.

Наиболее часто в трудовые инспекции поступают жалобы в следующих случаях:

  1. рабочее место сотрудника не соответствует установленным требованиям и нормам, включая определённым коллективным договором;
  2. другие несоблюдения прав работающего населения.
  3. отказ в предоставлении времени для отдыха либо незаконное сокращение времени отдыха работников;
  4. сотруднику не представлена работа, оговоренная трудовым договором;
  5. несвоевременная или не в полной мере выплата зарплаты, неправомерное перенесение сроков ее выдачи;

За помощью в трудовую инспекцию могут также обратиться граждане, которые считают, что им необоснованно было отказано при приеме на работу.Обращение обычно направляется письменно, в бумажном, реже в электронном виде.

Желательно к жалобе доложить копии документов, которые подтвердят несоблюдение трудовых норм. Согласно действующим нормам сроков давности для направления жалобы в эту инспекцию нет.Инспекторы обязаны принять меры по документированию достоверности фактов нарушения или же их опровергнуть.
По итогам проведенной проверки в случае выявления любых несоблюдений норм трудового права инспекторами могут быть приняты такие меры по восстановлению попранного права:

  1. отстранить от исполнения должностных обязанностей виновных лиц;
  2. выдать нарушителю предписание с указанием требований к устранению нарушения;
  3. подготовить и направить материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
  4. приостановить деятельность организации;
  5. составить в отношении виновного лица либо организации административный протокол;

Любые обращения граждан могут стать поводом для назначения внеплановых проверок организаций, в отношении которых поступают жалобы.

Презентация на тему: » Способы защиты трудовых правОсновными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных.» — Транскрипт:

Способы защиты трудовых прав Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства; судебная защита.

Самозащита – отказ от работы Если работодатель задерживает выплату зарплаты более чем на 15 дней Если работодатель задерживает выплату зарплаты более чем на 15 дней Если создается угроза жизни или здоровью работника Если создается угроза жизни или здоровью работника Можно отказаться: От сверхурочной работы От сверхурочной работы От работы в праздничный, выходной день От работы в праздничный, выходной день От дополнительной работы, не предусмотренной договором От дополнительной работы, не предусмотренной договором Выходить из отпуска по просьбе работодателя Выходить из отпуска по просьбе работодателя За последние двести лет работники экономически передовых стран добились больших успехов в борьбе с хозяевами.

Самозащита – отказ от работы Если работодатель задерживает выплату зарплаты более чем на 15 дней Если работодатель задерживает выплату зарплаты более чем на 15 дней Если создается угроза жизни или здоровью работника Если создается угроза жизни или здоровью работника Можно отказаться: От сверхурочной работы От сверхурочной работы От работы в праздничный, выходной день От работы в праздничный, выходной день От дополнительной работы, не предусмотренной договором От дополнительной работы, не предусмотренной договором Выходить из отпуска по просьбе работодателя Выходить из отпуска по просьбе работодателя За последние двести лет работники экономически передовых стран добились больших успехов в борьбе с хозяевами. Вот краткий список их побед: Восьмичасовый рабочий день вместо когда-то обычного 12 – и даже 16-часового. Долгосрочные контракты. Два выходных дня в неделю.

Оплачиваемый отпуск. Выходное пособие. Периодически повышаемая зарплата +различные бонусы +множество компенсаций. Жесткие законы, регламентирующие рынок труда.

Найм работодателями более дешевой рабочей силы из числа эмигрантов; перевод бизнеса в страны с низкой зарплатой, где к тому нет профсоюзов и привычки бастовать. Переговоры и заключение коллективных договоров, соглашений с работодателями; Влияние на работодателей путем организации различных акций, в том числе забастовок; Контроль за соблюдением со стороны работодателя трудовых прав работников; Правовая помощь работникам, чьи трудовые права нарушены, представительство в судах. В ТК РФ предусмотрены правила взаимодействия профсоюзов и работодателей, т.к.

основные задачи трудового законодательства — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства Федеральная инспекция труда (Роструд) Федеральная инспекция труда (Роструд) Прокуратура Прокуратура Проводят плановые и внеплановые проверки в организациях Выдают работодателю предписания об устранении нарушений Привлекают виновных работодателей к административной ответственности (штраф тыс.

