Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Ответственность оператора за несоблюдение правил охраны труда

Ответственность оператора за несоблюдение правил охраны труда

Ответственность оператора за несоблюдение правил охраны труда

Что грозит по КоАП


Данный вид ответственности определяется Кодексом об административных правонарушениях, а также в соответствии с ним принятыми нормативными актами.К ответственности в административном порядке привлекаются должностные лица, руководители структурных подразделений и сотрудники, ответственные за охрану труда и безопасность в организации или на предприятии.Этот вид ответственности устанавливается ст. 5.27.1 КоАП.Здесь же определяются ее пределы:

  1. за нарушения при проведении оценок рабочих мест предусмотрен штраф для ИП и должностных лиц – до 10 тысяч рублей, 60-80 тысяч – для юр. лиц;
  2. если вышеуказанные нарушения допущены повторно, то предусматривается наряду со штрафом отстранение от должности на срок до 1 года, а суммы штрафных санкций возрастают для ИП и должностных лиц до 30-40 тысяч, а для юр. лица – до 100-100 тысяч или до приостановления деятельности на срок до 3-х месяцев.
  3. если работник допущен до работы без предоставления средств индивидуальной защиты налагается штраф на ИП и должностных лиц 20-30 тысяч рублей, на юридическое лицо – 130-150 тысяч рублей;
  4. если допущены нарушения законов об охране труда, то предусматривается наложение штрафа в сумме от 2 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для юридических лиц в сумме 60-80 тысяч рублей;
  5. если сотрудник допущен к выполнению обязанностей без медицинского осмотра, проведения обучения нормам охраны труда: для ИП и должностных лиц штраф в сумме от 15 до 25 тысяч, для юридического лица – до 110-130 тысяч рублей;

Внимание!

Вопросы наложения штрафных санкций и иных взысканий решаются инспекторами органов Государственного надзора. Соответствующие административные дела решаются органами государственной власти, судами.

1.

Дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда — это вид ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины в области охраны труда и производственной безопасности.

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда является самым распространенным видом нарушения. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организации, а также лица ответственные за соблюдение требований охраны труда.

Какова ответственность работника за нарушение требований охраны труда? Работники привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда в следующих случаях: — ответственность работника за нарушение внутренних правил и актов по охране труда; — нарушение инструкций по охране труда по безопасному проведению работ; — уклонение от медицинского освидетельствования; — отказ от прохождения в рабочее время специального обучения по охране труда. В зависимости от тяжести вины работодатель имеет право: — сделать работнику замечание; — объявить работнику выговор; — объявить работнику строгий выговор; — уволить работника.

″ Может ли работодатель уволить работника за нарушение требований охраны труда? Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником за: 1. Неоднократное нарушение требований охраны — за первое нарушение требований охраны труда работник получает замечание, за второе — выговор, а за третье — увольнение.

2. Однократное грубое нарушение требований охраны труда — ситуация, которая привела к аварии или несчастному случаю. Или ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю.

Смотрите видео с ответом на этот вопрос: Какова ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда? Специалисты по охране труда и другие ответственные лица организации могут привлекаться к дисциплинарной ответственности в следующих случаях: — работник допущен к работе, при этом, оборудование на котором он должен работает является неисправным; — работник допущен к работе на оборудовании с нарушением его технологического использования; — работник допущен к работе на незащищенном оборудовании, если предусмотрена такая защита; — работнику не выданы средства индивидуальной защиты, если такие средства защиты предусмотрены; — работник не прошел специальное обучение и проверку знаний по охране труда; — работник не прошел медицинский осмотр; — работника направили на работу, которая ему противопоказана по состоянию здоровья; — работника привлекли к сверхурочной работе без его согласия, а также в случаяе, когда его нельзя привлечь к работе сверх нормы по закону. Какой порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда?

Порядок применения дисциплинарных наказаний указан в ст. 193 ТК РФ. Установив дисциплинарное нарушение, руководитель обязан потребовать письменное объяснение с нарушителя.

Отказ предоставить письменное объяснение не освобождает виновного от дисциплинарной ответственности.

У дисциплинарной ответственности есть срок давности – 1 месяц.

Наказание должно быть оформлено надлежащим образом, то есть о его наложении выпускается соответствующий приказ, с которым виновный знакомится под роспись в ближайшие 3-х суток с момента издания.

