Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Основные направления психологической помощи подросткам в ситуации развода родителей

Основные направления психологической помощи подросткам в ситуации развода родителей

Психологическая помощь детям при разводе родителей

  1. , учитель начальных классов

Разделы: Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Обобщив результаты многих исследований, можно сделать вывод, что развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. Школьники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей.

Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течении года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течении 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в брак [10, c.93].

Развод выполняет по отношению к браку двоякую роль. Он может выступать средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия между мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в брачных отношениях, эксплуатации и морального унижения одного из супругов, но он может стать и своего рода антиподом брака, если является следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов.
Он может выступать средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия между мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в брачных отношениях, эксплуатации и морального унижения одного из супругов, но он может стать и своего рода антиподом брака, если является следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов.

По ряду таких показателей, как отношения в школе, расположение к дурным компаниям дети этих двух групп существенно не различались, но сильно отличались от детей, живущих в счастливых семьях. Проводилось также сравнение ряда социально-психологических характеристик детей, живущих в семьях, где мать после развода вступила в повторный брак, и в семьях, где ребенок жил только с матерью. При этом обнаружено, что отношения “мать ребенок” лучше в семьях, где ребенок воспитывался только матерью.

Дети разведенных супругов более часто подвержены психическим заболеваниям.

По данным неблагоприятные последствия развода более значимы для детей из тех социальных групп, которые придают большее значение социальным нормам и санкциям, направленным против развода.

Самооценка ребенка существенно зависит от возраста матери в период развода. У женщин, которым при расторжении брака было меньше 24 лет, только 22 % детей по достижению 12-14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, разведшихся в более старшем возрасте, такая самооценка у 45 %.

В ряде исследований отмечается также, что чем дольше мать и ребенок жили вместе между разводом и повторным браком, тем более разрушительным для ребенка должно быть смещение внимания матери к новому супругу или новому ребенку [10, c.89]. По данным Соловьева Н.Я. воздействие развода на психику ребенка зависит от целого ряда факторов: — субъективного представления ребенка о счастье семьи непосредственно до развода; — возраста ребенка и матери; — степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той социальной группе, к которой принадлежит семья; — способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение [8, c. 67]. В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в более старших возрастах.

Вероятность повторного брака разведенного супруга обратно пропорциональна количеству оставшихся у него детей. Адаптация ребенка к разводу родителей определяется тем,

  1. исходным состоянием здоровья и возрастом ребенка и родителей.
  2. насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей; враждебностью отношений родителей до развода; временем, проведенным ребенком с ушедшим из родителей;

Американские психологи свидетельствуют, что особенно сильное влияние развод оказывает на детей в возрасте до 8 лет. Это усугубляется тем, что именно матери маленьких детей сталкиваются с наибольшим числом трудностей.

Дети в возрасте 3,5 — 6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения, переживают чувства злости и обиды, особенно на отца, дети чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем. Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами: — предшествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации; — ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка; — дефицит общения с оставшимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу; — ухудшившиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят и т.д. На детях отрицательно сказываются страдания оставшегося с ним родителя.

С уходом Дети, выросшие в неполных семьях, хуже подготовлены к семейной жизни, они чаще избегают вступления в брак, более склонны к разводам.

Юноши и девушки из неполных семей в целом менее целеустремленны, инициативны, уравновешены. У них труднее развивается способность к сочувствию, к управлению своим поведением. Мальчики, росшие без отца, обычно усваивают «жен­ский» тип поведения либо у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком.

Мальчики, росшие без отца, обычно усваивают «жен­ский» тип поведения либо у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Впоследствии им сложнее качественно выполнять отцовские обязанности.

У девушек из неполных семей, вышедших замуж, меньше шансов адекватно понимать своих мужей и сыновей, то есть выполнять роль жены и матери в традиционном понимании этих ролей. Абсолютное большинство детей страстно желают иметь обоих родителей. Многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе.

Буянов М.И., анализируя результаты исследований американских психологов, отмечает, что большинство американских детей считает для себя очень важным продолжение контактов с отцом после развода. Треть из опрошенных нами ста детей не удовлетворены существующими контактами с отдельно проживающими отцами, они хотели бы более интенсивного и качественного общения. Подавляющее большинство детей выступает за свободный доступ отца к ним.

Однако опрос ста разведенных матерей выявил, что эти пожелания детей фактически не реализуемы, так как лишь 33,8% матерей позволяют отцам посещать детей в любое время, 24,5% — раз в неделю, 3% — ежемесячно, 5% — по праздникам и летом, 17,6% приходится на неупорядоченные визиты, а 16,1% ребят не видели ушедшего из семьи отца больше ни разу. К несчастью, бывшие супруги довольно часто настраивают ребенка друг против друга, внося еще больший психологический дискомфорта раненную разводом душу ребенка, для которого большим счастьем является сам факт наличия обоих родителей. Прививая чувство вражды к отцу (матери), родители насаждают в ребенке агрессивность, недружелюбие, подавленность, обиду и т.д.

Манипуляция ребенком не имеет оправдания и непременно обернется против того, кто ее посеял.

Некоторые матери стремятся свести к минимуму встречи отцов и детей.