руб.) Ведут прием граждан Бесплатное получение правовой консультации Проведение проверки у работодателя по результатам обращения работника Выдача работодателю трудовым инспектором предписания об устранении нарушений Обязательное восстановление нарушенных прав работника Работник, если его трудовые права нарушены, может обратиться в суд сам или через своего представителя В суд самостоятельно по трудовому спору можно обратиться с 14 лет Срок обращения в суд – 1 месяц, если уволили, 3 месяца – во всех других случаях Обращение в суд — бесплатное Возможный результат обращения в суд: Восстановление на работе Оплата времени вынужденного прогула Компенсация за моральный вред Изменение записи в трудовой книжке Восстановление нарушенных прав Примирительные процедуры В индивидуальном трудовом конфликте: Переговоры между работодателем и работником Приглашение профессионального переговорщика-посредника (медиатора) Примирительные процедуры в коллективном трудовом споре: Примирительная комиссия Посредник Трудовой арбитраж

Защита трудовых прав работника

Вы здесь Опубликовано 2013-11-29 17:41 пользователем hrconsul «Отдел кадров коммерческой организации», 2013, N 3 ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКА От конфликтных ситуаций с работниками не застрахован ни один работодатель. Причем с претензиями может обратиться как работающий, так и уволенный сотрудник.

И хорошо, если такую ситуацию удастся разрешить мирным путем. А если нет? Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг вариантов защиты трудовых прав. О них и расскажем в данной статье.

Раздел XIII ТК РФ посвящен защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров.

Также в нем говорится об ответственности за нарушение трудового законодательства. В частности, на основании ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: — самозащита работниками трудовых прав; — защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; — государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — судебная защита. Самозащита работниками трудовых прав На основании ст.

379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Например, работник использует право самозащиты, отказываясь от выполнения работ в случае опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами).

В таком случае работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности (ст. 220 ТК РФ). Или работник может использовать право на самозащиту в случае необеспечения его средствами индивидуальной или коллективной защиты.

В таком случае работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей. В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

Так, в соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Однако этой же нормой предусмотрены случаи, когда не допускается приостановление работы по данной причине: — в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; — в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; — государственными служащими; — в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования; — работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

Однако этой же нормой предусмотрены случаи, когда не допускается приостановление работы по данной причине: — в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; — в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; — государственными служащими; — в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования; — работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи). В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

Воспользовавшийся этим правом обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Обратите внимание! Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.

(ст. 20.26 КоАП РФ). Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав (ст.

380 ТК РФ). Защита интересов работников профсоюзами Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

установлено, что профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений, в том числе по вопросам: — трудового договора (контракта); — рабочего времени и времени отдыха; — оплаты труда; — гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ; — по другим социально-трудовым вопросам.

Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Аналогичное требование содержится в ст. 370 ТК РФ. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями , утверждаемыми профсоюзами.

——————————— Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов утв.

Постановлением Исполкома ФНПР от 22.11.2011 N 7-15.

Межрегиональное и территориальное объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать свои правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Профсоюзные инспекторы труда имеют право: — беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений; — проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; — принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; — получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; — защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); — предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; — направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; — в качестве независимых экспертов принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства.

Обратите внимание! В силу ст.

377 ТК РФ работодатель обязан создать условия для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации. В частности, безвозмездно предоставить помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах). Одним из вариантов защиты прав работников профсоюзами является принятие решений работодателем с учетом их мнения (ст.

371 ТК РФ). В частности, в случае когда изменение организационных или технологических условий труда может повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ). Также придется учитывать мнение профсоюза при привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не оговоренных в ст. 113 ТК РФ. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст.

372 ТК РФ, а при расторжении трудового договора по инициативе работодателя — ст.

373 ТК РФ. Причем соблюдение процедуры в последнем случае не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Государственный контроль Федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Рострудом и его территориальными органами.

Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. В соответствии с данным Положением государственный надзор в сфере труда осуществляется государственными инспекторами труда (правовыми инспекторами труда и инспекторами по охране труда), которые имеют право: — в установленном порядке беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц; — запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; — изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; — расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; — предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; — выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; — запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда; — составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

Обратите внимание! Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд.

Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.

361 ТК РФ). Государственный контроль осуществляется посредством проверок, порядок проведения которых определяется ратифицированными конвенциями МОТ, Трудовым кодексом, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

и Положением. Предметами проверки являются соблюдение работодателем требований трудового законодательства, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются: 1.

Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Поступление в федеральную инспекцию труда: — обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; — обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; — запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ; 3. Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

К сведению. Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом РФ или Правительством РФ. Судебная защита Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. В частности, на основании ст.

22 ГПК РФ и ст. ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции, а именно районный суд рассматривает такие дела в качестве первой инстанции. Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то важно следующее: хотя эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя, значит, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) определяется исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст.

Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то важно следующее: хотя эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя, значит, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) определяется исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. ст. 23, 24 ГПК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2

«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

).

Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (ч.

4 ст. 413 ТК РФ). К сведению. Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, а также между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ). По общим правилам иск предъявляется в суд по месту нахождения организации-работодателя, а если работодатель — индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства.

Однако в силу ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца, то есть работника.

Работник для защиты своих прав через суд должен соблюдать сроки обращения с заявлением о рассмотрении спора. Отметим, что в зависимости от категорий дел сроки обращения за защитой трудовых прав работника различны. Так, на основании ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Так, на основании ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Если работник пытался урегулировать возникшие разногласия через комиссию по трудовым спорам организации, которая в установленный десятидневный срок должна была рассмотреть спор и разрешить его в чью-то пользу, но не сделала этого, работник имеет право перенести рассмотрение конфликта в суд (ст.

390 ТК РФ). Если комиссия рассмотрела спор, но ее решение не устроило работника, он также может обратиться в суд для обжалования в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии (ст. 390 ТК РФ). В заключение Как видим, Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг способов решения спорных моментов как при приеме на работу, в течение трудовой деятельности, так и после увольнения.

Поскольку работник для разрешения конфликтной ситуации должен обратиться с заявлением (хоть в государственную инспекцию труда, хоть в комиссию по трудовым спорам, хоть в профсоюз и т.

д.) с указанием нарушенных работодателем прав, рекомендуем снимать противоречия мирным путем. Ведь если нарушение трудового законодательства будет установлено контролирующими органами, работодателю может грозить не только административная, но и уголовная ответственность. Т. Ю. Комиссарова Эксперт журнала «Отдел кадров коммерческой организации» Подписано в печать 28.02.2013 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Тема: Понятие и способы защиты трудовых прав

ТК назван «Защита трудовых прав работников.

Рассмотрение и разрешение трудовых споров.

Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права». Следовательно, процесс этой защиты имеет свои стадии, в частности: а) профилактика от трудовых правонарушений; б) рассмотрение трудового правонарушения при разрешении трудовых споров; в) восстановление нарушенных трудовых прав; г) ответственность за трудовые правонарушения. Необходимо помнить, что процесс защиты трудовых прав граждан (работников) возникает с создания нормативно-правового акта, содержание которого составляют нормы по защите трудовых прав граждан.

Совокупность же всех мероприятий по защите трудовых прав работников представляет собой одну из теоретических категорий — механизм правового регулирования труда. Таким механизмом является система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность трудовых и непосредственно связанных с ними других отношений в сфере труда в соответствии с целями и задачами правового социального государства. Структурными элементами механизма правового регулирования являются: нормы права, устанавливающие правила поведения; правоотношения как элемент реальной жизни права; акты реализации юридических прав и обязанностей, т.е.

фактическое поведение субъектов правоотношений. В этом элементе механизма правового регулирования труда возможны правонарушения со стороны работодателя.

Защита трудовых прав работников это одновременно и защита правопорядка в труде, восстановление нарушенной законности, а законность в сфере труда — строгое и полное осуществление предписаний трудового законодательства всеми субъектами трудового права. Правопорядок в сфере труда — это система общественных отношений в труде, которая устанавливается по точному и полному осуществлению норм трудового законодательства всеми субъектами трудового права.