Дисциплинарное наказание автоматически снимается через год с момента его наложения при условии отсутствия нового наказания (ст. 194 ТК РФ). Снятие вины может быть произведено раньше по заявлению работника или его начальника и оформляется приказом. Работник может обжаловать наложение дисциплинарного взыскания в комиссии по трудовым спорам в течение 90 дней с момента привлечения к необоснованно наложенному взысканию.

Ответственность за нарушение охраны труда – нормативная база и законодательное регулирование

Основополагающие принципы защиты прав человека в России, в том числе и в трудовой сфере, обеспечиваются положениями Конституции РФ. Так, непосредственно вопросам обеспечения прав трудящихся посвящены положения следующих её статей:

  1. Статья 7. Она закрепляет охрану человеческого труда и обеспечение всех необходимых социальных гарантий, связанных с рабочей деятельностью.
  2. Статья 37. Её положения закрепляют основные права, связанные с трудом, в число которых входит фундаментальное право на осуществление работы в безопасных условиях.

Однако Конституция лишь закрепляет основополагающий фундамент прав человека в вопросах трудовых гарантий, а не обеспечивает непосредственного правового регулирования и четких механизмов внедрения методик защиты прав трудящихся на безопасность и ответственности за нарушение требований охраны труда.

Таким образом сторонам трудовых взаимоотношений следует ознакомиться и с положениями следующих частей ТК РФ:

  1. Ст. 22 устанавливает для работодателя его основные обязанности и права, в число которых включено требование соблюдения законодательных нормативов в сфере трудовой безопасности.
  2. Раздел X. Главы и статьи ТК РФ, входящие в него, полностью посвящены вопросам охраны труда и практического её осуществления в процессе осуществления трудовых взаимоотношений.
  3. Ст. 76. Её принципы устанавливают возможную ответственность трудящегося и обязанность работодателя отстранять сотрудников от трудовой деятельности, если последние не прошли обязательный инструктаж по охране труда.
  4. Ст. 21 регламентирует прямые обязанности и права трудящихся, в том числе право на безопасность и обязанность неукоснительно соблюдать установленные законодательно требования.

Кроме этого также регламентирована охрана труда и отдельными федеральными законами:

  1. ФЗ №10 от 12.01.1996. Данным законом регламентируется деятельность профсоюзов и их фактические права и обязанности в вопросах охраны труда и привлечения виновных в её нарушении лиц к ответственности.
  2. ФЗ №125 от 24.07.1998. Этот закон фиксирует наличие у работников определенных гарантий и прав на получение компенсаций в случае нарушения правил охраны труда работодателем, в связи с которым он привлекается к ответственности.

Виды дисциплинарных взысканий

Если работник не исполняет соответствующим образом возложенные на него обязанности, ему грозит одно из следующих наказаний:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение.

Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником за: неоднократное нарушение требований охраны — за первое нарушение требований охраны труда работник получает замечание, за второе — увольнение( ч.5, ст.81 ТК РФ).

Однократное грубое нарушение требований охраны труда — ситуация, которая привела к аварии или несчастному случаю.

Или ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю ( ч.6 д, ст.81 ТК РФ) При этом законодатель не допускает привлечения к ответственности работника, в действиях которого не было признаков вины, и за один проступок возможно наложение только одного наказания. Работодатель вправе провести служебную проверку и выяснить все обстоятельства случившегося, а также привлечь к ответственности виновное лицо не позднее месяца со дня обнаружения нарушения.

В каких федеральных законах предусматривается ответственность за нарушение норм охраны труда?

Ответственность работника и нанимателя указывается в ряде нормативно-правовых актов. Это:

  1. Кодекс об административных правонарушениях (это же КоАП);
  2. ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (обращайте внимание, чтобы у вас была действующая редакция нормативного акта: в 2016 г. были внесены изменения!). Некоторые из внесенных изменений начали действовать только с 2016—2017 г.
  3. Трудовой кодекс РФ;
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации (он же УК РФ);

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Охрана труда — это комплекс мер, которые в своей совокупности обеспечивают защиту здоровья работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

Основные мероприятия по охране труда устанавливаются законодателем и условно подразделяются на несколько групп:

  • Профилактические, которые отвечают за создание системы спортивного оздоровления сотрудников и проведение обязательных медицинских осмотров.
  • Правовые. К данной группе относится ведение документации на предприятии, в частности заключение индивидуальных и коллективных трудовых договоров.
  • Социально-экономические. Эта группа включает в себя обязательное страхование служащих, выплату всех положенных компенсаций и предоставление льгот.
  • Организационно-технические. Эти мероприятия обеспечивают надлежащие условия труда для сотрудников. В частности, речь идет о проведении обязательной аттестации рабочих мест, оптимизации персонала и т. д.
  • Санитарно-гигиенические, включающие в себя обеспечение работников специальной формой одежды.