В результате отец все меньше знает о ребенке, оказывается не в состоянии действительно воспитывать его, качественно общаться с ним[2, c.95]. Отец начинает либо заискивать перед ребенком, задабривать его, баловать, либо, не испытывая положительных чувств от общения с «незнакомым родным ребенком», постепенно теряет к нему интерес, или, наконец, принимает на себя роль стороннего наблюдателя.

Любая из названных стратегий взаимодействия живущего отдельно от ребенка отца оказывается неудовлетворительной, и страдает от нее прежде всего ребенок.

Кроме того, отец, которому лишь изредка дозволяется видеться с ребенком и который не сталкивается со всеми трудностями воспитания, может оказаться для ребенка более привлекательным, чем мать. Это опять, сточки зрения матери, может служить аргументом против свиданий отца с ребенком. Одинокие матери и отцы имеют общие особенности: более ограничена их социальная жизнь, для семьи характерен больший демократизм во взаимоотношениях, родителю любого пола сложней вступить в повторный брак.

При этом одиноким отцам больше помогают друзья и родственники, у них сильнее суживается круг социального общения, чем у одиноких матерей. В свою очередь, матерям сложнее дисциплинировать детей. Отцы понимают, что их эмоциональная близость с детьми, особенно с дочерьми, недостаточна.

В больших семьях, с их богатыми внутренними связями, возможно пере­распределение возникающих напряжений, в диадических же (мать — ребенок, отец — ребенок) — любое событие приобретает глобальное значение.

Особенное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье отмечается в подростковом возрасте. Пока ребенок мал, у него обычно складываются очень глубокие, часто симбиотические, эмоциональные отношения с единственным из родителей, чаще — с матерью. Такая мать (а иногда и отец) как катастрофу воспринимает типичный кризис в своих взаимоотношениях с подростком, когда первоначальная гармония разрушается под мощными проявлениями индивидуальности последнего.

Кризис во взаимоотношениях может наступить и в более поздних возрастах (в юношеском возрасте или в возрасте зрелости), если ребенок отстает в своем психологическом развитии от сверстников и от своего паспортного возраста.

Родителям вообще свойственно не принимать изменений в личности ребенка, они бессознательно стремятся «сохранить» ребенка в детском состоянии. Психологи отмечают, что подростки в конфронтации с родителями склонны преувеличивать свой психологический возраст (степень своей независимости, са­мостоятельности), а их родители — преуменьшать [4, c.92]. В неполных семьях чаще, чем в полных, подросток (юноша) оказывается в трагической ситуации: мать, находящаяся от него в сильной эмоциональной зависимости, настолько тяжело переживает его первые шаги в самостоятельной жизни, что это создает угрозу ее здоровью.

Подросток оказывается в крайне тяжелой в моральном отношении ситуации: он должен выбрать между той жизнью, которая ему нравится, и здоровьем (а, может быть, и жизнью, как ему пред­ставляется или как ему подсказывают) своей матери.

Некоторые тиранические или слабые женщины в буквальном смысле слова терроризируют своих детей, ставя свое здоровье в прямую зависимость от поведения последних. В диадических семьях типа «мать-сын» психологи встречают и своеобразные конфликты, основанные на перенесении матерью на сына невостребованных претензий к его отцу, то есть по существу это напоминает супружеский конфликт. Психолог должен помочь маме понять это, осознать, что сын — это только сын, а не несостоявшийся супруг.

При отсутствии мужа перенесение претензий к сыну может сочетаться с перенесением на него же отношения взрослой женщины к ее брату.

И даже если мать нежно любит брата, ее сыну немногим легче, так как мама фактически ожидает от подростка поведенческих проявлений двух взрослых мужчин: мужа и брата. Этих отношений она одновременно может и хотеть, и бояться.

В любом случае ее сын — просто другой (отличный от отца и дяди) человек: подросток, а не взрослый, уже поэтому он никогда не сможет соответствовать неадекватным ожиданиям матери [5, c.25]. Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности, самодостаточности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает (или не успевает приобрести вовсе) психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу, — у ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом; о допустимых способах реализации этих ролей.

Психологи отмечают, что проблема психосексуальной идентичности особенно острой оказывается в неполных семьях с искажением психосексуальных ролей, когда, например, властная мама выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая в себе силу, власть, право принимать окончательные решения и отвечать за эти решения, право наказывать и пр.

Дети в таких семьях в силу действия бессознательного механизма идентификации вынужденно отождествляются с ролями и образцами поведения лиц противоположного пола — в будущем они испытывают явные затруднения в общении с людьми противоположного пола, в поисках интимного партнера, в выборе профессии, в общении с собственными детьми и т.д. Чем позже создается одиноким родителем новая семья, тем сложнее бывает ему самому принять в семью нового взрослого члена, тем труднее принимает его и ребенок [6, c.89]. Таким образом, многие авторы рассматривают развод как негативное, пагубное явление, форму проявления семейной дезорганизации.

В массовом сознании развод часто ассоциируется с позором, симптомом личного падения, с проявлением собственной слабости, с неизбежным разрывом нормальных отношений с детьми и т.д. Лишь немногие авторы полагают, что развод может играть позитивную роль в том случае, если он ведет к действительному решению проблемы, способствует эмоциональному росту и «моральному возрождению» обоих супругов. Основные направления психологической помощи детям младшего школьного возраста в ситуации развода родителей К основным направлениям психологической помощи детям младшего школьного возраста в ситуации развода родителей относят разнообразные методы, среди которых можно выделить следующие.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [1, с.