В условиях стабильности трудового правопорядка, в котором участвуют все элементы механизма правового регулирования труда, эффективнее реализуются трудовые права и обязанности субъектов, трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений, а в случаях трудовых правонарушений быстрее и полностью защищаются и восстанавливаются трудовые права работников. Содержанием трудового правопорядка является правомерное поведение всех субъектов трудового права.

Поскольку он складывается на основе норм трудового права, то в силу этого охраняется, защищается государством.

Способы защиты трудовых прав работников являются одновременно гарантиями законности в сфере труда и трудового правопорядка.

Конкретный уровень трудового правопорядка и законности в сфере труда в каждой организации отражает и состояние общественной жизни в социальной сфере в правовом государстве.

К высокому уровню трудового правопорядка и законности в сфере труда на каждом производстве должны стремиться как к результату правового регулирования труда все субъекты трудового права.

Работодатель, его представители не имеют права препятствовать работникам в осуществлении всех форм самозащиты своих трудовых прав. А преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты своих трудовых прав ст. 380 ТК запрещает. Ответственность за нарушение трудового законодательства и охраны труда как дисциплинарную, так и административную (штраф) и материальную, а в соответствующих случаях — уголовную, несут виновные должностные лица администрации, работодатель.

Виновные в этом руководители производства, его подразделений и их заместители могут быть наказаны вплоть до увольнения, смещены с занимаемой должности.

Работники за нарушение инструкций по охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к материальной и уголовной ответственности. Таким образом, защита трудовых прав работников предполагает правомерную деятельность, содержание которой составляет целый комплекс мероприятий, направленных на применение предусмотренных законом правовых средств, обеспечивающих восстановление нарушенных трудовых прав.

Одной из форм защиты трудовых прав работника является самозащита, представляющая собой правомерное поведение потерпевшего (лица, чьи права нарушаются или находятся под угрозой нарушения), направленное на предупреждение (пресечение) действий нарушителя, без обращения к помощи судебных и иных органов. Впервые в ТК РФ прямо предусмотрена возможность работника самостоятельно защищать свои права, и закреплены положения, касающиеся самозащиты трудовых прав.

Способами самозащиты, предусмотренными законом, являются: 1) отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором; 2) отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; 3) отказ работника от выполнения работы вследствие его необеспечения в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты.

При этом работодатель не вправе требовать от работника исполнении трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой; 4) приостановление работником работы с предварительным письменным извещением работодателя, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней на весь период до выплаты задержанной суммы, кроме случаев, указанных в ст.

142 ТК РФ, когда приостановка работы не допускается.

Таким образом, самозащита работниками трудовых прав заключается в отказе работника от работы и направлена, прежде всего, на предотвращение неблагоприятных последствий, которые могут наступить в случае продолжения работы, угрожающей жизни или здоровью работника. При этом, работодатель, его представители не имеют право препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав. Отказ работника от выполнения работ по основаниям, предусмотренным законом, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности.

Более того, преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый в сфере регулирования трудовых отношений, в основном касается установления и применения условий труда.

Особенно это важно в связи с расширением коллективно-договорного, локального, а также индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.

В ТК РФ содержатся нормы, запрещающие ухудшать условия труда, снижать уровень трудовых прав и гарантий работника по сравнению с трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Выявление подобных локальных нормативных актов или коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров и пресечение допущенных нарушений, восстановление нарушенных трудовых прав является действенным способом защиты трудовых прав и свобод работника. Важную роль в осуществлении указанного контроля играет федеральная инспекция труда, именуемая также Гострудинспекцией или Рострудинспекцией.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод наряду с государственным надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства, самозащитой работниками трудовых прав и судебной защитой. В отличие от государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемого государственными органами и должностными лицами, профсоюзами проводится профсоюзный (общественный) контроль и применяются его общественные формы и методы. Профессиональные союзы вправе также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений. Профсоюзы могут для осуществления контроля создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными в установленных положениях. Право их создания принадлежит общероссийским профессиональным союзам и их объединениям, которые утверждают указанные положения об этих инспекциях.

Например, крупнейшее объединение профсоюзов — Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) Постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г.

№ 4-2 утвердила Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда профсоюзов. В данном Положении определены задачи профсоюзной правовой инспекции труда, права и обязанности профсоюзных правовых инспекторов труда.

Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории одного субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции профсоюзов и принимать положения, которые должны соответствовать типовым положениям соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Формами реагирования профсоюзов, их инспекций труда на выявленные нарушения являются следующие: — право направлять работодателям представления с требованиями об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; — право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении закона и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Чаще всего в адрес работодателя следуют обращения о нарушении трудовых прав работников руководителем организации или руководителем структурного подразделения, их заместителями.

Для защиты трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами значительную роль играет установленный ТК РФ порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы работников при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Статьей 372 ТК РФ установлен следующий порядок учета мнения указанного профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов: — проект локального нормативного акта направляется работодателем выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников, т.е. представительному органу работников, и сопровождается соответствующим обоснованием, определяющим его необходимость и правомерность; — профсоюзный орган направляет работодателю свое мнение, отвечающее следующим требованиям, установленным ТК РФ: а) оно направляется в течение предусмотренного срока, не позднее пяти дней с момента получения проекта; б) оно представлено в письменной форме; в) оно аргументировано, т.е.

сопровождается определенными доводами в подтверждение принятого мнения; — если профсоюзный орган не согласен с проектом локального нормативного акта или предлагает его усовершенствовать, то работодатель может согласиться с этим; — в случае недостижения согласия в ходе консультаций, что свидетельствует о возникших между сторонами разногласиях, эти разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт. Глава 2. Особенности рассмотрения трудовых споров 2.1.

Понятие коллективного трудового спора и его стороны В Российском трудовом праве институт коллективных трудовых споров — сравнительно новое правовое явление в отличие от института индивидуальных трудовых споров.

Становление и развитие института коллективных трудовых споров началось с принятия в 1989 г.

Закона СССР

«О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»

. В дальнейшем этот институт получил правовое оформление в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», основные положения которого воспроизведены в главе 61 Трудового кодекса РФ.

Появление в ТК РФ специальной главы о коллективных трудовых спорах в целом следует рассматривать как позитивное решение законодателя, поскольку это способствует систематизации норм трудового права, регулирующих коллективные трудовые споры, в едином кодификационном акте.

В структуре Трудового кодекса представлены почти все статьи Федерального закона от 23 ноября 1995 г.

№ 175-ФЗ. Одни статьи даны с незначительным дополнением и изменением. В других статьях предложены новые правовые решения.

Так, внесены коррективы в понятие коллективного трудового спора, которое в части, касающейся сторон спора, дополнено указанием на их представителей, действующих от имени и в интересах представляемой стороны — работников и работодателей.

Следует также отметить, что ТК РФ предусмотрел право на коллективные трудовые споры не только работников организаций, но и работников филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений, предоставив им право выдвижения требований.

В определении коллективного трудового спора расширен круг вопросов, составляющих предмет спора: предусмотрена возможность возбуждения коллективного трудового спора в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях. Появление такого вида коллективных трудовых споров обусловлено вероятностью нарушения требований ст.

8 ч. 3 ТК РФ, в соответствии с которыми работодатель при принятии локальных нормативных актов в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, обязан учитывать мнение представительного органа работников. Трудовой кодекс унифицировал процедуру утверждения требований работников и их представителей. Требования, выдвинутые и теми и другими, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников.

Кодекс предусмотрел обязанность представителей работодателей (объединений работодателей) принять к рассмотрению направленные им требования профсоюзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований, а в на уровне конкретного предприятия — в течение 3-х дней.

Конституция РФ признает право на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Само название «коллективные трудовые споры» указывает, что их спорящим субъектом является трудовой коллектив работников или несколько трудовых коллективов работников.

Данное понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений. Трудовой спор — это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового субъективного трудового или коллективного права (неисковые споры). В ранее действующем Законе РФ о коллективных трудовых спорах было дано следующее определение:

«Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений»

.

Статья 398 ТК РФ, закрепляя это понятие, дополнила его словами

«а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации»

.

Таким образом, отказ работодателя учесть мнение профкома является поводом к коллективному трудовому спору.

Из выше сказанного следует, что коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Сторонами коллективных трудовых споров являются. Работники — это лица, связанные определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организаций, ее филиала или представительства) и объединенные общими профессиональными интересами. Одной из сторон коллективного трудового спора являются непосредственно работники, т.е.

