Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Права в интернете

Права в интернете

Права в интернете

Что именно защищают авторские права


Если говорить о типах произведений, которые могут быть защищены авторскими правами, то их перечень можно найти в . Это литературные работы, аудиовизуальные произведения, живопись, скульптура, графика, объекты архитектуры, градостроительства и дизайна, декоративно-прикладного искусства, комиксы и графические рассказы, произведения хореографического и сценографического искусства, фотографии, произведения садово-паркового искусства, пантомимы, музыкально-драматические и сценарные произведения, музыкальные творения с текстом или без него, географические планы и карты, эскизы, имеющие отношения к наукам, иные произведения. Компьютерные программы тоже относятся к объектам авторских прав.

Охраняются они по аналогии с литературными произведениями. Идеи, концепции, методы, принципы, открытия, факты, языки программирования, процессы, системы, способы, геологическая информация о недрах, решения организационных, технических или иных задач не относятся к объектам авторских прав и никак не защищаются законом.

Нельзя отнести к данной категории и официальные документы госорганов, государственную символику, информационные сообщения о фактах и событиях. Это общедоступная информация, которой можно свободно делиться. Кроме того, нельзя защитить авторскими правами произведения, не имеющие конкретных авторов (фольклор).

А вот составные произведения: энциклопедии, сборники, базы данных, антологии, веб-сайты, атласы и т. п. – защищаются законом, хотя и могут иметь большое количество авторов.

Обработка или переработка произведения в некий новый продукт влечет за собой возникновение авторских прав. Переводы, инсценировки и экранизации, аранжировки и т. п. – всё это является интеллектуальной собственностью, находящейся под защитой закона.

Новые виды правонарушений

Пребывание людей в Интернете обусловило потенциальную возможность нарушения их прав в цифровой среде. Таких нарушений появилось огромное количество, причем за некоторые из них стали привлекать к административной и даже уголовной ответственности (например, за организацию незаконного пиратства). Если человека оскорбили в Интернете, и он претерпел нравственные страдания, то имеет полное право взыскать компенсацию морального вреда в качестве меры гражданско-правового характера.

Вопрос только усложняется процессуальными моментами: выследить нарушителя будет сложно, а по правилам ГПК и АПК нужно в исковом заявлении указывать ФИО и адрес ответчика.

В таких случаях можно попробовать обратиться в полицию.

Где же происходит ущемление личных прав пользователей и как эти права выглядят?

Существует классификация основных прав в информационных отношениях, которая предусматривает:

  1. право на коммерческую, профессиональную или служебную тайну;
  2. и другие виды прав.
  3. право на анонимность;
  4. право на распространение в законных целях правомерно полученной информации;
  5. право на доступ к информации;
  6. право на личную тайну;
  7. право на защиту личных данных;

Какое право из вышеперечисленных или других прав притесняется безопасным интернетом?Для того, чтобы лучше представить визуально схему управления информацией и персональными данными можно посмотреть 4-х минутный видео-ролик этого канала:Также тему этой статьи дополняют публикации:26 апреля 2020 года (текст в редакции от 17 мая 2020 года).автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.Задавайте вопросы,пишите комментарии,пройдите опрособ интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).

Интернет-право: актуальность, законодательный фундамент, возможность применения.

В настоящее время информационные технологии клином вбиваются в жизнь каждого жителя нашей планеты, к тому же этому способствует, применительно к нашему государству, проводимая руководством программа модернизации страны.Из всего этого следует, что эра правления высоких технологий не за горами, а задатки для её построения видны уже сегодня. Рост информационных технологий служит толчком к развитию законотворческой деятельности уполномоченных на то органов.

Но какая же отрасль права сможет послужить регулятором общественных отношений, возникающих в области высоких технологий? В настоящее время, по мнению известного учёного Рассолова И.М., принято называть эту совокупность норм права отраслью интернет-права.Обозначив сравнительно новую отрасль для российского законодательства, сразу же возникает масса вопросов по поводу характера регулирования отношений в сети, ответственности за несоблюдение обязательств, совершения преступлений, а также поиску путей обхода коллизий и пробелов в сфере интернет-отношений.

Помимо всего этого отрасль имеет очень специфический характер, соединяя в себе нормы сразу нескольких отраслей права.

Так, по мнению американского юриста Роберта Дж.

Амброги, интернет-право — это динамичная, гибкая и неизведанная сфера юридической практики, границы которой ещё предстоит определить. В настоящее время это даже трудно назвать отраслью права — это скорее смесь теории и практики из , , , , , , , и частного права. Вопрос об определении предмета правового регулирования остаётся довольно острым в юридической науке.