Требования ТК РФ в сфере охраны труда определены в главе 34.

В частности, к ним относятся такие обязанности работодателя, как:

  1. приобретение и выдача специальной одежды;
  2. проведение специальной оценки условий труда и т. п.
  3. обеспечение режима труда на предприятии;

То есть работодатель и должностные лица, ответственные за охрану труда, должны обеспечить надлежащие условия труда для каждого сотрудника — в противном случае виновные лица привлекаются к ответственности.

Материальная

О том, что работники предприятия несут материальную ответственность, должно быть сказано в трудовом договоре либо заключено отдельное соглашение на этот счёт.

Согласно РФ, в права и обязанности работников входит и соблюдение техники безопасности.Для того чтобы привлечь работника к материальной ответственности, нужно:

  1. доказать, что работник виновен в причинение ущерба, пусть и по неосторожности;
  2. чтобы он причинил вред имуществу работодателя своим действием или бездействием;
  3. установить связь между действиями или бездействием работника и произошедшем инцидентом.

Согласно РФ, работник обязан возместить работодателю прямой ущерб.

А вот упущенная выгода с него не может быть взята. Прямой ущерб — реальное ухудшение состояние имущества или его уменьшение в целом.Руководитель предприятия несет полную материальную ответственность.

В то время как работник несет ограниченную ответственность, в пределах своего среднего заработка за месяц. Это указано в РФ.Согласно , несовершеннолетние работника могут нести полную материальную ответственность только в ряде указанных в статье случаев.

Например, если они нанесли ущерб вследствие совершения преступления или по прямому умыслу.Внимание! Работодатель имеет право не взыскать с виновного работника ущерб: частично или полностью. Об этом сказано в РФ.В некоторых случаях, перечисленных в РФ, виновный работник вообще не должен возмещать работодателю ущерб.

Согласно , работодатель должен определить размер возникшего ущерба и причину его возникновения в ходе специальной проверки.

Для её проведения собирается комиссия.Работник обязательно должен написать письменное объяснение произошедшему. Если он отказывается его писать, об этом составляется соответствующий акт. Скачать для просмотра и печати:

Статья 24.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Вы здесь Опубликовано 2005-04-03 07:22 пользователем cons_r Комментарий к статье 24 1. В соответствии со ст. 419 ТК за действия, указанные в комментируемой статье, предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. 2. Дисциплинарная ответственность.

За нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, включая обязанность по соблюдению требований охраны труда, предусматривается дисциплинарная ответственность. Так, обязанность работников по соблюдению требований охраны труда закреплена в ст.

15 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Обязанности лиц, выполняющих функции руководителей, в сфере охраны труда также регламентируются. Нормативной базой для такой регламентации являются помимо ст. 15 Закона также ч. 2 ст. 21 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка и квалификационные характеристики должностей руководителей и служащих, утверждаемые в установленном порядке.
15 Закона также ч. 2 ст. 21 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка и квалификационные характеристики должностей руководителей и служащих, утверждаемые в установленном порядке.

Квалификационные характеристики массовых должностей руководящих работников, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко распространенных на практике, определены Минтрудом России (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Квалификационные характеристики должностей руководителей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются и утверждаются Министерствами (ведомствами). Из квалификационных характеристик руководителей следует, что в число их должностных обязанностей наряду с осуществлением функции по организации производства и труда входит также обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований охраны труда.

Причем осуществление руководителями организационных и контрольных функций базируется на отношении «власть — подчинение»: руководитель конкретного уровня в соответствии со своими полномочиями дает указания, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, т.

е. используется распорядительный способ воздействия на подчиненных.

Именно это позволяет говорить о том, что лица, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда на предприятиях, являются лицами, осуществляющими организационно-распорядительные функции.

В конкретных организациях указанные квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов — должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в квалификационные характеристики определенной должности, распределяются между несколькими исполнителями либо пополняются дополнительными обязанностями.