коллектив, обладающий организационным единством. К ним относятся: коллектив работников, занятых у определенного работодателя, независимо от того, является он организацией или ее обособленным структурным подразделением или физическим лицом; членом первичной профсоюзной организации, когда спор возникает на уровне организации, ее филиала или представительства; членов профессионального союза или профсоюза, входящего в состав соответствующего объединения, когда речь идет о споре на уровне отрасли, профессии и т.п. И наоборот, считается, что одной из ошибок, допускаемых на практике, является признание представительных органов работников, а не их самих стороной коллективного трудового спора, неумение четко определить объединение работников как стороны трудового спора.

Например, если спор возникает в ходе коллективных переговоров, его стороной выступают работники, участвующие через своих представителей в переговорах. В случае возникновения спора по причине невыполнения коллективного договора одной из сторон также являются работники, от имени которых этот договор заключен.

Если коллективный договор не выполняется по отношению к работникам одного из структурных подразделений организации, коллектив работников данного подразделения не может выступать стороной коллективного спора. Для защиты своих интересов ему необходимо обратиться в представительный орган, заключивший данный договор. Кроме этого, стороной коллективного трудового спора могут быть члены первичной профсоюзной организации (если спор возникает на уровне организации, ее филиала или представительства); профессионального союза или профсоюза, входящего в состав соответствующего объединения (если речь идет о споре на уровне отрасли, профессии и т.п.); коллектив работников, занятых у определенного работодателя (независимо от того, является он физическим лицом либо организацией) или работающих в обособленном структурном подразделении юридического лица.

Как правило, должен соблюдаться принцип единства стороны коллективно-договорного процесса и коллективного трудового спора.

Так, если спор возникает в ходе коллективных переговоров, его стороной выступают работники, участвующие через своих представителей в переговорах.

В случае возникновения спора по причине невыполнения коллективного договора одной из сторон будут признаны работники, от имени которых этот коллективный договор заключен. Работодатель — руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Для применения закона не имеет значения, кто выступает работодателем: государственное предприятие, хозяйственное товарищество, общество, производственный кооператив, некоммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Следует подчеркнуть, что работодателем могут быть и граждане, использующие чужой труд для удовлетворения личных потребностей и обслуживания своей семьи. В коллективных трудовых спорах стороны осуществляют свои полномочия через представителей.

Представители работников — органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) и уполномоченные им, а также органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченных на представительство в соответствии с их уставами. Представители работодателей — руководители или другие лица, имеющие необходимые правомочия в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами, либо органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателем органы.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников, с соблюдением требований ТК РФ. Коллективный характер одной или обеих сторон разногласий, как уже отмечалось, не может служить безусловным основанием для признания возникшего конфликта коллективным трудовым спором.

Существует второй обязательный признак, характеризующий коллективный трудовой спор, — его предмет.

Такой спор может возникнуть по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений. На практике встречаются ошибки, когда разногласия, возникающие между сторонами, относятся к коллективным, а не к индивидуальным трудовым спорам. Например, несвоевременная выплата заработной платы, если коллективным договором предусмотрены сроки выплаты, нередко рассматривается в качестве предмета коллективного трудового спора.

Однако, в этом случае работодатель нарушает не коллективный договор, а нормы ТК РФ, предусматривающие обязанность выплатить работнику заработную плату и соблюдать сроки выплаты. Эти ошибки объясняются тем, что законодатель не разграничил с достаточной четкостью предмет коллективных и индивидуальных трудовых споров. Поэтому на практике зачастую формально относятся к решению вопроса об отнесении тех или иных разногласий к коллективным трудовым спорам.

Представители трудового коллектива считают, что раз нарушен коллективный договор, то возник и коллективный трудовой спор. На самом же деле в приведенном примере коллективный договор лишь уточняет законодательство, определяя размер оплаты труда и конкретную дату ее выплаты. Коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками (хотя бы одной из его сторон является коллектив) и направлен на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и реализации норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования.

