Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданство - Порядок переселения из ветхого и аварийного жилья собственников

Порядок переселения из ветхого и аварийного жилья собственников

Порядок переселения из ветхого и аварийного жилья собственников

Права собственников жилых помещений при сносе ветхого жилья

Фото Михаила Ступина, Кублог Случаи, когда подлежащий сносу дом после долгих лет ожидания наконец начинают расселять, отнюдь не редки в наше время. Стройки и реконструкции идут по всей России, программы по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда реализуются повсеместно.

Казалось бы, проживающие в аварийных или ветхих домах собственники должны радоваться предстоящей возможности въехать в новую, комфортную и отвечающую всем санитарным нормам квартиру. Однако на практике ситуация не столь позитивна.

Злоупотребления или нарушения прав собственников случаются довольно часто, причем не только со стороны частных инвесторов, заинтересованных как можно быстрее и дешевле расселить подлежащий сносу дом, но и со стороны государственных или муниципальных органов, которые умышленно или вследствие некомпетентности ответственных лиц допускают нарушение прав отселяемых собственников жилых помещений. Ущемленные в своих правах собственники жилых помещений далеко не всегда затевают судебные тяжбы. Большинство предпочитает довольствоваться имеющимся, соглашаясь на те варианты решения ситуации – квартиру или деньги – которые были им изначально предложены, даже если такие варианты явно не соответствуют ни правовым нормам, ни их собственным ожиданиям.

Но тем, кто обращается в суд за защитой, с успехом удается отстоять свои права.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые случаи нарушений прав собственников жилых помещений, отселяемых из ветхих, подлежащих сносу домов, рассмотренные судами общей юрисдикции. Так, например, 03.07.2012 Падунским районным судом города Братска (Иркутская область) в открытом судебном заседании было рассмотрено гражданское дело № 2-765/2012 по иску комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к К.С.П. о принудительном выкупе жилого помещения.

В обоснование исковых требований истец указал, что с 2005 года в городе Братске действует муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г.

Братске на 2005-2019гг.», которая разработана для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. В рамках формирования программы составлен сводный реестр ветхих и аварийных жилых домов в городе Братске.

Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 21.03.2011г. № 445 утвержден список переселения граждан из аварийного жилищного фонда Падунского округа города Братска за счет средств бюджета города Братска, выделенных в 2010 году, где ответчику – К.С.П., проживающему в квартире общей площадью 35,8 кв. м., – предоставлено жилое помещение общей площадью 36,26 кв.

м. Однако ответчик переселяться в предоставляемое ему жилое помещение отказывается. Согласно представленному оценочной компанией ООО «Зеленый мыс» отчету № 11-622/4 от 29.08.2011 стоимость объекта оценки определена в размере (.) рублей.

К.С.П. было предложено выкупить у него принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение по цене (.) рублей, однако на письмо от 15.12.2011 К.С.П. не ответил.Истец просил суд изъять у К.С.П. квартиру, передать ее в муниципальную собственность путем выкупа и прекратить право собственности К.С.П.

на эту квартиру.В ходе судебного заседания выяснилось, что в 2005 году ответчик приобрел двухкомнатную квартиру и сделал в ней хороший ремонт, никакой информации о том, что дом подлежит сносу и признан аварийным в учреждении юстиции не содержалось. В 2011 году ему было предложено переселиться в однокомнатную квартиру, которую ему даже не предложили предварительно осмотреть. Когда ответчик отказался переселяться в квартиру, которую он даже не видел, ему предложили выкупную цену за его квартиру.

С предложенной выкупной ценой и рыночной оценкой квартиры, проведенной оценочной компанией ООО «Зеленый мыс», К.С.П. не согласился, так как оценка была произведена без фактического осмотра квартиры и не соответствовала текущим рыночным ценам.

При рассмотрении дела суд учел нормы статьи 32 Жилищного кодекса РФ и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и при вынесении решения, в частности, указал, что:

  1. собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника;
  2. соблюдение предусмотренной частями 2–4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
  3. нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

При этом, исходя из положений части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения. И, поскольку судом были выявлены нарушения вышеописанной процедуры администрацией города Братска, а именно: к собственникам жилых помещений не предъявлялось требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, не принималось решения об изъятии земельного участка и жилых помещений у их собственников, – суд отказал в иске комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к К.С.П.

о принудительном выкупе жилого помещения.