Представляется наиболее чёткой формулировка профессора Астамура Тедеева, который считает, что предметом правового регулирования интернет-права должны выступать общественные отношения, формирующиеся в процессе электронной деятельности, осуществляемой в информационной среде Предмет «зарождающейся» отрасли интернет-права определить сложно, зачастую он выглядит «размытым» из-за включения в него норм иных отраслей. Отличительной же чертой предмета является информационное оформление отношений, независимо от их характера( уголовно-правовой, гражданско-правовой и тд.), учёт именно тех нюансов, которые могут быть порождены существованием в специфичной для права интернет-среде.

Важно отметить наличие особого метода правового регулирования в сфере интернет-отношений.

Наиболее распространена точка зрения, согласно которой метод определяется, исходя из субъектного состава правоотношения, который весьма разнообразен. Так, Рассолов И.М. выделяет следующие «субъектные связи»: 1)между разработчиками трансграничных информационных сетей и их партнерами, которые находятся в договорных отношениях; 2)между специалистами, производящими и распространяющими информацию в Интернете; 3)между последними и специалистами, предоставляющими различные услуги; 4)между перечисленными выше субъектами и потребителями информации в Интернете; 5)между гражданами, организациями, фирмами и иными потребителями; 6)между провайдерами (операторами) и Минсвязи РФ, выдающим лицензию на оказание онлайн-услуг; 7)между провайдерами (операторами) и пользователями (клиентами) сетями для своих собственных нужд; Исходя из этого можно сделать вывод: интернет-отношения обладают смешанным методом правового регулирования, объединяя в себе как черты диспозитивного, так и императивного. Говоря о преобладании части того или иного метода, можно отметить превалирование диспозитивного над императивным только потому, что интернет-право унаследовало большинство принципов гражданского, то есть частного, «свободного» права, что придаёт интернет-отношениям договорной и относительно открытый характер регулирования.

Говоря об императивном методе нельзя не отметить наличие принципа: «Всё, что не разрешено, запрещено». Императивный метод действует, как правило, при участии в правоотношении государственного элемента со своими полномочиями в сфере разрешения интернет-конфликтов и иных онлайн-отношений. Несмотря на то, что интернет право в целом отрасль очень молодая, для неё характерно большое количество коллизий и пробелов, что даёт мошенникам возможность совершить то или иное противоправное действие.

Я считаю, что сейчас особо остро стоит вопрос о нарушении авторских и смежных с ним прав в глобальной сети интернет.

Данные правовые отношения регулируются как международным, так и действующим российским законодательством: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Парижский акт от 24 июля 1971 г.

(с изм. от 1979 г.) — Российская Федерация участвует с 1995 г.; Всемирная конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве в 1952 г., — СССР присоединился в 1973 г.; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, подписанная в Женеве в 1971 г., — Российская Федерация участвует с 1995 г.; Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция 1961 г.) — Российская Федерация участвует с 2003 г.; Гражданский кодекс РФ и др.
(с изм. от 1979 г.) — Российская Федерация участвует с 1995 г.; Всемирная конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве в 1952 г., — СССР присоединился в 1973 г.; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, подписанная в Женеве в 1971 г., — Российская Федерация участвует с 1995 г.; Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция 1961 г.) — Российская Федерация участвует с 2003 г.; Гражданский кодекс РФ и др.

Нельзя обойти стороной и зарубежное законодательство, а именно : Европейский законопроект ACTAи Stop online piracy act(SOPA), вызвавшие очень много негодований и сомнений у мировых корпораций.

Из всего этого можно сделать вывод: фундамент законодательной базы в сфере интернет права заложен, осталось лишь грамотно подойти к вопросу о его развитии, а также контролю уполномоченными органами за исполнением правовых норм. Интернет право — сложная отрасль, включающая в себя множество других, так называемая отрасль — суррогат, но её отличительной чертой является то, что отрасль интернет права нельзя причислить к «мёртвым» отраслям, нормы которой лишены всякого регулирующего смысла. Сегодня в Интернете можно найти практически любые книги, статьи, аудио- и видеозаписи, а также другие материалы, размещенные с нарушением исключительных прав их создателей.

Правонарушения в этой области представлены в следующих формах: 1)преобразование произведения в электронную версию и последующее размещение на сайте Интернета без согласия на это автора; 2)копирование материалов сайта для дальнейшего их распространения в реальном мире или размещения на другом сайте без ведома и согласия на это автора материалов; 3)незаконное извлечение прибыли лицами, не являющимися правообладателями; 4)распространение ложных и порочащих честь и достоинство граждан информации; 5)массовый призыв к насилию, терроризму, экстремизму; Если авторские права на произведение, опубликованное в реальном мире, нарушены путем копирования и размещения данного произведения на сайте без согласия на это автора, ему достаточно при обращении в суд доказать факт незаконного размещения произведения. Доказывание авторства при этом не вызовет каких-либо трудностей.