67]. В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки.

Выразить свой страх и гнев по отношению к родителям, братьям , сестрам и другим значимым людям. В каждом из элементов терапии психолог поощряет ребенка обращаться к самому себе, заново постигать и принимать свои чувства.

Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы. Характерная особенность игры – е двуплановость, присущая также драматическому искусству: играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с е ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуполановость игры обуславливает е развивающий эффект.

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми.

Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Арттерапия – это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия [9, с.

121]. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Приемы арттерапии используют при исследовании внутрисемейных проблем.
Приемы арттерапии используют при исследовании внутрисемейных проблем.

Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпритации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности.

В качестве материалов на занятия по арттерапии используются краски, глина, клей, мел.

Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознании клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи.

Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения [17, с. 23]. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М.

Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнева и т.д. Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Во-первых, сказка всегда служила средством встречи е слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только “волшебным зеркалом” реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира.

Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В целом, ситуация развода в семье относится, без сомнения, к одной из самых психотравмирующих в жизни детей и использование разнообразных методов, описанных выше помогает нивелировать негативные проявления у ребенка.

Развод родителей является главным негативным событием в жизни ребенка , причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция ребенка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившеся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду.

Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни. Развод наносит психическую травму детям, особенно в критические возрастные периоды; родители в процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых ситуаций, т.е.

убедить детей, что они не были причиной развода, и родители по-прежнему любят их; не заставлять детей делать выбор между родителями, отдавая предпочтение кому-то одному и не втягивать их в сам процесс развода, нанося тем самым психическую и эмоциональную травму; родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести себя достаточно корректно по отношению к другому родителю, т.е.

не очернять его в глазах детей; необходимо ставить детей в известность о сложившемся положении как можно раньше не допуская, чтобы они узнали о разводе родителей от кого-то еще; родители, заметившие изменения в поведении детей, должны обратиться к психологу, чтобы своевременно выявить негативные эмоциональные переживания и провести коррекционную работу с детьми, пережившими развод родителей. Библиография 1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.

Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., М., Харьков. Минск. – 1999. 2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.

– М., Изд. Просвещение. – 2003, 207 с.

3. Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности.

// Вопросы психологии. – 1992.

— №3. — С.105. -124 с. 4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций — М.: Изд-во МГУ, 1994.

5. Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка// Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 1997. 6. Вологодина Н.

Детские страхи днем и ночью / Н.Г.

Вологодина; Н.Г. Вологодина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 224 с. 7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: “КСП”, 1996 с. 8. Соловьев Н.Я. Женщина и ребенок в послеразводной ситуации // Социальные последствия развода. 9. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.

9. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.

– М.: Изд-во: Владос, 2001, 96 с. 10. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., Мысль. – 1987. 351 с. 20.12.2012 Поделиться страницей:

Социально-психологическая помощь детям в ситуации развода родителей

в грудном возрасте дети способны остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода их мама.

Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца. Ученые полагают, что это происходит потому, «что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма.

Исследования показали, что при кормлении грудью частота колебаний глазного яблока и частота сосательных движений у малыша совпадают с частотой пульса матери. Полностью идентичны электроэнцефалограммы у матери и ее младенца». Когда молодая мать длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной послеразводной ситуации, почти всегда до срока прекращается столь нужный малышу процесс грудного вскармливания: от нервного напряжения у матери обычно пропадает молоко.

При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой.

Бывают и противоположные ситуации, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, в буквальном смысле слова «не спускает его с рук», так что ее эмоциональное состояние передается ему в прямом контакте. В возрасте 3,5 — 6 лет дети переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять все происходящее и нередко обвиняют во всем себя.

Дошкольники часто испытывают страх быть брошенными, поэтому они привязываются к тому из родителей, с которыми остались и нервничают после посещения другого родителя. Они могут плохо спать по ночам, по-детски сосать палец, мочиться в постель и т.д.

По данным Дж. Валлерштейн, девочки старшего дошкольного возраста переживают распад семьи сильнее, чем мальчики: тоскуют по отцу, мечтают о браке матери с ним, приходят в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5–6 лет отличало острое чувство потери: они не могли говорить и думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит.

Некоторые, наоборот, постоянно спрашивали об отце, искали внимания взрослого и физического контакта с ним.

Ребенок 6-10 лет может испытывать и выражать по отношению к родителям злость, агрессию, долго непроходящую обиду, чувство потери, брошенности и вины.

Многие полагают, что развод произошел из-за них, поэтому часто плачут, начинают плохо учиться, так как с трудом могут сосредоточиться на школьных занятиях. В возрасте 10-11 лет у детей нередко возникает ощущение заброшенности и чувства тотальной злобы на весь мир. Они злятся на родителей из-за развода, чувствуют себя одинокими и беспомощными, жалуются на физические недомогания (головная боль и пр.).

Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Подростки особенно тяжело переживают переход к жизни в неполной семье. Когда в душе подростка зарождается острая тоска по романтической любви, он неожиданно сталкивается с ее непостоянством.