Как мы видим из рассмотренного примера, права собственника при расселении грубо нарушались: собственнику не дали осмотреть предлагаемую квартиру, рыночная оценка его квартиры была проведена без фактического осмотра, в выкупную цены квартиры не были включены убытки и расходы собственника, предусмотренные статьей 34 Жилищного кодекса РФ. Однако суду достаточно и одних только формальных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, что говорит о том, что даже если рыночная цена квартира и была установлена правильно, факт нарушения процедуры по изъятию жилого помещения является достаточным самостоятельным основанием для вынесения решения в защиту прав и законных интересов собственника жилого помещения. Рассмотрим другой пример из судебной практики.

Здесь истцами выступили сами собственники жилых помещений, посчитавшие, что их права были нарушены действиями расселяющего лица – органа местного самоуправления. Щербинским районным судом Белгородской области 27.07.2014 было вынесено решение по гражданскому делу № 2- 893 /2014 по иску граждан Т. о признании незаконным возложения обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного и изымаемого жилых помещений.

Как следует из материалов дела, истцам на основании договора мены принадлежала на праве собственности в равных долях однокомнатная квартира площадью (…) кв. м. Главой администрации издано постановление «О предоставлении жилых помещений взамен изымаемых», согласно которому на основании Жилищного кодекса РФ, постановления правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» взамен изымаемого указанного жилого помещения истцам предоставлена другая квартира площадью (…) кв. м. Квартира была передана истцам по акту приема-передачи, после чего в их адрес было направлено уведомление о необходимости оплаты стоимости превышения площади предоставленного жилого помещения в сумме (.) рублей, с разъяснением о том, что в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002–2010 годы, граждан переселяют из расчета: один кв.

м ветхого жилья равен одному кв.

м предоставленного, превышение определяется из расчета (.) рублей за (.) кв. м, а также необходимости явки в отдел управления муниципальным имуществом комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации для заключения соглашения о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого и написания заявления о предоставлении рассрочки возмещения разницы стоимости предоставленного жилого помещения, с указанием размера возмещения и срока рассрочки платежа.Ответчик, представитель администрации по доверенности, заявленные требования не признал, поскольку федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.07 № 185-ФЗ, постановлением правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» не предусмотрено финансирование расходов по улучшению жилищных условий, а лишь приобретение жилого помещения той же площади, что и изъятое.
м, а также необходимости явки в отдел управления муниципальным имуществом комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации для заключения соглашения о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого и написания заявления о предоставлении рассрочки возмещения разницы стоимости предоставленного жилого помещения, с указанием размера возмещения и срока рассрочки платежа.Ответчик, представитель администрации по доверенности, заявленные требования не признал, поскольку федеральным законом

«О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

от 21.07.07 № 185-ФЗ, постановлением правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» не предусмотрено финансирование расходов по улучшению жилищных условий, а лишь приобретение жилого помещения той же площади, что и изъятое.

Однако судом было установлено, что вышеуказанное постановление правительства Белгородской области на самом деле содержит нормы, предусматривающие финансирование переселения граждан из признанных аварийными и подлежащих сносу многоквартирных домов в соответствии с жилищным законодательством.

При вынесении решения суд принял во внимание нормы статьи 32 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие два способа обеспечения жилищных прав:

  1. жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа (пункт 1);
  2. собственнику может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (пункт 8), и такая сделка возможна только по соглашению с собственником жилого помещения.

Обязанность же по оплате разницы в стоимости жилья не возложена на собственника ни положениями Гражданского и Жилищного кодексов РФ, ни федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.07 № 185-ФЗ, ни постановлением правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год». То есть собственника не могут обязать доплачивать какие-либо суммы при переселении, и возложение на истцов обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного жилого помещения взамен изымаемого являлось незаконным.Помимо этого, в силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

, действующей на момент предоставления истцам жилого помещения, в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Норма предоставления жилых помещений для населенного пункта (района), где происходило отселение, оказалась менее площади квартиры, переданной Т.Как мы видим, доводы администрации не только не основывались на законе, но и противоречили как муниципальному, так и федеральному законодательству.

Решением суда требования граждан Т.

были удовлетворены в полном объеме.