Рассмотрим механизмы защиты права в интернете, опираясь на Отечественное законодательство, а именно- Гражданский кодекс РФ.

В соответствии со ст. 1270 и 1280 ГК РФ воспроизведение баз данных путем копирования для личных целей не допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения. Исключение составляют случаи, если копию делает законный обладатель базы данных для собственного пользования.

Следовательно, копирование материалов с сайта — это нарушение имущественных прав автора сайта, к которым в соответствии со ст. 1270 ГК относится воспроизведение базы данных, распространение, модификация и другое использование.

Воспроизведение части сайта, являющейся самостоятельным произведением, охраняемым авторским правом (в силу ст.

1259 ГК РФ), является нарушением имущественных прав автора. Можно сделать вывод, что копирование сайта (совокупности авторских статей) и дальнейшее использование копии является нарушением и прав автора сайта, и прав автора статьи. Это положение подтверждает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г.

N 15

«О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторских и смежных правах»

.

Так, п. 25 Постановления определяет, что размещение объектов авторского права и (или) смежных прав в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет, является использованием данных объектов, если по инициативе лица, совершившего запись, неопределенный круг лиц получает доступ к этому произведению или объекту смежных прав. Созданные (полученные) в результате такого использования экземпляры произведений или объектов смежных прав с нарушением главы 70 Гражданского кодекса Российской Федерации являются контрафактными. Лица, осуществившие подобные действия, признаются нарушителями авторского права и (или) смежных прав.

К указанным лицам могут быть отнесены, в частности, владельцы сайта, на котором были размещены контрафактные произведения или объекты смежных прав. В случае нарушения прав правообладатели в силу ст.

1252, ст. 1253, ст. 1301 и ст. 1311 Гражданского кодекса Российской Федерации могут требовать: 1) признания прав; 2) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, 3) о возмещении убытков 4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю; 5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.

Важно отметить наличие регулятивной силы у норм российского и международного законодательства в отношении норм о защите авторских прав в сети.

Известен целый ряд примеров о защите авторских прав в сети интернет, закончившихся удовлетворением исков. Примером может стать выдержка из Постановления Кассационной инстанции, оставившей прежнее решение суда в силе в полном объёме: «С ООО «Рамблер Интернет Холдинг» в пользу ООО «Первое Музыкальное издательство» взысканы 50 000 рублей компенсации, расходы по государственной пошлине по иску в сумме 3 500 рублей, по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей.

Сумма взыскиваемой с ответчика компенсации уменьшена судом в соответствии со статьей 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации. Полагая исковые требования подлежащими удовлетворению, суд исходил из того, что ООО «Рамблер Интернет Холдинг» является администратором домена, расположенного в сети Интернет по адресу: www.rambler.ru.

На основании лицензионного соглашения ответчик обеспечивает пользователю доступ к разнообразным материалам, находящимся на его сайтах.

Согласно регламенту сервиса пользователю должно принадлежать право на видеоматериалы, которые он размещает на сайте. Ответчик, являющийся владельцем сервиса, имеет право без предупреждения удалять видеоматериалы и комментарии, нарушающие условия данного регламента, а также блокировать доступ пользователя к сервису.

Ответчик не представил доказательств того, что видеоклип «Капитал» был размещен на сайте каким-либо пользователем, к которому должны быть предъявлены исковые требования относительно нарушения авторских прав. По своей правовой природе размещение информации на каком-либо посещаемом Интернет-сайте является иным способом распространения сведений.

Любая информация, размещенная на сайте , может быть доступна неограниченному кругу пользователей. Суд пришел к выводу, что в данном случае имеет место использование произведения путем доведения его до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Постановил: постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2010 года № 09АП-26277/2009-ГК по делу Арбитражного суда города Москвы № А40-89751/09-51-773 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Председательствующий-судья: О. И. Комарова Судьи Э. Г. Хомяков Л.

В. Бусарова». Подходя к вопросу об исполнении норм права в интернете важно понимать, что нормы авторского права, как и любого другого, должны быть максимально реализованы и защищены от посягательств.

Из-за довольно сложной структурированной системы предотвращения правонарушений, а также порядка наложения санкций на правонарушителя, этот вопрос, как я думаю, должен быть отдан под юрисдикцию отдельных органов или комитетов, специализирующихся на борьбе с правонарушениями в области глобальной сети.