Юношеская любовь трепетна и пуглива, ее легко разрушить, отвергнув или оскорбив.

Развод родителей, пришедшийся на такой период, рождает тревожность. Если родители разлюбили друг друга, значит, любовь вообще не вечна? Почему проходит любовь? Что убивает ее?

Если терять любовь так больно, может быть, лучше совсем не пускать ее в свою душу и тем самым избежать травмы? Разрушенный брак родителей приносит подростку сильное разочарование в жизни. Иногда подростки совсем отрицают любовь только из-за развода родителей.

Боясь хрупкости этого чувства, они могут избегать близких отношений и обязательств, их связи с людьми очень поверхностны, они опасаются рисковать, предпочитая большие компании интимному общению.

Некоторые подростки вступают только в стабильные и безопасные в эмоциональном плане отношения.

Обращает на себя внимание проблема жестокости подростков, выросших без отца.

Отсутствие в семье образца мужского поведения приводит к тому, что, лишенные положительных примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе, такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение.

Желание возвыситься за счет слабого, унизить зависимого – не что иное, как маскировка жестокостью своей несостоятельности. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается занижение самооценки.

Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов, которые выявили снижение адаптивности детей из разведенных семей по сравнению с детьми из полных благополучных семей.

Важным фактором снижения адаптивности, согласно полученным данным, являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого.

Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире. Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у тех детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются «устроить» свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка.

Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у тех детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются «устроить» свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Например, в семье мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа и отца. Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят.

Их место занимают другие, и все начинается сначала.

Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми.

Именно в детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира и других людей. Исследования свидетельствуют о том, что чувства, которые испытывал ребенок в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей жизни, придавая его отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность.

По данным медиков, ситуация развода родителей даже спустя 1–2 года может вызвать у подростка тяжелую форму невроза. Особенно драматичной эта ситуация может быть для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. «Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, то есть тревогой одиночества и социальной изоляции.

Нередко девочки (и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое чувство беспокойства при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случиться.

Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи (фобии).

К концу подросткового – началу юношеского возраста начинает отчетливо звучать депрессивная невротическая симптоматика по типу сниженного фона настроения, чувства подавленности и безысходности, неверия в свои силы и возможности, мучительных переживаний по поводу кажущихся неудач, проблем общения со сверстниками, разочарований в любви и признании. Типично и нарастание тревожной мнительности в виде постоянных опасений и сомнений, колебаний в принятии решения». «Оптимального» возраста детей для развода родителей не существует, поскольку развод разрушает уже сложившиеся и привычные для ребенка отношения в семье.

Чем раньше это происходит, тем выше опасность болезненных изменений.

В ходе процессов разрушения психических завоеваний не все достижения предыдущего периода оказываются потерянными. К тому же меняется представление ребенка о самом себе и о том, каким он хочет быть. Таким образом, возраст сам по себе не позволяет сделать каких-либо специфических прогнозов, так как, в большей степени, важна способность родителей реагировать на непосредственные и опосредованные реакции ребенка.

Существуют условия, которые следовало бы создать для того, чтобы сделать дальнейшее развитие ребенка, пережившего развод родителей, наиболее благополучным. В этом случае большое значение имеют взаимоотношения детей с родителями, умение родителей найти подход к своему ребенку.

  • Социально-психологическая помощь детям

Основные направления психологической помощи детям младшего школьного возраста в ситуации развода родителей

Стр 1 из 5Психологическая помощь детям при разводе родителей В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в более старших возрастах.

Вероятность повторного брака разведенного супруга обратно пропорциональна количеству оставшихся у него детей.

Американские психологи свидетельствуют, что особенно сильное влияние развод оказывает на детей в возрасте до 8 лет.

Это усугубляется тем, что именно матери маленьких детей сталкиваются с наибольшим числом трудностей. Дети в возрасте 3,5 — 6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения, переживают чувства злости и обиды, особенно на отца, дети чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем.

Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами: — предшествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации; — ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка; — дефицит общения с оставшимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу; — ухудшившиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят и т.д.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [1, с. 67].В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки. Выразить свой страх и гнев по отношению к родителям, братьям , сестрам и другим значимым людям.

В каждом из элементов терапии психолог поощряет ребенка обращаться к самому себе, заново постигать и принимать свои чувства.

Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы. Характерная особенность игры – е двуплановость, присущая также драматическому искусству: играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с е ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуполановость игры обуславливает е развивающий эффект.

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Арттерапия – это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия [9, с. 121]. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения [17, с.

23]. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Во-первых, сказка всегда служила средством встречи е слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только “волшебным зеркалом” реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира.

Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В целом, ситуация развода в семье относится, без сомнения, к одной из самых психотравмирующих в жизни детей и использование разнообразных методов, описанных выше помогает нивелировать негативные проявления у ребенка.

Развод родителей является главным негативным событием в жизни ребенка , причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция ребенка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившеся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.

Развод наносит психическую травму детям, особенно в критические возрастные периоды; родители в процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых ситуаций, т.е.

убедить детей, что они не были причиной развода, и родители по-прежнему любят их; не заставлять детей делать выбор между родителями, отдавая предпочтение кому-то одному и не втягивать их в сам процесс развода, нанося тем самым психическую и эмоциональную травму; родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести себя достаточно корректно по отношению к другому родителю, т.е.