2.2. Понятие индивидуального трудового спора Конституция Российской Федерации признает право каждого гражданина страны на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Общие гарантии по защите гражданами своих прав и законных интересов закреплены в статьях 45 и 46 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Кроме того, каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.

Конституция России, таким образом, закрепляет обязанность государства и правоохранительных органов защищать права работников, в том числе их трудовые права и законные интересы в области трудовых отношений. Следовательно, каждый работник, считающий свои права нарушенными, имеет право на квалифицированную юридическую помощь, и, прежде всего, на судебную защиту. «Защита трудовых прав субъектов правовых правоотношений, — отмечает профессор А.И.

Ставцева,- это установленные государством и закрепленные в правовых актах средства и способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и законных интересов, предусмотренных законодательством, соглашениями и договорами о труде». При этом в обязанности юрисдикционных органов, рассматривающих трудовой спор, и специальных исполнительных органов входит обязанность относительно принудительного восстановления субъективных трудовых прав, а также возмещения при этом материального ущерба и компенсации морального вреда в соответствии с действующим законодательством.

Однако эти очень важные для каждого человека конституционные гарантии вовсе не автоматически реализуются в конкретных трудовых правоотношениях, в которые вступает человек, поступая на работу в качестве наемного работника и заключая трудовой договор. Они конкретизируются с учетом законов, иных нормативных правовых актов (в том числе заключаемых в рамках конкретных организаций) в индивидуальном трудовом договоре.

В Трудовом кодексе РФ, вступившем в силу 1 февраля 2002 года, индивидуальным трудовым спорам посвящена глава 60.

Термин «трудовые споры» появился лишь в 1971 году в действовавшем до принятия нынешнего трудового кодекса — КЗоТе. В ранее действовавшем трудовом законодательстве России употреблялся термин «трудовые конфликты». Самостоятельная отрасль трудового права, получившая развитие особенно в послевоенные годы во многих западных странах — в некоторых она называется социальное право (например, во Франции), а также международно-правовое регулирование труда (которое многие специалисты называют международным трудовым правом), все больше отходит от термина «трудовой конфликт» и применяет термин «трудовой спор».

Считается, что это правильно, так как конфликт с точки зрения философии — это не разрешимое противоречие, грозящее взрывом (в трудовых отношениях — стачкой, забастовкой).

А современное трудовое право предусматривает главным образом примирительные процедуры для разрешения трудовых споров. Не надо смешивать трудовой спор с конфликтной ситуацией, которая может возникнуть до трудового спора при разногласиях сторон по тому или иному трудовому вопросу. Понятие трудовых споров надо отличать от предшествующих им разногласий сторон, а также от трудового правонарушения, являющегося непосредственным поводом для разногласий.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения, то есть виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Когда же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Наличие или отсутствие трудового правонарушения устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным.

Само трудовое правонарушение нельзя считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты сами могут разрешить.

Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор, лишь, когда оно не урегулировано самими сторонами.

Таким образом, трудовое правонарушение, а затем его различная оценка субъектами спорного правоотношения (разногласие), как правило, предшествуют трудовому спору.

Разногласие работник может урегулировать самостоятельно или с участием представляющего его интересы профсоюзного органа при непосредственных переговорах с администрацией. Трудовой же спор возникает, когда разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа. Если изобразить динамику возникновения трудового спора по его ступеням, то она будет следующей: трудовое правонарушение (действительное или лишь, по мнению, правомочного субъекта); различная его оценка субъектами правоотношения (разногласие); попытка урегулировать это разногласие самими сторонами при непосредственных переговорах; обращение для разрешения разногласия в юрисдикционный орган и вследствие этого возникновение трудового спора.

Трудовой спор может возникнуть без правонарушения в случаях, если субъект трудового права (работник, профсоюзный орган, трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда и быта.

Таким образом, трудовой спор — это разногласия об осуществлении или установлении субъективных трудовых прав, разрешаемые юрисдикционными органами в соответствующем закону порядке. Новое трудовое законодательство сохраняет общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам (КТС), создаваемых в организациях (на предприятиях, в учреждениях) и в суде. При этом не изменяется компетенция комиссии, порядок принятия ею решения и его исполнения.