Рекомендуем прочесть:  Перекрасить машину в другой цвет

Применительно к России важно отметить, что законодательство в сфере регулирования интернет-отношений, а также интернет-надзора уполномоченных на то органов, довольно динамично развивается, а именно, в 2011 году было предложено передать полномочия правоохранительным органам по обеспечению контроля за интернет-ресурсом, но предложения были отклонены. В частности, министр МВД Рашид Нургалиев отметил следующее: «Это глупость, и никто этого вводить не собирается»,- сказал Нургалиев, отвечая на вопрос журналистов информационных агентств об отношении к фейс-контролю в интернете».Точка зрения министра представляется справедливой, поскольку, при условии построения правового и демократического государства, гражданам, в соответствии с ФЗ «О персональных данных»,а именно п.1. ст.9. гарантируется право

«принятия решения о предоставлении его персональных данных и дачи согласия на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе»

,а также главным законом нашей страны «гарантируется свобода мысли и слова».

Разумеется, право имеет свои границы, но этой границей является противоправное действие в сети, только тогда государственный элемент может быть задействован в интернет-отношениях, то есть использовать к субъектам свои властные полномочия, что и будет являться отражением наличия императивного метода в регулировании отношений в интернете. Для должного регулирования представляется верной следующий путь осуществления полномочий государственных структур: после выявления состава правонарушения штат сотрудников должен обеспечить уведомление правонарушителя о вызове в суд соответствующей юрисдикции в зависимости от характера нарушенной нормы и о привлечении его к той или иной ответственности(гражданско-правовой, уголовно-правовой и тд.) Также, на мой взгляд, необходима строгая фиксация интернет-материала,(видео, аудио или текстового) который, в будущем, будет составлять объект правонарушения и являться основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности Библиографический список I) Литература 1) Ambrogi, Robert J.Chapter 12: Net Law: The Internet’s Rules of the Road //— 2nd edition.

— N.Y.: ALM Publishing, 2004. 2) Рассолов И. М. Право и интернет: Теоретические проблемы // Центр социальных научно-информационных исследований Социальные и гуманитарные науки : Реферативный журнал.

— М.: , 2004. 3) Тедеев А.А. Предмет информационного права в условиях интернета // Республиканский НИИ интеллектуальной собственности «Информационное право» : Журнал.

— М., 2006. II) Нормативные правовые акты 4) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, 21.12.2009.

5) Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

6) Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г.

N 908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций» // СЗ РФ. 2002. N 52. Ч. II. Ст. 5217. 7) Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г.

N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» // СЗ РФ.

1994. 8) Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2010 № КГ-А40/3891-10.

9) Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 8. III) Интернет-ресурсы 10) Конференция «Великие реформы и модернизация России», материал с сайта 11) 12) 13) Из конференция «Великие реформы и модернизация России», материал с сайта Рассолов И.

М. Право и интернет: Теоретические проблемы // Центр социальных научно-информационных исследований Социальные и гуманитарные науки : Реферативный журнал. — М.: , 2004. — № 3. — С. 48. Ambrogi, Robert J.Chapter 12: Net Law: The Internet’s Rules of the Road //— 2nd edition.

— N.Y.: ALM Publishing, 2004.

— P 139. — 417 p. . Тедеев А.А. Предмет информационного права в условиях интернета // Республиканский НИИ интеллектуальной собственности «Информационное право» : Журнал.

— М., 2006 , №3. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. — М.: НОРМА, 2003. — С. 55. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г.

N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» // СЗ РФ.

1994. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908

«О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций»

// СЗ РФ. 2002. N 52. Ч. II. Ст. 5217. БВС РФ.

2006. N 8. Там же, п.25. Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2010 № КГ-А40/3891-10.

п.1.ст.9 ФЗ «О персональных данных» Конституция Российской Федерации, п.1.ст.29.

Какие документы нужны для оформления

Каждый регистрирующий орган запрашивает определённый перечень документов. Но во всех случаях потребуются:

  1. заявление на регистрацию авторских прав;
  2. реквизиты автора (ов).
  3. аннотация (5–7 строчек описания темы, назначения и содержания произведения), подписанная автором (ами), в двух экземплярах;
  4. произведение (представляется в оригинале или на электронных носителях информации: CD или DVD дисках в форматах PDF, JPG, файлов-мультимедиа);
  5. заверительная надпись на оригинале произведения или CD/DVD диске уполномоченного должностного лица, нанесённая несмываемой краской или специальными маркерами, а также печать юридического лица (если таковая имеется);
  6. перечень приложений с указанием количества документов и листов в каждом, с информацией о том, что к ним прилагается цифровой носитель;

Количество файлов на электронном носителе должно соответствовать количеству документов, указанных в приложении, наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в нём (например, накладная 245 от 02032009 3 л.pdf).

Соглашение с пользователем сайта

Известить посетителей сайта о том, что вы следите за соблюдением ваших авторских прав, можно предложив ознакомиться с правилами пользования сайтом. В этих правилах нужно достаточно подробно описать все, что касается использования авторских прав в интернете, и то, что хотелось бы указать лично вам.

Правила пользования сайтом могут быть признаны своего рода публичным договором.