Исследованные примеры показывают, что права собственника при изъятии для государственных или муниципальных нужд принадлежащего ему имущества, гарантированные Конституцией, гражданским и жилищным законодательством РФ, являются приоритетными при рассмотрении судами гражданских исков по спорам, связанным с таким изъятием. Суды при рассмотрении таких дел тщательно исследуют, была ли соблюдена процедура предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, достигнуто ли с собственником соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен занимаемого, не нарушены ли права собственника другими действиями со стороны государственного органа или органа местного самоуправления. Любое нарушение вышеуказанной процедуры и/или правовых норм влечет за собой отказ в удовлетворении требований, нарушающих права собственника, или признание незаконными действий, нарушающих такие права.

  1. , юрист

Источник: журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Порядок расселения собственников аварийного жилья

  • Формирование межведомственной комиссии. Для перевода здания в категорию ветхого создаётся специальная комиссия из представителей различных ведомств. Она начинает работать на основании поданного собственника заявления или акта органа государственной власти (не позднее 30 дней после подачи заявления).
  • Подача заявления и документов в комиссию. Подать заявление может жилец с правомочными документами на квартиру. К ним относятся: нотариально заверенная копия права собственности или договор социального найма. Прилагается план и технический паспорт жилого помещения; заключение проектной организации о повреждениях несущих конструкций. Обязательно наличие жалоб от жильцов с прописанными неудобствами проживания в аварийном здании.
  • Принятие решения и заключение комиссии. Решения может иметь два варианта. Дом могут посчитать пригодным к проживанию после проведения ремонта или состояние дома оценят как непригодное для жилья вплоть до обязательного сноса здания.
  • Признание жилья непригодным для жизни, подлежащим сносу. Эксперты, входящие в состав комиссии проводят оценку аварийного жилья собственников, состояние дома по санитарным, пожарным, эпидемиологическим и иным нормам. Проводится тщательное изучение видимых и невидимых нарушений конструкции дома. Разрушения могут быть нанесены природными катаклизмами, техногенными авариями, общим износом каркаса. После проведения всех обязательных проверок выносится решение.

Какие документы нужны?

Для признания дома аварийным необходимо подготовить и представить в уполномоченный орган следующие документы:

  1. заявление о признании дома аварийным;
  2. правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, акт о приватизации, свидетельство о правах на наследство);
  3. проект реконструкции (если квартира была переделана в жилую из нежилого помещения).
  4. заключение экспертизы, которое подтвердило аварийность жилья;
  5. правоподтверждающий документ (выписка из ЕГРН);
  6. поэтажный план;
  7. жалобы жильцов на плохое техническое состояние дома и его коммуникаций;
  8. кадастровый паспорт;
  9. гражданский паспорт заявителя;

Срок рассмотрения заявление не должен превышать 30 дней. Ответ предоставляется заявителю в письменной форме. В случае положительного решения дом подлежит включению в программу переселения.

Права собственника квартиры

Законодательство четко определяет, что могут и чего не могут владельцы жилых помещений. Основные положения содержатся в и .

Собственники имеют следующие права:

  • Требовать возведения нового дома на месте сносимого строения.
  • Выбирать район для проживания – переселение происходит в том же населенном пункте, где находится аварийное жилье.
  • Подавать иск с требованием выделения другого жилья, например – если предоставленное не отвечает техническим характеристикам, меньше учётной нормы на человека, находится в неудобном районе с неразвитой инфраструктурой, плохая экология и т.д.
  • Получать денежную компенсацию за снос аварийного дома – оценку проводят независимые эксперты по рыночным показателям. Деньги перечисляют на банковский счет собственника.
  • Рассчитывать на жилье большей площади, например – семьям с детьми. Правда, для этого нужно указать, что граждане действительно нуждаются в расширении жилого пространства. Государство часто идет навстречу и позволяет переселиться в более широкую жилплощадь.

Очень часто приходится судиться с властями. Причины могут крыться в нарушении условий переселения из аварийных домов.

Крыша по выбору

Расселение бараков и прочих плохо пригодных для проживания людей зданий — процесс сложный.

Расселение нередко порождает конфликты жильцов аварийных квартир с чиновниками.

Какие права есть в таком случае у будущих новоселов и какие у чиновников, разъяснила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

Предлагаемое взамен сносимого жилье должно устроить жильцов. Фото: Артем Ленц/ТАСС Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране.

Один из них — иск жительницы Якутска к городским чиновникам. В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу.

Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает.

В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, — выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить

«равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение»

.Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал.

Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле

«имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений»

.

Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.Вот что увидел в материалах дела Верховный суд.

Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться.

Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен «подлежащего изъятию для муниципальных нужд» квадратных метров в аварийном доме.

Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье.

И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет «без дополнительной платы».

Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого

«допускается только по соглашению с органом местного самоуправления»

. А такое соглашение «достигнуто не было», так как гражданка от предложенного помещения отказалась. Апелляция с формулировкой отказа согласилась.

А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса. И там сказано следующее — в случае, когда собственник жилья в аварийном доме

«не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме»

.Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано — принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье.

Это опять Жилищный кодекс, статья 32.Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой — наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность. Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность.

От предложенного жилья гражданка отказалась. Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав

«в виде предоставления другого жилья в собственность»

.И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации — принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.Вывод: по Закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» у местной администрации «имеется обязанность» предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они «подлежали применению».И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды «ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла».

Власть Право Гражданское право Власть Право Жилищное право Судебная власть Суды общей юрисдикции Верховный суд Постановления Верховного Суда РФ Гражданское законодательство

Жилищные нормативы при расселении аварийного и ветхого жилья

В жилищном законодательстве на равных правах действуют минимальная санитарная норма, норма предоставления и учётная норма.СУДЬБА ДОМАС течением времени дома, в которых мы живём, ветшают. Межведомственная комиссия, формируемая в правительстве, мэрии или префектуре, оценивает состояние дома и решает, пригоден он для проживания или нет, можно ли реконструировать здание или оно подлежит сносу.

Жильцам придётся приготовиться к переезду, если предстоят капитальный ремонт или реконструкция дома; переоборудование строения и помещений, ставших непригодными для проживания, в нежилые; снос аварийного здания либо снос в рамках городских жилищных программ; изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в целях нового строительства и развития территорий.Дом может быть признан аварийным из-за места расположения (находится в зоне оползней, селевых потоков, снежных лавин); при деформации фундамента, стен, несущих конструкций здания по естественным причинам (износ) или из-за пожара, аварии, взрыва, землетрясения, неравномерной просадки грунта; когда зафиксированы факторы, негативно влияющие на жизнь людей (например, уровень шума в дневное время превышает 55 дБ, а в ночное — 45 дБ), которые нельзя устранить с помощью инженерных и проектных решений.Рассмотрев вопрос о признании дома непригодным для проживания, комиссия принимает решение о сносе или реконструкции здания, а также определяет условия дальнейшего использования помещений, сроки и порядок отселения жителей.

Затем городские власти должны подыскать новое жильё тем, кто владеет или пользуется квартирами в расселяемом доме.ВРЕМЕННОЕ ЖИЛЬЁК категории специализированного жилья относятся: маневренный фонд; служебные квартиры; комнаты или квартиры в общежитиях; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; фонд для временного проживания вынужденных переселенцев и беженцев; квартиры для социально незащищённых граждан (инвалидов, детей-сирот).Минимальная санитарная норма — это наименьшая допустимая площадь, на которой можно жить безопасно для здоровья.

Ст. 105 и 106 Жилищного кодекса РФ устанавливают норматив для общежитий и маневренного фонда — 6 м² на человека.Квартиры и комнаты в общежитии предоставляются на время учёбы в университете, службы по контракту, командировки и т.

д.Маневренный фонд — это принадлежащие государству в лице муниципальных органов власти свободные квартиры для временного проживания.

Основания для выделения жилья из маневренного фонда закреплены ст. 92,99-103 Жилищного кодекса РФ.

Перечислим их:

  1. если жильё потеряно в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (наводнение, ураган, падение летательных аппаратов);
  2. если квартира, снимаемая по договору социального найма, находится в доме, который подлежит реконструкции или капитальному ремонту (владельцы приватизированных квартир в разрушающемся доме встают на жилучёт);
  3. при получении официального статуса вынужденного переселенца, беженца и т. п.
  4. если квартира, являющаяся единственным жильём, куплена в кредит, но владелец не в состоянии выплачивать долг. В этом случае банк-кредитор реализует её, а государство на время продажи может предоставить жилище из маневренного фонда;

Жильё из маневренного фонда предоставляется на основании договора краткосрочного найма, поэтому если ремонт дома ещё не закончен, а срок договора истёк, то последний автоматически продлевается.