не очернять его в глазах детей; необходимо ставить детей в известность о сложившемся положении как можно раньше не допуская, чтобы они узнали о разводе родителей от кого-то еще; родители, заметившие изменения в поведении детей, должны обратиться к психологу, чтобы своевременно выявить негативные эмоциональные переживания и провести коррекционную работу с детьми, пережившими развод родителей.

БИЛЕТ 2 В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.1Рекомендуемые страницы: | |

Психологическое сопровождение семьи учащегося в период развода родителей

Тематическая консультация для педагогов-психологов ОУ«Психологическое сопровождение семьи в ситуации развода родителей(в рамках подхода системной семейной терапии)».Донскова Наталья Владимировна, педагог-психолог МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр» (МОУ «Гимназия №35»)Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности ребенка – одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал.

Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако изменение социальной ситуации может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие возникновению семейных кризисов. Большинство семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию.

Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод.Развод — это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей.

Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей.

Развод родителей с каждым годом становится все более вероятным событием в жизни ребенка.Условия оказания помощи:- направление на консультацию детского психолога по инициативе классного руководителя;- инициатива самого психолога в организации встреч с родителями, исходя из тревожных результатов диагностики эмоционального состояния ребенка;-собственно запрос родителя на поддержку.Консультирование должно носить системный характер и по возможности охватывать работу с обоими родителями и при необходимости с ребенком.Согласно системной семейной терапии, отношения в любой системе, в т.ч. и семейной, должны подчиняться определенному порядку.Порядок – это закон значимости элементов в системе, и большее значение, большая роль – у того, кто первее в эту систему вошел.До развода порядок в семье достигается следующим распределением:1 место- папа, 2 – мама, 3- ребенок.После развода эта система меняется. Мама становится на 1 месте, ребенок – на 2.

Если мама вступает во второй брак – мужчина занимает 3 место в их семейной системе. В вопросах построения дальнейших отношений в этой системе подобный порядок должен сохраняться. Так, н-р, наказывать ребенка этот мужчина может только от имени мамы: «Это бы не понравилось твоей маме», либо он должен получить разрешение на это от более старшего в системе.Гендерные особенности в воспитании:Девочка берет свою энергию (женскую) по женской линии, мальчик – по мужской линии.

Влияние папы на воспитание ребенка любого пола огромно. Так, например, девочка чувствует себя девочкой только когда получает восхищение от родителя противоположного пола, а мальчику нужно не восхищение, а гордость, особенно со стороны родителя своего пола.

От того, как будут развиваться отношения маленькой женщины со своим отцом, зависит ее будущие отношения с мужчинами, а значит, и вся дальнейшая взрослая жизнь.Все мы, взрослея, проходим обряд инициации, когда принимая в себе то, что есть у нас от мамы и от папы, сепарируем т.о.

от родителей. Поэтому мальчику, чтобы стать мужчиной важно принять то, что есть в нем от папы, т.е.

мир отца, а девочке – принять по большей части женского — от мамы.

Признавая то, что есть в нас от родителей, мы принимаем родителей в нас и т.о. выражаем нашу любовь к ним.Мальчик в семье всегда должен быть старше девочки, даже если он младший ребенок. Таков порядок системы. Девочка должна с ним советоваться, чувствовать себя рядом с ним девочкой, женщиной.

Через умение мальчика защитить девочку, быть более ответственным он становится мужчиной.Это необходимо знать и помнить в построении отношений в период развода.Тема жертвования:Ситуация развода часто закрепляет за кем-либо из супругов образ жертвы.

Н-р, муж и жена разводятся, ребенок остается с мамой, мама – жертва (жертвует ради счастья мужа).

У мужа возникает чувство вины (агрессор).

Выход в том, что он должен принять свою вину, испытать чувство глубокого уважения к фигуре жертвы. Вина должна найти выход. И здесь очень много зависит от женщины.

Именно она должна восстанавливать баланс, давая возможность мужчине искупить вину: «Мне нужно от тебя то-то и то-то…»Иногда женщина не дает восстановить баланс, сохраняя у мужчины чувство вины, а у себя – чувство превосходства. И теперь уже женщина становится агрессором, сохраняя за собой много власти и способов сливать агрессию.Часто при разводе в эмоциональной карте ребенка папа — жертва. И если женщина не видит своей вины, сохраняет преимущество над бывшем мужем, ребенок впоследствии будет транслировать позицию отца – во взаимоотношениях со втором маминым мужем или в своей личной жизни, когда вырастет.Принимая чувство вины, мы даем возможность разместить в системе уважение.Условия отношений между супругами в ситуации развода:

  • Важно, чтобы в поле родительских отношений было взаимоуважение. Ребенок это чувствует.

С ребенком будет все хорошо, если его родители будут счастливы.

И не обязательно родители должны быть вместе.Если один из родителей унижает при ребенке систему своих прежних супружеских отношений, очень большая вероятность, что потом ребенок в нее «вляпается».Если ребенок родился и какое-то время жил в полной семье, значит в этой семье между супругами была любовь. Нельзя перечеркивать ее в глазах ребенка, нельзя разрушать память об этой любви и нельзя внушать ребенку ненависть к отцу.Уважение к отцу должно обязательно присутствовать в системе!Это нужно для того, чтобы ребенок (особенно мальчик) принял своего отца.