Соглашаясь с правилами сайта путем проставления галочки в соответствующем окошке, пользователь принимает условия использования продукта, предложенные автором.

Если интернет-ресурс предполагает продажу или иное распространение какого-либо продукта (компьютерных программ), имеет смысл заключать с пользователями лицензионное соглашение. В таком соглашении оговаривается не только стоимость, но и условия использования произведения.

Если нарушены авторские права

Вместе с тем, довольно часто мы встречаемся с фактом, что автор у размещаемой в интернете информации есть, другими словами, есть тот, кому принадлежит данная информация.

Тем не менее, информация размещена без ведома автора.

Владелец информации, ее автор вряд ли хотел, чтобы принадлежащая ему информация была размещена без ссылки на него, на правообладателя, говоря юридическим языком.Наверное, вполне понятно, что авторы текстов, видео, фильмов, презентаций, музыки, клипов и т.п. хотят, чтобы про них, образно говоря, «не забывали» при распространении информации в интернете.Часто авторы замечают, что принадлежащая им информация без их ведома, «ушла в интернет».
хотят, чтобы про них, образно говоря, «не забывали» при распространении информации в интернете.Часто авторы замечают, что принадлежащая им информация без их ведома, «ушла в интернет».

Они могут обратиться к тому, кто разместил информацию. И попросить их удалить данные, или поставить правильные ссылки на авторов.Также авторы могут обратиться к , на котором находится сайт, разместивший чужую информацию. При наличии достаточных оснований администрация хостинга может заблокировать сайт с .Авторы могут обратиться в соответствующие органы, беспристрастно разбирающиеся в том, кто прав, кто виноват в подобной ситуации.Так что не стоит доводить дело до «суда и следствия», говоря простым языком.

Не стоит забывать про авторов, вот главный принцип размещения «чужой» информации в интернете. И тогда не будет непредвиденных проблем…

Подробнее о регулировании авторских прав в Интернете

Авторские права в том числе защищает статья 1255 Гражданского кодекса РФ.

Подробнее рассмотрим второй пункт данной статьи. Автор материала обладает следующими правами:

  1. авторским правом;
  2. исключительным правом на произведение;
  3. правом на публикацию произведения.
  4. правом автора на имя;
  5. правом на неприкосновенность произведения;

Перечисленные права — это личные неимущественные права гражданина. Они защищены отдельной статьей Гражданского кодекса РФ.

Что это значит в реальной жизни? Никто не вправе без согласия автора:

  1. размещать материалы в Интернете;
  2. пользоваться ими в коммерческих и других целях;
  3. компилировать, урезать или разными способами менять исходник.
  4. заявлять автором себя или менять имя автора;

Все указанные действия нарушают авторское право в Интернете.

Иными словами, обрезать картинки и логотипы, создавать коллажи и проводить подобные действия незаконно без разрешения автора. Это же относится к другому контенту: видео, графике. Авторские права в Интернете также распространяются на текст.

Рекомендуемые статьи по данной теме: Ваша задача — попросить автора дать возможность использовать исключительные права.

Их можно купить, получить разрешение в письменном виде или применять лицензию Creative Commons. Так называют публичные лицензии, благодаря которым авторы беспрепятственно распространяют свой контент, а пользователи могут публиковать его, не нарушая закон РФ.

Также важно понимать, что использовать чужие материалы запрещено по умолчанию.

Если автор не дал прямого разрешения на использование своего произведения, значит, публиковать его вы не имеете права. На основании п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ автор вправе сам устанавливать, разрешать или запрещать другим лицам использовать результат своего интеллектуального труда или средства индивидуализации.

Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Согласно разъяснению Пленума ВС РФ от 9.06.2015 г.

размещение фотографии гражданина, включая публикацию им самим своего фото в Интернете, и доступность такого изображения для всех не дает прав другим лицам беспрепятственно использовать это фото без согласия автора. Авторское право на изображение в Интернете защищено законом РФ. Закон РФ наделяет автора исключительным правом на продукт его деятельности, авторским правом, правом на имя, правом делать произведение неприкосновенным, правом на публикацию.

Правообладатель может пользоваться им в любой форме и любым методом, не противоречащим закону. Обычно за использование материала автору причитается гонорар.

Согласно статье 1270 Гражданского кодекса РФ использованием произведения называют его воспроизведение, то есть создание одного экземпляра произведения или его части в любом материальном выражении, включая видео- и звукозапись, его распространение и публичную демонстрацию.

К нарушениям также относится импорт оригинального материала или его экземпляров с целью распространения в России, предоставление объекта в прокат, его публичное воспроизведение, ротация на радио и ТВ, перевод или иная переработка. Надо сказать, что собственное исключительное право на объект, как и право на его публичное использование, автор может передать другому человеку на основании договора. В этом случае требуется согласие доверенного лица на использование материала.