При этом площадь временного жилья может не соответствовать метражу реконструируемой квартиры.Жильё маневренного фонда выделяется строго в порядке очерёдности и только при наличии достаточных обстоятельств, подтвержденных документами.НОРМА ДЛЯ НАНИМАТЕЛЯПользующимся квартирой по договору социального найма власти должны предложить другое благоустроенное помещение в жилом фонде города, но за пределами прежнего района проживания.

Иногда могут выдать безвозмездную субсидию для приобретения в собственность или строительства жилья.Норма предоставления — установленное региональными органами власти минимальное значение, на основании которого рассчитывается площадь жилья, предоставляемого по договору соцнайма (ст. 50 Жилищного кодекса РФ). Она существенно отличается от минимальной санитарной нормы.

Эти нормативы используются в тех случаях, когда речь идёт о выделении квартиры для малоимущих, военных, судей, следователей, ветеранов.Стоит отметить, что власти вправе предоставить большее по размеру жильё, чем предписано нормами. Однако общая площадь квартиры не может более чем вдвое превосходить положенную по нормативу. Так, в Москве и Самаре на одного человека полагается 18 м², в Ярославле — 17 м² а в Саратове — 16 м² жилой площади.

При этом общая площадь не должна быть меньше 33 м². Двое жильцов вправе претендовать на 42 м², а каждому члену семьи из трёх и более человек полагается не менее 18 м² общей площади квартиры. Если наниматель и члены его семьи до выселения занимали отдельную квартиру или более одной комнаты в коммунальной квартире, то они вправе требовать равнозначное жильё.Право на дополнительную площадь имеют обладатели учёных званий, степеней, наград, инвалиды.

Особые нормы предусмотрены для военных—по Федеральному закону «О статусе военнослужащих» им положено от 15 до 25 м² и не меньше 18 м² на каждого члена семьи. Некоторые региональные законы, например п.

6 ст. 20 Закона

«Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

, устанавливают нормы площади на основании статуса и пола жильцов. Так, семья из супругов вправе претендовать на однокомнатную квартиру размером до 44 м².

Если же в состав семьи входят супруги плюс ещё один человек, площадь жилища увеличивается до 62 м², а комнат должно быть минимум две.

Когда семья состоит из двух граждан, не являющихся супругами (например, родитель и ребёнок), им полагается двухкомнатная квартира до 50 м². На одного члена семьи из четырёх и более человек выделяется по 18 м², при этом площадь жилища может быть увеличена не более чем на 9 м².ВЛАДЕЛЬЦАМ КВАРТИРЖителям сносимых домов обязаны предоставить равноценное жильё или адекватную материальную компенсацию.

Для нанимателей, которые не владеют квартирой, а лишь пользуются ею на основании договора, установлены нормативы жилплощади.

А на какие варианты могут претендовать собственники недвижимости?В соответствии с законом, владельцу должны предложить новую квартиру в пределах того района, где он проживает. Впрочем, из этого правила существуют исключения. Если жильё выделяют в экстренном порядке (например, в связи со стихийным бедствием), власти города имеют право подобрать квартиру за пределами района проживания.
Если жильё выделяют в экстренном порядке (например, в связи со стихийным бедствием), власти города имеют право подобрать квартиру за пределами района проживания.

То же касается расселения домов в районе, который в силу исторических, географических и градостроительных особенностей не имеет общих границ с другими районами города, — жильцы получают смотровые ордера на квартиры в зданиях, расположенных в пределах административного округа. Кроме того, собственник вправе просить городские власти о смене района проживания.Если при сносе дома семье предоставляют не одну квартиру, а две и более, то в прежнем районе может находиться только одна из них, а остальные — за его границами.

Однако многодетным семьям с несовершеннолетними детьми обязаны выделить жильё в одном районе.Собственник имеет возможность выбрать один из предложенных городскими властями вариантов, но не вправе требовать квартиру по конкретному адресу, в том или ином доме, на подходящем ему этаже или с определённым количеством комнат.

Если владелец не хочет получить квартиру, а надеется на компенсацию, ему следует иметь в виду, что выплата предоставляется только в безналичной форме. При этом размер компенсации определяется на основании независимой оценки (как средняя величина между рыночной стоимостью и ценой БТИ).

Кроме того, сумму необходимо потратить на приобретение квартиры (если нет другого жилья).Собственнику дома будет выплачена выкупная цена жилья, но только если ему принадлежит и земля, на которой находится строение, а документы на недвижимость оформлены в установленном порядке.

Выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости дома плюс денежное выражение убытков, причинённых владельцу при изъятии имущества (предположим, компенсация за плодовые деревья или кустарники).ПРЕТЕНДУЕМ НА БОЛЬШЕЕКаждому жителю ветхого или аварийного дома полагается по 6 м² во временно предоставленной квартире или общежитии — конечно, если муниципалитет имеет возможность их выделить.

Также жильцов могут переселить в квартиру, площадь которой будет определена по муниципальным нормам (возможно, даже меньше положенной, но не менее 10 м² на человека).Существует и другой норматив, на основании которого принимается решение о том, вправе ли семья претендовать на улучшение жилищных условий. Учётная норма используется в том случае, если состав семьи увеличился (например, при рождении или усыновлении ребёнка) и, соответственно, уменьшилась площадь, приходящаяся на каждого жителя квартиры. Кроме того, приняты нормы для семей, один из членов которых страдает тяжёлой формой некоторых хронических заболеваний (их перечень установлен законодательством).

При этом к учётной норме добавляется изолированная комната для больного.Иногда площадь квартиры меняется в результате капитального ремонта или реконструкции дома, предполагающих временное отселение жильцов.

В этом случае семья, проживающая в квартире или комнате на условиях найма, социального найма, безвозмездного пользования, может в неё вселиться, если площадь соответствует учётной норме.Обычно учётная норма применяется к нанимателям государственного или муниципального жилья, а иногда и к переселяемым владельцам приватизированных квартир. Так, норматив для подсчёта площади используют, если дом не относится к аварийным или ветхим, но должен быть снесён или перестроен, скажем, из-за возведения спортивных объектов перед мировым чемпионатом.Учётная норма определяется региональным законодательством. К примеру, в Москве она составляет 10 м², в Хабаровске и Ярославле — 12 м², в Самаре — 14 м².Если собственник или наниматель признан нуждающимся в новом жилье, его ставят на учёт (в специальную очередь).

Срок получения квартиры зависит от времени обращения в администрацию, наличия у города жилья, а также от статуса очередника (отдельно рассматриваются варианты предоставления жилплощади госслужащим, многодетным семьям, ветеранам и др.). В особых случаях квартиру могут дать без очереди или во внеочередном порядке, скажем детям-сиротам.

Чаще всего таким же образом выделяется жильё на основании судебного решения.Обратите внимание: если вы намеренно ухудшаете свои жилищные условия или у вас есть ещё одна квартира, то дополнительные квадратные метры не предоставят. И ещё: органы власти пристально рассматривают все случаи регистрации браков, связанные с появлением новых собственников (автоматически претендующих на дополнительную площадь, например, при переселении из аварийного жилья), поскольку ради увеличения метража квартиры зачастую заключаются фиктивные союзы.ДОПЛАТАЕсли ни один из вариантов переселения не устроил, собственник может претендовать на компенсацию или выкупную цену квартиры (владельца не снимают с учёта, если он нуждается в улучшении жилищных условий). Требовать доплату за разницу в стоимости обмениваемых квартир власти не имеют права, если только владелец не заявил о желании увеличить размер квартиры за свой счёт.

При этом потребуется составить заявление о намерениях, иначе получится, что собственник не оплачивает дополнительную жилплощадь, а даёт взятку чиновникам.

Расселение из ветхого и аварийного жилья собственников: порядок действий

Как мы уже писали выше, для того, чтобы дом был признан аварийным или ветхим с последующим выселением из него жильцов, в соответствии с Постановлением №47 создается региональная межведомственная комиссия, которая выносит решение о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания. Порядок обращения в комиссию включает в себя несколько этапов: 1.

Письменное обращение лично собственником или нанимателем в соответствующие органы с требованием признать жилье непригодным для проживания.

2. Заключение органа, осуществляющего контроль и надзор за состоянием жилых помещений, о том, что жилье не соответствует установленным нормам и стандартам. 3. Подача заявления вместе с пакетом документов может быть осуществлена лично заявителем, через МФЦ или на сайте Госуслуг:

  1. копии документов, подтверждающих право заявителя на проживание в данной квартире;
  2. проект реконструкции помещения;
  3. иные документы, имеющие прямое отношение к делу и переселении.
  4. документ, выданный экспертной комиссией, и подтверждающий факт того, что помещение признано не пригодным для проживания;

4.