Только так мы можем воспитать в нем мужское.

Кроме того, должно присутствовать доброжелательное отношение к бабушке и дедушке со стороны отца.Отсутствующий родитель, который не принимает в силу различных обстоятельств участия в жизни ребенка, должен присутствовать в системе хотя бы на символическом уровне. Нужно помнить, что ребенок – это сосуд, наполненный родителями (50:50 от папы и мамы).

Если родитель уважает другого родителя, ребенку легко принимать то, что есть в нем от родителей (принять родителей в себе).

Н-р, мама говорит: «Ой, какой умный у нас папа!», — ребенку легко быть умным. Если нет уважения одного родителя к другому, у ребенка нарушается естественное течение любви к этому родителю. Но любовь остается. Только теперь она будет выражаться не прямо, а косо и криво.

И здесь высок риск неосознанной идентификации.Задача психолога- постепенно возвращать ребенку родителя, к которому нет уважения в системе. Компенсировать отсутствие отца могут и др.

родственники-мужчины, или друзья семьи – мужчины, но они не могут его заменить. Важно, чтобы они более полно выполняли свои роли (я-твой дедушка, я-твой дядя – где присутствует четкое определение роли). Они могут частично восполнить для ребенка общение с миром мужчин.

  • Условия и рамки отношений между супругами и ребенком должны быть четко определены.

Родители должны найти в себе моральные силы, чтобы оставаться друг с другом в нормальных человеческих отношениях.

Ради душевного здоровья ребенка, для которого развод- тяжелая психологическая травма.

Дети крайне остро переживают расставание родителей, даже если бывшие супруги пришли к этому решению обоюдно и понимают необходимость этого шага. В первую очередь в период развода оба родителя должны совладать со своими эмоциями и понять, что несмотря ни на что, жизнь продолжается. Ребенок продолжает развиваться и расти дальше, и он не может и не должен долго ждать улучшения отношений между родителями.

Важно не упустить время и не навредить ребенку.Ребенок легче переживает расставание родителей, если он чувствует, что они рядом.Враждебно настроенные друг к другу родители иногда настолько увлекаются своими отношениями, что ребенок начинает думать, что он им не нужен и не представляет никакой ценности.

А самое худшее в этой ситуации происходит, когда именно ребенок становится орудием манипуляций в отношениях бывших супругов.

  • Родители должны осознавать свою ответственность перед ребенком.

Нужно понимать, что каждый родитель отвечает за себя, свое отношение к ребенку, свое поведение.

Он не вправе отвечать за отношение другого к собственному ребенку, за поступки других людей.

Поэтому, даже если отец после развода перестает общаться с ребенком- это его решение. Но это не основание усугублять боль ребенка дополнительным упоминаем об этой боли.После развода родители должны оставаться союзниками в вопросах воспитания ребенка. Они должны понимать, что в равной степени ответственны за своего ребенка.

Если оба родителя перейдут на этот этап отношений, ситуация развода и его последствия для ребенка будут не так болезненны. Для нормального полноценного развития ребенка важно, чтобы родители общались между собой по поводу ребенка:- договориться о частоте и условиях встреч с ребенком;- определить вопрос материальной поддержки ребенка;-обсуждать дела и проблемы ребенка, необходимость крупных покупок для ребенка, которые в св.очередь должны совершаться вскладчину и вручаться как общие;- признать, что каждый имеет право на свое мнение и убеждения.Это и значит быть союзниками.Полный разрыв отношений между родителями крайне негативно сказывается на ребенке (нарушение поведения, психических функций – внимания, памяти, восприятия). Так, ребенок реагирует на стресс при потере родного человека, при эмоциональном разрыве своих родителей.Если мы наблюдаем подобные симптомы у ребенка, это сигнал о том, что отношения между супругами не простроены и семейная система нуждается в коррекции.

  • Родителям важно быть последовательными и стабильными в своем поведении и требованиях к ребенку.

Так, родители должны договориться, что тот один день недели, который ребенок проводит с папой, будет немного не таким, как все другие дни.

И папа должен объяснить ребенку, что сегодня они будут жить по другому расписанию, чем обычно, но это не является нормой, просто

«мы с тобой редко видимся и я могу тебе это позволить, но когда ты придешь к маме, ты должен вести себя так, как скажет мама»

.Если договориться не получается, необходимо чтобы тот из родителей, с которым ребенок живет, смог объяснить ему, что для него действуют те правила и те нормы поведения, которые установлены у них в доме.

Другие же законы, которые в общении с собой устанавливает для ребенка второй, ушедший из семьи родитель, объясняются тем, что встречи с ним редки и каждая является праздником.

А в праздник возможно некоторое нарушение правил.

  • После развода каждый родитель должен оставаться самим собой.

Отец – не становиться для ребенка старшим приятелем по веселым играм и развлечениям, а мать – не стараться изо всех сил компенсировать недостаток общения с папой своим излишним внимаем и опекой. Но вместе с тем, важно, чтобы мама не перепоручала ребенка бабушке или няне в этом период.