Рекомендуем Авторское право действует на протяжении всего срока жизни автора плюс 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

После того как автор умирает, его права переходят к наследникам и правопреемникам, и в течение 70 лет требуется их согласие на использование произведения.

По истечении 70 лет материалы становятся достоянием общественности и их могут беспрепятственно использовать все (и в Интернете в том числе), без разрешения каких-либо лиц и вознаграждения им.

Законы регулирующие их защиту

Авторским и полностью посвящена 4 часть Гражданского кодекса РФ, в которой говорится и о правилах соблюдения. Она была введена в действие с 01.01.2008 и является нормативным актом, регулирующим различные сферы интеллектуальной деятельности в современном обществе.

Кроме того, за несоблюдение авторских прав в Интернете законодательством РФ предусмотрены следующие :

  • Административная. Прописана в («Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав») Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
  • Гражданско-правовая. Нарушителю предъявляются требования, указанные в ГК РФ ( и
  • Уголовная. Наступает по «Нарушение авторских и смежных прав» в случаях, когда нанесен особо значительный ущерб обладателю авторского права.

Охрана интеллектуальной собственности – это сложный механизм, который включает в себя различные методы правового воздействия, от экономического до уголовно-репрессивного, и в каждом конкретном случае присутствует своя специфика.

Другие способы защиты

Кроме вышеуказанных вариантов существуют и другие способы, которые позволяют защитить авторское право в интернете.

Достаточно распространенной ситуацией является заключение договора с авторами контента сайта. Любая статья или стих, написанный копирайтером, фактически является его собственностью. Даже если заказчик сам выбрал тему заказа и заплатил за контент, исполнитель в любое время может заявить о своих правах и потребовать компенсации.

Даже если заказчик сам выбрал тему заказа и заплатил за контент, исполнитель в любое время может заявить о своих правах и потребовать компенсации.

В случае с составлением договора эта проблема отпадает.Право и этика в интернете являются достаточно сложной областью, которая все еще находится на начальной стадии. Несмотря на это, есть множество простых вариантов, которые позволяют защитить свои права на материалы, размещенные в сети, и каждый автор должен их знать.

1 июля, 2014 Статья закончилась. Вопросы остались? Комментариев 1 Следят за новыми комментариями — 4 Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий. Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить

Авторское право и интернет

  1. /
  2. Юридические чтения
  3. /
  4. /

Марина Макарова, федеральный судья в отставке Интернет уже давно вошёл в нашу жизнь как удобный источник знаний и развлечений.

Но мы редко задумываемся о том, что существуют законные правила использования информации, которую получаем через сеть.

Ведь информация, будь она текстовая, аудио-, видео-, графическая (фото или рисунки), программная или какая-либо ещё, — плод человеческого интеллекта, творчества, и на интернет распространяется действие общих правил авторского права. Фото: Numismarty/ru.depositphotos.com. ‹ › Авторское право, один из разделов гражданского права, регламентирует имущественные (связанные с получением материальных благ) и неимущественные (не связанные с благами) отношения, возникающие вокруг создания и использования интеллектуальной собственности.

В цивилизованном обществе интеллектуальная собственность, как и материальная, охраняется государством. Заметим, что в США случаи нарушения авторских прав расследует такая серьёзная организация, как ФБР, даже если они не связаны с материальным ущербом.

Для начала напомним, что, согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ, к объектам авторских прав относятся произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Закон защищает литературные, музыкальные, сценарные, хореографические, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, а также фотографии, географические и другие карты, планы, программы для ЭВМ. Интернет-сайт тоже можно рассматривать как объект авторского права, ведь кем-то он создан, значит, имеет автора.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся так называемые производные произведения, созданные переработкой уже имеющегося другого творения (например, экранизации, аранжировки, инсценировки, переводы).

Поскольку тот, кто переработал исходное произведение, также вложил свой интеллектуальный труд, то ему принадлежат авторские права на результат переработки. Авторские права могут распространяться на часть произведения, на его название, на его персонаж.

Например, чтобы воспользоваться символом в виде симпатичного зверька — Чебурашки, необходимо испросить на это согласие его авторов — писателя Эдуарда Успенского и художников-мультипликаторов. Для возникновения авторских прав не требуется официальной регистрации произведения.

Важно лишь, чтобы оно было обнародовано.

Если вы сочинили стихотворение ко дню рождения своего друга и разместили его в интернете, то вы изначально являетесь его автором, и никто не имеет права выдать этот стих за свой, что-то изменить, добавить, исправить.

Другой вопрос — как в случае конфликта доказать своё авторство. Но это уже отдельная тема — проблема обеспечения доказательств.