Рассмотрение заявления и проверка представленных сведений осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента подачи.

5. Вынесение соответствующего решения комиссией:

  1. аварийный дом подлежит восстановлению в связи с проведением в нем крупномасштабных ремонтных ремонт;
  2. дом признается аварийным и подлежит сносу.
  3. жилье не пригодно для проживания ввиду несоответствия нормам и требованиям действующих законодательных актов;
  4. существует необходимость в проведении капитального ремонта;
  5. жилое помещение пригодно для проживания;
  6. данное жилое помещение нуждается в реконструкции или перепланировке;

На основании решения комиссии о непригодности жилья выносится решение о переселении жильцов из аварийного дома, и в дальнейшем издается распоряжение исполнительного органа государственной власти о порядке расселения. Заключение комиссии составляется в 3-х экземплярах, направляется заявителю, собственнику помещения и один остается в комиссии. В случае, если обращение было направлено почтовым отправлением или посредством портала Госуслуг, срок отправления решения заявителю, принятого комиссией, составляет 5 рабочих дней.

Расселение из ветхого и аварийного жилья имеет определенный порядок, который зависит от принадлежности к категории жилого помещения, это может быть жилищный фонд:

  1. муниципальный.
  2. государственный;
  3. частный;

Вместе с тем, программа переселения из ветхого жилья предполагает следующие меры компенсации: 1.

Предоставление равноценного жилого помещения.

Данная мера возможна, если выселяется собственник. Предоставляется жилье, полностью соответствующее техническим характеристикам прежнего помещения, включая размер общей площади и количество комнат.

2. Предоставление альтернативного жилья по договору социального найма.

Жилые помещения, которые предоставляются по договору соцнайма для граждан, расселяемых из ветхого или аварийного жилья, должны находиться на учете в фонде социального пользования. Размер такого жилого помещения соответствует установленным в регионе нормам, положенным на каждого члена семьи на момент принятия распоряжения о выселении.

Предоставляемое по соцнайму жилье должно располагаться в том же районе или области, что и признанное аварийным. В случае, если владельцы помещений, признанных непригодными для проживания, отказываются расторгать договор социального найма, данный вопрос будет рассматриваться в судебном порядке. Судом будет вынесено решение о принудительном выселении жильцов с предоставлением альтернативного жилья.

3. Выплата выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным. В соответствии со ст. 32 ЖК РФ граждане имеют право получить денежную компенсацию, как альтернативу предоставления иного жилого помещения.

Выкупная стоимость включает в себя рыночную стоимость жилья, оформления правоустанавливающих документов и расходы на переезд.

В случае, если собственник отказывается от получения выкупной цены, государственный орган вправе обратиться в суд. В судебном решении будет указываться стоимость, которая будет выплачена владельцу помещения. Как показывает практика, большинство судебных споров связано с искусственно заниженной выкупной ценой государством, и, учитывая безвыходность своего положения, собственники зачастую вынуждены соглашаться на такие кабальные сделки.

Как показывает практика, большинство судебных споров связано с искусственно заниженной выкупной ценой государством, и, учитывая безвыходность своего положения, собственники зачастую вынуждены соглашаться на такие кабальные сделки.

Важные изменения 2020 года и перспективы программы на 2020 год

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь.

Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры. Не все люди довольны данным нововведением.

Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой.

Такой льготой наделяются только следующие лица:

  1. Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
  2. Инвалиды.
  3. Люди, вышедшие на пенсию.
  4. Семьи, признанные малоимущими.

Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату.

Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.

○ Кто осуществляет переселение.

Решение о необходимости переселения принимается межведомственной комиссией на основании экспертного заключения о состоянии дома.

При положительном решении вопроса программа расселения разрабатывается местными органами власти.

Помимо заявления от проживающего требуется:

  1. Проект реконструкции (при переводе нежилого помещения в статус жилого).
  2. Правоустанавливающие документы (копии).
  3. Иные документы по усмотрению заявителя.
  4. Акт экспертной проверки о признании жилья непригодным для проживания.

Региональные власти самостоятельно устанавливают сроки переселения в соответствии с законодательством.

Какое жилье признается ветхим

Процедура оценки жилья на несоответствие стандартам инициируется по обращению граждан и государственных структур, ответственных за поддержку жилого фонда.