Нужно, чтобы все продолжалось так же, ка было раньше: д\с, школа, домашние обязанности.Как лучше говорить с ребенком о разводе?

  1. Не ставить ребенка в позицию взрослого приятеля или подружки, стараясь разделить с ним свой взрослый и субъективный взгляд на ситуацию.
  2. Нельзя, чтобы один родитель в глазах ребенка был хуже другого. В такой ситуации бывает, что ребенок берет вину на себя: «я плохой оказался, что они не смогли дальше жить». И с этой виной живет.

«Так получилось. Мы не можем больше жить вместе.

Быть вместе нам просто больно. Но я всегда буду уважать твоего папу (маму).

Я всегда буду благодарна твоему папе (маме) за то, что ты у нас есть».«Ты не виноват(а). Мы с папой решили жить отдельно, но он останется твоим папой навсегда, он будет приходить к нам, даже если не будет жить с нами. А твоя мама, я всегда буду с тобой».«Отношения между папой и мамой зашли в тупик.

Лучше будет, если мы какое-то время будем жить раздельно. Так получилось. Это только наши отношения: мамы и папы. А тебя мы по-прежнему любим, и я, и папа.

Мы расходимся, но ты остаешься нашим ребенком. У тебя есть мама, к тебя есть папа».

  1. Родители должны признать перед ребенком ответственность за свой развод: «Мы виноваты. Мы где-то не смогли помочь друг другу, где-то не смогли понять друг друга. А сейчас нам уже очень трудно соединить то, что нарушено, сейчас оно уже не восстановится».
  2. В ребенке нужно сохранить и укреплять чувство безопасности, он должен верить: «все будет хорошо, независимо от того, что папа (н-р) будет приходить редко, но у тебя все равно есть».
  3. Уходящий супруг должен дать понять ребенку, что то всегда может на него рассчитывать.

С кем лучше оставить ребенка после развода?Важное правило: ребенку лучше с тем родителем, который имеет меньше негатива по отношению к другому. До 12л. Ребенок больше привязан к матери, ему нужно быть с ней.

Чаще всего ребенок остается с матерью.По данным исследования, мальчиков после 12л.

Желательно отдавать на воспитание отцу, т.к. в подростковом возрасте ребенку легче развиваться, управлять собой, если его воспитание занимается папа.

Но тут вопрос еще в нравственных качествах отца.Нужно помнить также, что мальчик принадлежит к мужскому роду – отцовскому.

Девочка может там быть, а может и не быть.

Ей важнее материнская линия.Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка после развода родителей:Обычно бабушки принимают сторону своего собственного обиженного ребенка – разведенных мужа или жены. И, общаясь с внуками, проявляют свое негативное отношение к бывшим невестке или зятю в своих высказываниях.

Вся работа разведенных мужа и жены по созданию благоприятной воспитательной среды для своих общих детей может пойти прахом, и, кроме того, что ребенок узнает много интересных вещей о жизни одного из своих родителей, он получит возможность убедиться, что оба его родителя лгут ему, оба притворяются.Бывшие муж и жена должны специально побеседовать со своими родителями, предупредить их: «Это наши личные отношения, и вас они не касаются. Наш ребенок является вашим внуком (или внучкой) и, пожалуйста, эти отношения вы можете сохранять, но в наши отношения вмешиваться не нужно, мы сами разберемся».Список используемой литературы:

  • Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. – М.: Международный институт консультирования и системных решений, 2005. – 308с.
  • Вебер Г. Кризисы любви: Семейная психотерапия Берта Хеллингера. — М.:Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 304с.
  • http://www.perejit.ru/
  • Вебер Г. . Системные решения по Берту Хеллингеру. –М.: Международный институт консультирования и системных решений, Высшая школа психологии, 2004. – 384с.

Психологическая помощь ребенку в ситуации развода родителей

Стр 33 из 35 Сталкиваясь с переменами, связанными с разводом родителей, дети должны знать, на что могут рассчитывать во время долгого периода замешательства, чего ждать от матери и отца.

Вот почему родитель-одиночка должен установить четкие границы дозволенного поведения и режим, которые будут служить ребенку опорой и обеспечат чувство защищенности. Налаженное (чем скорее, тем лучше) родителем, ушедшим из семьи, регулярное общение идет ребенку только на пользу. Когда в семье происходят перемены, ребенок хочет знать, что его ждет.

Родителю-одиночке полезно до конца осознать совершившиеся в его жизни перемены, связанные с новой ситуацией и бывшим супругом. Это означает необходимость смириться с переменами, на которые, как это ни прискорбно, он не может повлиять. Поддерживать в себе нереалистичные ожидания в сложившихся обстоятельствах очень вредно.

Это может привести к стрессу, а в жизни и без того хватает проблем. Дополнительная эмоциональная травма совершенно нежелательна. Родитель-одиночка обязательно должен помочь детям осознать реальные факты и не надеяться на невозможное.

Это легко сделать, предложив детям ответить три простых вопроса: 1. Как ты думаешь, как мы будем жить теперь, после развода? 2. На что ты теперь надеешься?

3. Как ты думаешь, о чем нам нужно теперь договориться? Чего бы ты хотел? Задавая такие вопросы, можно прояснить ожидания и развеять те из них, что явно нереалистичны и не могут оправдаться. Детям иногда бывает трудно выразить свои чувства словами.