А вот идея, мысль, сюжет не являются объектами авторского права.

Разные авторы могут написать книги на один и тот же сюжет, и при этом у них будут разные объекты авторских прав.

Скажем, Алексей Толстой написал «Приключения Буратино», сильно переработав сюжет Карло Коллоди, а затем по этой книге и фильмы снимали. Автору по закону принадлежат исключительное право на произведение, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на его обнародование.

Автор может его использовать в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Как правило, за использование произведения положен авторский гонорар. Из статьи 1270 ГК РФ следует, что использованием произведения считается его воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи; его распространение и публичный показ.

Сюда же относится импорт оригинала или экземпляров произведения для распространения в нашей стране, выдача произведения напрокат, его публичное исполнение, передача по радио и телевидению, перевод или другая переработка.

Отмечу, что своё исключительное право на произведение, как и право на его обнародование, автор может по договору передать другому лицу. И тогда разрешение на использование придётся запрашивать у этого другого лица. Срок действия авторского права — в течение всей жизни автора плюс 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

После смерти автора его правами распоряжаются наследники или правопреемники, и в течение 70 лет необходимо испрашивать их согласие на использование произведения. После указанного срока оно становится общественным достоянием и может свободно использоваться кем угодно, в том числе в интернете, без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения.

Что же касается других вышеуказанных прав автора, то они неотчуждаемы.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются законом бессрочно.

Никто не сможет спустя столетия после смерти Александра Сергеевича Пушкина присвоить себе авторство или позволить себе «доработать» роман «Евгений Онегин». Наверняка вы замечали, что на радио и телевидении в последнее время редко транслируют театральные постановки. Одна из основных причин — работающее авторское право.

Ведь чтобы предложить слушателю или зрителю спектакль, поставленный на театральных подмостках, администрация канала должна заплатить немаленький авторский гонорар, что может сильно уменьшить доход от телерекламы.

Авторами театральной постановки, как и любого фильма, художественного или документального, считаются автор произведения, положенного в основу пьесы или фильма, автор сценария, режиссёр-постановщик, композитор, поэт (если в пьесе или кинофильме есть песни). Все они имеют право на гонорар. Не относятся к объектам авторских прав официальные документы госорганов и муниципальных органов власти, международных организаций, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, деньги, марки…), а также произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов.

Нет авторского права и на сообщения чисто информационного характера (новости дня, программы телепередач, расписания транспорта, прогнозы погоды и так далее). Фольклор можно смело исполнять публично в коммерческих целях, не испрашивая ни у кого разрешения и не опасаясь каких-либо материальных претензий. Ведь у него нет конкретного автора.

Интернет хорош тем, что большинство информационных ресурсов предоставляются для свободного доступа. Помещая какую-то информацию в интернет, вы её обнародуете для всех.

Но свободный доступ не означает свободного использования.

Сейчас в интернете много как платных, так и бесплатных ресурсов. Если доступ к информации на сайте бесплатен, это не значит, что, используя его информацию, не надо соблюдать требования закона.

Чаще всего закон нарушают, разместив на своём сайте чужие произведения без разрешения авторов. Что же можно делать без согласия автора и бесплатно, а чего нельзя? По статье 1273 ГК РФ, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты гонорара воспроизведение гражданином обнародованного произведения исключительно в личных целях, для себя.

Уточню, что воспроизведением считается также и изготовление одного или нескольких экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Кстати, его скачивание на жёсткий диск своего компьютера — тоже воспроизведение. Мы смело, не испытывая угрызений совести, можем скачать, например, книгу из интернета для личного чтения и чтения членами своей семьи, но не имеем права, не поставив в известность автора (правообладателя), размножить эту копию для продажи.

Но есть исключения. Даже для личного пользования нельзя копировать произведения архитектуры — здания и другие сооружения (нельзя возвести на своём дачном участке копию памятника Петру Первому или главного здания МГУ). Нельзя копировать целиком базы данных или их существенные части. Даже для себя, без продажи другим, нельзя копировать компьютерные программы.

Нельзя полностью репродуцировать книги и ноты, то есть факсимильно их копировать с помощью любых технических средств.

Нельзя делать видеозаписи аудиовизуального произведения для демонстрации кому-либо, кроме вашей семьи. То есть нельзя, сидя в театре, вести видеосъёмку спектакля, чтобы потом размножить её и продавать желающим. Но показать своим родным можно.

В соответствии со статьёй 1274 ГК РФ, можно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения цитировать его труд в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях.

Сюда входят и обзоры печати с отрывками из газетных и журнальных статей. Можно использовать произведения и отрывки из них как иллюстрации в учебном издании, радио- и телепередачах или в своём блоге.