Должностные инструкции утверждаются руководителем организации либо его заместителем, в непосредственном подчинении которого находятся подразделение и соответствующие работники, с учетом мнения профсоюзного органа. Именно этими нормативными документами необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, за нарушение каких обязанностей по соблюдению требований охраны труда подлежат ответственности лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, включая функции по обеспечению охраны труда.

Определенные должностные обязанности в области охраны труда возлагаются также на специалистов предприятия, что находит закрепление в должностных инструкциях. Например, инженер-энергетик обеспечивает не только бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, но и соблюдение правил и норм охраны труда при производстве указанных работ.

Несоблюдение работниками и лицами, выполняющими организационно-распорядительные функции, а также специалистами по их вине возложенных на них обязанностей в сфере охраны труда является нарушением дисциплины труда (дисциплинарным проступком), за что виновные могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст.

192 ТК). Дисциплинарный проступок может выражаться как в совершении противоправных виновных действий, не соответствующих требованиям специальных норм и правил охраны труда, так и в бездействии (в непринятии мер по предупреждению нарушения требований охраны труда). Действия работника, не выходящие за рамки закона, не могут считаться противоправными.

Так, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст.

9 Закона и ст. 220 ТК). Дисциплинарные проступки рабочих обычно выражаются в том, что ими не соблюдаются установленные инструкциями по охране труда правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, требования обращения с машинами и механизмами, правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, нарушаются санитарные нормы и т. д. Наиболее распространенными нарушениями правил охраны труда лицами, наделенными организационно-распорядительными функциями, являются: допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда и прохождения стажировки на рабочем месте с целью приобретения навыков безопасных приемов работы; к управлению внутризаводским транспортом без прохождения обязательного медицинского осмотра; к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований, при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты; а также привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ, запрещенных для них законодательством (к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам), и др. Материалами для привлечения к дисциплинарной ответственности у работодателя могут быть результаты проверок со стороны службы охраны труда данной организации или органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Кроме того, уполномоченные должностные лица органов государственного надзора могут давать работодателям обязательные для исполнения предписания о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из следующих видов взыскания, предусмотренных законодательством о труде: замечание, выговор, увольнение с работы (ст.

192 ТК). Причем увольнение с работы может осуществляться как при систематическом нарушении (несоблюдении) требований охраны труда (п. 5 ст. 81 ТК), так и при однократном грубом нарушении трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями (п.

10 ст. 81 ТК). Увольнение работника может иметь место также за нарушение им требований по охране труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п. 6 ст. 81 ТК). Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда и меры дисциплинарной ответственности за их несоблюдение закреплены также некоторыми уставами и положениями о дисциплине, применяемыми в ряде отраслей хозяйства (например, Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г.

// СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557).

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие обладают таким правом лишь в случаях, когда указанные полномочия им предоставлены уставом организации, приказом руководителя и др. Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в частности от возмещения материального ущерба организации.

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в частности от возмещения материального ущерба организации.

Кроме того, дисциплинарное взыскание может сочетаться с лишением в установленном порядке премий, вознаграждений по итогам работы за год и другими мерами, предусмотренными законодательством и коллективным договором. Согласно ст. 193 ТК до применения к виновному работнику взыскания руководитель организации должен затребовать от него письменное объяснение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, степень вины работника, предшествующую работу и его поведение.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения нарушения требований охраны труда, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

По истечении 6 месяцев со дня совершения проступка применение дисциплинарного взыскания не допускается, за исключением случаев, указанных в данной статье. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в государственные инспекции труда или в комиссию по трудовым спорам, а если она не создана — в суд.

Руководители организации, их заместители привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст. 195 ТК. Исходя из содержания этой статьи, профессиональные союзы или иные представительные органы работников, уполномоченные контролировать соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашений, вправе подать заявление работодателю с указанием на нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, допускаемые руководителем организации (его заместителями).

Работодатель должен в недельный срок рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. За допущенные правонарушения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

3. Административная ответственность. Лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, и другие работники, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда в организации, допустившие административные правонарушения в сфере охраны труда, подвергаются административной ответственности.
Лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, и другие работники, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда в организации, допустившие административные правонарушения в сфере охраны труда, подвергаются административной ответственности. Административная ответственность — это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения — противоправного, виновного действия (бездействия), применяемого в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п.

1 ст. 3.1 КоАП). Правом привлекать к административной ответственности, как указывалось в комментарии к ст.