По существу сохраняется процедура обращения в суд и порядок рассмотрения дела судом, исполнение решений о восстановлении на работе. Кроме этого, в ТК РФ предусмотрены и новые правила решения индивидуальных трудовых споров. К примеру, уточняется понятие индивидуального трудового спора, его субъекты и предмет.

Определяется новый порядок создания комиссии по трудовым спорам, расширяется круг трудовых споров, к которым теперь относятся и споры об отказе в приеме на работу, и споры о дискриминации в сфере труда. Индивидуальный трудовой спор представляет собой неурегулированные между работодателем и работником разногласия по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

При этом констатировано, что таким разногласием признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с ним, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Таким образом, расширяется круг субъектов индивидуального трудового спора в отличие от ранее действовавшего трудового законодательства.

Трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые, на индивидуальные и коллективные.

К спорам искового характера, как правило, относят разногласия, имеющие место в связи с применением нормативно-правовых актов о труде и договоров о труде, а к спорам неискового характера — разногласия, возникающие в связи с установлением новых условий труда, не урегулированных нормативно-правовыми актами и соглашениями о труде. Трудовые споры также можно разделять по виду спорного правоотношения: — споры из трудовых правоотношений; — споры из правоотношений по трудоустройству, к примеру, спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого лица, с которым наниматель обязан заключить трудовой договор; — споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, например, оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо; — споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру, направление на повышение квалификации в другую местность; — споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятия, к примеру, оспаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб; — споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе; — споры из правоотношений профкома с нанимателем по вопросам труда, быта, культуры, к примеру, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки; — споры из правоотношений трудового коллектива с нанимателем, например, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей, и др.; — споры из социально-партнерских правоотношений. Таким образом, индивидуальный трудовой спор можно определить, как спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного права, который возникает между администрацией и работником с момента обращения работника в орган, предусмотренный правом.

Заключение В заключение работы хотелось бы сделать следующие выводы. В настоящее время право на труд не утратило своей значимости как гарантированное государством право реализации возможности каждого трудиться в соответствии со своими способностями и призванием, а лишь обрело свое определенное место в содержании нового, более широкого конституционного принципа — свободы труда.

Отсутствие в действующей Конституции понятия «право на труд» совсем не означает отсутствия субъективного права граждан на труд, включая право на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор трудовой деятельности в соответствии со своим желанием, на длительную продолжительность и стабильность трудовых правоотношений, а главное, не исключает права на юридическую (включая судебную) защиту трудовых прав граждан. Нельзя не сказать о том, что отсутствие в Конституции РФ закрепления права на труд, отрицательно сказывается на соблюдении трудовых прав граждан.

В целом, исходя из конституционной формулы права на труд, всех ее составляющих, закрепленных в ст. 37 Конституции РФ, и анализа трудового законодательства, можно сделать вывод, что в нормах ТК РФ гарантированы лишь некоторые положения Конституции РФ.

В нормах ТК РФ содержатся гарантии права на труд лишь для лиц, состоящих в трудовых отношениях.

Гарантии для лиц, желающих заключить трудовой договор, носят преимущественно декларативный характер. Защита трудовых прав — это различные действия государственных и профсоюзных органов по профилактике трудовых правонарушений, а при их появлении — оказание помощи этими органами работникам в ликвидации таких правонарушений (индивидуальных или коллективных), восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей. Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Разрешение коллективных трудовых споров — это важнейшая форма самозащиты работниками своих трудовых прав, когда они, считая свои интересы нарушенными, обращаются в юрисдикционный орган. Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры — примирительная комиссия, трудовой арбитраж или разрешение такого спора сторонами с участием посредника и забастовка — временный добровольный отказ работников на выполнение трудовых обязанностей.

Индивидуальный трудовой спор можно определить, как спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного права, который возникает между администрацией и работником с момента обращения работника в орган, предусмотренный правом.

Трудовой кодекс РФ определяет два органа, которые уполномочены рассматривать трудовые споры. Это комиссия по трудовым спорам и суд. Что касается комиссии по трудовым спорам, то, как показывает практика, она не может реально защитить права работника, т.к.

её состав: как члены КТС, назначены работодателем, так и члены, выбранные работниками, фактически зависят от работодателей и проводят их линию.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+