Но обязательно указать, кто автор и откуда взята цитата. Разрешено воспроизводить в периодическом печатном издании, читать по радио или телевидению статьи по различным актуальным вопросам, опубликованные в печатной периодике, если это не было специально запрещено автором или иным правообладателем. Никто не запрещает воспроизвести в периодике, сообщить в радио- и телепередачах публично произнесённые политические речи, обращения, доклады и тому подобное в объёме, необходимом для информирования читателей, слушателей и зрителей.

Закон разрешает в репортажах о различных событиях показывать произведения, увиденные или услышанные репортёром. Это значит, что не запрещены репортажи с выставок, концертов, конкурсов исполнителей и других культурных событий. Разрешено бесплатное публичное исполнение произведений вживую в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

То есть поставить своими силами спектакль в школе, больнице или тюрьме можно без разрешения автора. В нашем законодательстве существует понятие «смежные права». Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

Ведь они заключили договор с автором, разрешившим им использовать своё произведение. Смежные права тоже охраняются.

В российском Уголовном кодексе на этот счёт есть статья 146 под названием «Нарушение авторских и смежных прав».

Она предусматривает уголовное наказание за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный или особо крупный ущерб автору или иному правообладателю, а равно и за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. При этом крупным ущербом считается, если стоимость экземпляров произведений либо прав на них превышает сто тысяч рублей, а особо крупным — миллион рублей. Наказание — лишение свободы на срок до шести лет.

Но, конечно, дело до уголовного преследования у нас в стране редко доходит. В основном используются гражданско-правовые методы защиты — возмещение материального ущерба.

В интернете по объективным причинам сложно добиться максимального соблюдения авторского права, но то, что российское законодательство хотя бы обратило на это внимание, уже большой плюс. Согласно действующему Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

, правообладатель, обнаружив сайт, на котором незаконно размещена информация, содержащая объекты его авторских и (или) смежных прав, может направить владельцу этого сайта заявление о нарушении своих прав.

Владелец информационного ресурса обязан рассмотреть претензию в течение 24 часов и удалить незаконно размещённую информацию. Если же реакции на заявление нет, правообладатель может потребовать заблокировать сайт, обратившись через суд в Роскомнадзор. Статьи по теме ‹ › Выбор читателей

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Читайте по теме: 31.10.2019 в 10:45 249 просмотров В связи с тем, что на сегодняшний день действующее законодательство не регулирует в полном объеме авторские права в сети Интернет, многие вопросы, возникающие в данной сфере, решаются непосредственно судами при рассмотрении конкретных ситуаций.

Рейтинг публикации: 0 () 31.10.2019 в 10:33 756 просмотров Основной особенностью Интернета является трансграничный характер.

А особенность правоотношений в данной среде – то, что они складываются по поводу объектов, выраженных в цифровой форме. Рейтинг публикации: 0 () 21.10.2019 в 10:27 159 просмотров В современном обществе происходит стремительное развитие информационных технологий, возникают новые правоотношения, связанные с использованием сети Интернет, увеличивается число пользователей и операторов, расширяется перечень оказываемых услуг. Рейтинг публикации: 0 () Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц.

сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб.

р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

Исключения

Согласно п.5 и п.6:«5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.6.

Не являются объектами авторских прав:1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».Авторское право защищает реальные объекты — то, что уже написано, сфотографировано, записано на камеру, опубликовано. Всё, что находится в «мире идей», авторское право не защищает, поскольку определить источник не представляется возможным. При этом нет разницы, публиковался ли где-то материал, — вы уже защищены как автор.«3.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.4.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».Права автора защищает статья 1255 ГК РФ. Рассмотрим второй пункт в ней:«2. Автору произведения принадлежат следующие права:1) исключительное право на произведение;2) право авторства;3) право автора на имя;4) право на неприкосновенность произведения;5) право на обнародование произведения».Указанные права относятся к личным неимущественным правам гражданина.

Их защищает отдельная .Что это значит на практике?Никто без разрешения автора не имеет права:

  1. Публиковать произведения.
  2. Компилировать, обрезать или каким-либо образом изменять исходный материал.
  3. Присваивать себе авторство или изменять имя автора.
  4. Использовать их для коммерческих или иных целей.

Всё перечисленное — нарушение авторских прав.То есть повсеместная практика — обрезка изображений и логотипов, создание коллажей — незаконна, если автор не дал согласия. То же касается всех видов контента — текста, видео, любой графики.

Вы должны запросить у автора право на исключительные права — купить, получить письменное разрешение или воспользоваться лицензией . Последнее — это публичные лицензии, с помощью которых авторы свободно распространяют свои произведения, а потребители контента могут легально ими пользоваться.Еще один важный момент — запрет на использование чужих материалов включен по умолчанию. Если автор прямо не разрешил пользоваться своим произведением, значит вам нельзя.Согласно п.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+