20 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», наделены органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на объектах.

Субъектами такой ответственности могут быть как руководители организаций, так и другие работники, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению руководителя возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Нарушение требований охраны труда этими лицами может выражаться как в нарушении своими собственными действиями установленных правил, так и в даче подчиненным указаний, идущих вразрез с правилами (инструкциями) по охране труда, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг их служебных обязанностей. Таким образом, к административной ответственности могут быть привлечены как непосредственный организатор работ (мастер, начальник участка), так и лица, обязанные обеспечивать безопасность труда (начальник цеха, главный инженер организации), или одновременно те и другие.

С субъективной стороны нарушение законодательства об охране труда может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Нарушение законодательства о труде и охране труда согласно ст. 5.27 КоАП влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Помимо административного штрафа ст. 3.2 КоАП предусматривает новый вид административного наказания — дисквалификацию.

Административный штраф может быть наложен: главным государственным инспектором труда Российской Федерации, его заместителями; главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации; главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда и другими должностными лицами федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда.

Административное взыскание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация на срок от одного года до трех лет применяется за нарушение законодательства о труде и об охране труда к лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность, привлечение к которой осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, установлена также за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст.

5.30 КоАП); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст.

5.31 КоАП); за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП); сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст.

5.44 КоАП). За совершение указанных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа, выражающегося в кратной величине минимальной оплаты труда. Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и субъекты такой ответственности предусмотрены ст. 9.1 и ст. 11.20 КоАП. Рассматривать дела об указанных правонарушениях в соответствии со ст.

23.31 КоАП вправе: руководитель Госгортехнадзора России; руководители управлений и округов государственного горного и промышленного надзора, их заместители и другие должностные лица, указанные в этой статье. Административная ответственность за нарушение правил использования атомной энергии и порядка учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением их хранения и использования установлена ст.

9.6 КоАП. Дела об ответственности за названные правонарушения согласно ст. 23.33 КоАП рассматриваются руководителем Госатомнадзора России, его заместителями, руководителями территориальных органов Госатомнадзора России, их заместителями и другими должностными лицами, указанными в данной статье.

Меры государственного принуждения в виде административного наказания предусмотрены и за многие другие административные правонарушения, например, за ввод в эксплуатацию топливо — и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст. 9.9 КоАП); за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст.

9.9 КоАП); за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст.

9.11 КоАП) и др. Дела об указанных административных правонарушениях от имени органов госэнергонадзора согласно ст. 23.30 КоАП рассматриваются: Главным государственным инспектором Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместителем; Старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору; Государственными инспекторами по энергетическому надзору. Административная ответственность в сфере труда установлена также за нарушение организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, нарушение санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст.

ст. 6.3, 6.4 КоАП). Рассматривать дела об указанных правонарушениях от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии со ст.

23.13 КоАП вправе: Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители; Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители; Главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном), их заместители; Главные государственные санитарные врачи городов, районов; Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, их заместители — об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Возбуждение административного производства и привлечение к административной ответственности работодателей и лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции, осуществляются в соответствии с требованиями КоАП (см. гл. 28 — 30 КоАП). 4. Уголовная ответственность заключается в том, что лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание — меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод. Возбуждение уголовного дела по факту нарушения требований охраны труда производится прокурором или судьей при наличии повода и оснований.

На практике поводом и основаниями для возбуждения уголовных дел прокурором являются поступающие в органы прокуратуры материалы органов надзора и контроля о нарушениях требований охраны труда, непосредственное обнаружение прокурором нарушений требований охраны труда, содержащих признаки преступления, материалы о происшедших несчастных случаях на производстве, направляемые работодателями в прокуратуру в обязательном порядке, и др. Виды наказаний за нарушения требований охраны труда, содержащие все признаки состава преступления, закреплены в Уголовном кодексе РФ.

Так, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, согласно ст.

143 УК наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев или исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до одного года.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Субъектами преступления, предусмотренного данной статьей, могут быть как лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, так и руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В Уголовном кодексе предусмотрена также ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст.

216 УК); правил безопасности на взрывоопасных объекта (ст.

217 УК); правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст.

218 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК). Субъектами названных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

За нарушение требований охраны труда и правил безопасности виновные в этом лица подлежат уголовной ответственности независимо от организационно-правовых форм предприятий, в которых они работают. Наряду с рассмотренными видами ответственности руководителей и других должностных лиц за нарушение трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, ст. 419 ТК предусматривает также гражданско-правовую ответственность этих лиц.