Граждане могут обращаться как персонально, так и от лица форм самоуправления (ТСЖ, УК). Комиссия, определяющая, является ли здание ветхим или нет, состоит из специалистов отдела архитектуры, жилищной инспекции, коммунального хозяйства и благоустройства. В ходе анализа несущих стен, перекрытий и коммуникаций публикуется характеристика жилого помещения, выдаваемая каждому гражданину, проживающему в строении.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России.

Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно. Постановление №47 регламентирует критерии признания жилья ветхим:

  1. Коммуникации не обеспечивают достаточный уровень электроснабжения, поступления горячей воды (только для домов, высотой более 2 этажей). Эксплуатация в таком виде может привести к техногенным авариям и полному выходу из строя;
  2. Износ привел к нарушению санитарных норм по уровню шума, наличию бактериологической и химической угрозы. Вследствие дальнейшей эксплуатации строения возможны негативные последствия для здоровья и жизни граждан.
  3. Естественный износ стен и перекрытий составил 65-70% и не может быть исправлен в рамках капитального ремонта. Такой показатель износа проявляется в осыпании отдельных частей бетонных (кирпичных) конструкций, гниении деревянных элементов;

Комиссия, оценивая степень износа, должна также составить заключение о невозможности проведения крупномасштабного ремонта.

Данное обстоятельство реализуется в домах, существенно превысивших амортизационный ресурс (60—70 лет).
Гражданин, решивший самостоятельно ходатайствовать о признании строения непригодным для проживания, должен:

  • Написать заявление на имя главы муниципалитета, в рамках которого потребовать созыва Межведомственной комиссии. Посмотреть и скачать образец документа можно здесь: [].
  • Созвать собрание жильцов, где и получить решение товарищества;
  • К заявлению приложить технический план, решение собственников (нанимателей), документы технической экспертизы. Поданные жалобы на конструкционные недостатки могут быть также приняты к сведению.
  • Опционально – заказать независимую экспертизу;

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

Теги: , , 27 декабря 2020 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда». Федеральный закон от 27 декабря 2020 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2020 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2020 года.

Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу. Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

, в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда.

Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда. Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения. При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах. Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем.

Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования).

Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения. Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда. При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет.

До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки. Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки. Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий.

Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения. Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра. Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования.

Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов.

На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия. Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года. Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года.

За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

— За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда. Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда. Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, — подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Пошаговая инструкция

Порядок переселения из аварийного жилья состоит из двух этапов: работа экспертной группы и непосредственное выделение новой жилплощади. Этапы не зависят друг от друга. Однако до тех пор, пока специалисты не составят акт об «аварийном статусе» жилого объекта, люди не переедут в новые квартиры.Как происходит переселение из аварийного дома в 2020 году:

  • Переселение во временное жилье или переезд в новый дом по направлению от муниципалитета. Нужно учесть, что очередь до переселения может дойти не сразу. Многие жильцы ждут подходящий вариант не один год. Администрация обязана предоставить временное пристанище, например – одно из общежитий района.
  • Определить, что дом нуждается в ремонте или сносе – предварительный этап.
  • Оформление права собственности на новую жилплощадь в ФКП «Росреестра».
  • Предъявить документы в отдел по расселению местной администрации.
  • Ожидать итогового решения.
  • Написать заявление в адрес межведомственной комиссии города или района, например – в Санэпидемстанцию, Инспекцию при Генеральном управлении МЧС России, – в том случае, если дом не числится в списке Программы по расселению.
  • Рассылка уведомлений в адрес жильцов сносимого строения – сроки не позднее, чем за год до начала строительных работ.
  • Осмотр дома, выявление нарушений, составление акта проверки с рекомендацией к дальнейшим действиям. Обращаем внимание, что расселению подлежат только аварийные дома. Ветхое жилье остается – жильцы могут рассчитывать на капитальный ремонт и временное расселение до его окончания (ст. 95 ЖК РФ).

Мнение экспертаАлександр ФомичевЮрист.

Стаж лет. Специализация: семейное, наследственное, жилищное право.Расселение происходит в рамках конкретного населенного пункта. Зачастую жилья не хватает. Одни семьи могут переселить в новостройки, другие – в дома на вторичном рынке жилья.

Третьи будут ожидать своей очереди в жилищном резерве муниципалитета. Допускается также переезд в другой населенный пункт – если жильцов устраивает такой вариант.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+