Однако действующим законодательством такая ответственность, предусматривающая определенные меры государственного принуждения, за указанное правонарушение не установлена. Комментарий к федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» По состоянию на 1 февраля 2004 года Н.
Н. Шептулина Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Уголовная ответственность

Повлечь предусмотренные УК РФ меры наказания может только нарушение требований охраны труда, повлекшее смерть человека либо повлекшее за собой причинение вреда здоровью работника.

Меры наказания устанавливает статья 143 УК РФ.

за нарушение требований охраны труда применяется исключительно к физическим лицам. Автор: Подпишитесь на новости Клуба кадровиков Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.

Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес. Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с и и даете согласие на использование файлов cookie и передачу своих персональных данных сайту clubtk.ru * Подписаться Алгоритм действия медработника при возникновении аварийной ситуации предполагает принятие всех мер по недопущению заражения.

Соблюденные правила позволяют не только избежать болезни самому работнику, но и не заразить окружающих и других пациентов.

Если инфицирование произойдет, сотруднику грозит уголовное наказание.

29 Февраля 2020 в 11:50 Штраф за отсутствие медкнижки у работника составляет от 500 рублей для должностных лиц и до 20 000 рублей — для организаций. Хотя оформить и предоставить работодателю документ обязан работник, за отсутствие книжки накажут компанию и ее руководителей.

29 Февраля 2020 в 11:22 Гигиенические нормативы условий труда — это показатели, позволяющие оценить наличие вредных факторов производства, которые при ежедневном воздействии на работника могут вызывать заболевания сотрудников. В расчет принимается современный уровень доступных методов исследования состояний и последствий воздействия на человека. 20 Февраля 2020 в 18:09 Порядок прохождения медосмотра по шагам:

  • Заключить договор с медицинской организацией.
  • Направить персонал на медицинский осмотр.
  • Определить контингент работников.

По требованиям Трудового кодекса, работодатель обеспечивает безопасность жизни и здоровья своих работников, а также граждан, которым сотрудники оказывают услуги.

19 Февраля 2020 в 12:03 Проверка службы безопасности при трудоустройстве — это мероприятия по сбору данных о кандидате и контролю их на соответствие требованиям, выдвигаемым работодателем.

Такая инспекция осуществляется для обеспечения безопасности и предотвращения ситуаций, способных нанести компании материальный или репутационный ущерб. 12 Февраля 2020 в 14:53 11 Марта 2020 29 Февраля 2020 29 Февраля 2020 29 Февраля 2020 29 Февраля 2020 ИЗБРАННОЕ Эта функция доступна только зарегистрированным пользователям НЕТ, СПАСИБО

Нормативные обоснования

Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:

  1. ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
  2. ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
  3. ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.
  4. ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
  5. ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;

Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст.

5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц. Уголовный кодекс предусматривает наказание за нарушение правил охраны труда в ст. 143. Наконец, Постановление Правительства РФ № 399 содержит полный перечень нормативных актов, где закреплены регламенты по обеспечению охраны труда и ответственность за это.

Таблица штрафов по ОТ

Основание Ответственный Штрафы по ОТ в 2020 году, рублей Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

На должностных лиц От 2000 до 5000 На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица От 2000 до 5000 На юрлиц От 50 000 до 80 000 Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

На должностных лиц От 5000 до 10 000 На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица От 5000 до 10 000 На юрлиц От 60 000 до 80 000 Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда и обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа. На должностных лиц От 15 000 до 25 000 На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица От 15 000 до 25 000 На юрлиц От 110 000 до 130 000 Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц От 20 000 до 30 000 На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица От 20 000 до 30 000 На юрлиц От 130 000 до 150 000 Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц От 30 000 до 40 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица От 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток На юрлиц От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда. Часть 1 статьи 14.54 КоАП РФ Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц От 20 000 до 30 000 На юрлиц От 70 000 до 100 000 Часть 2 статьи 14.54 КоАП РФ Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа. На должностных лиц (эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.54 КоАП РФ, несет административную ответственность) От 40 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет На юрлиц От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Сокрытие страхового случая Статья 15.34 КоАП РФ Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа. На граждан От 300 до 500 На должностных лиц От 500 до 1000 На юридических лиц От 5000 до 10 000 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+