Побуждайте их к разговору. Постарайтесь спокойно поговорить с каждым ребенком о том, что он думает о вашем разводе. Можно постепенно обсудить многие вопросы.

К примеру: 1. Чего он боится больше всего на свете?

2. Что сделала мама неправильно? 3. Что сделал папа неправильно?

4. Считает ли ребенок, что он сам что-то сделал не так? 5. Есть ли кто-то, с кем он хотел бы поговорить?

6. Может ли он сам спланировать время, чтобы встречаться с отцом, родственниками, друзьями? 7. Как бы он предпочел проводить каникулы, праздники? 8. Можете ли Вы быть лучшей мамой?

9. Есть ли такая же возможность у отца? 10. Что ребенку больше всего нравилось в вашей совместной жизни? А не нравилось? 11. За то время, что вы живете одни, что хорошего случилось?

А плохого? 12. Плачет ли ребенок, когда он один? 13. Чего, на его взгляд, ждут от него родители? А чего опасаются? У Вас могут быть и другие вопросы, но задавайте их постепенно, путь это не будет похоже на отчет ребенка перед вами.

Вместе с тем Вам следует знать и помнить несколько простых правил, которые помогут Вам и Вашему ребенку быстрее справиться с трудной жизненной ситуацией, связанной с разводом. 1. Никогда не решайте супружеские конфликты за счет ребенка. 2. Не лгите ребенку и всегда объясняйте, что происходит в семье.

3. Нужно ли говорит о разводе?

Обязательно: постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам; тем более, что ребенок все равно рано или поздно об этом узнает.

4. С какого возраста ребенку можно сказать о разводе? Примерно с трех лет. Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с Вами не будет, но Вы будете иногда ездить к бабушке, а папа – приходить к Вам.

Подростку можно сказать больше, однако не следует вдаваться в подробности («разлюбил, изменил, оказался подлецом»).

Чем старше и взрослее ребенок, тем больше ему можно сказать. Если же он совсем мал, то отложите разговор до того момента, когда у ребенка возникнут вопросы об отце. 5. Когда ставить ребенка в известность?

Только когда событие уже свершилось или, по крайней мере, принято безоговорочное решение, а не предварять развод разговорами о нем с детьми.

6. Кто должен сообщать решение?

Самое правильное, если это сделаете Вы – мама ребенка, так как он будет продолжать жить с Вами.

Если Вы ему не скажете, всегда найдется доброжелатель, который скажет ему сам, но уже другими словами, а доверие будет утеряно.

7. В какой форме говорить? Любой сложный разговор стоит затевать только тогда, когда Вы в состоянии все обсудить спокойно.

8. О чем говорить, а о чем – умолчать? Все зависит от возраста ребенка.

В любом случае нужно понятно и доступно объяснить ему ситуацию и в положительном свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности лучше не говорить, как не говорить и о других случаях, когда поступки мужа унижали Ваше достоинство.

Вполне возможно, что вопроса «Почему?» не последует вовсе, так как дети склонны принимать обстоятельства такими, какие они есть. 9. Сколько раз говорить? Обычно достаточно одного разговора, но он должен быть серьезным и исчерпывающим.

Не отказывайтесь отвечать на вопросы ребенка, если они у него возникнут.

10. Постарайтесь контролировать себя и воздержатся от типичных ошибок разводящихся родителей. Для этого запомните три нельзя: · Нельзя обвинять во всем супруга при ребенке (для которого он не плохой муж, а папа).

· Нельзя обвинять в происходящем других родственников. · Нельзя обвинять самого ребенка в том, что случилось. 11. Попытайтесь помочь ребенку обрести душевное равновесие в разбитой семье.

Заверьте, что отец любит его. Скажите, что так бывает с очень многими людьми, и потому пусть лучше будет так, как есть. 12. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей.

Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Хотя это и нелегко и не предписано законом, стоит иметь подобное обстоятельство в виду.

Малыша непременно нужно подготовить к тому, что ему придется жить только с мамой. 13. Постарайтесь не менять место жительства чаще, чем это необходимо. Ребенок теперь больше, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.

14. Не забирайте ребенка из прежней школы сразу же после разделения семьи или развода. Он и так чувствует себя покинутым одним из родителей, а Вы только усилите это ощущение. 15. Помогайте ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от Вас.

16. Постарайтесь по возможности проще разрешать возможные разногласия с Вашими родителями по поводу воспитания ребенка. Возможно, они предложат Вам свою помощь, и Вы будете принимать ее гораздо чаще, чем Вам хотелось бы.

Каждый конфликт с ними пойдет во вред ребенку, будет рождать у него неуверенность и выводить Вас из себя. 17. Если ребенок уже не маленький, создайте ему возможность встречаться со сверстниками и с какими-то другими мужчинами.

Школы, спортивные лагеря, разного рода лекции позволят ему общаться с мужчинами, которые в какой-то мере смогут восполнить дефицит отцовского воспитания.

18. И все же самое главное, что нужно сделать, — это как можно быстрее снова выйти замуж, заменить недостающего отца новым.

Не пытайтесь быть одновременно и матерью, и отцом для своего ребенка. Вам это не удастся. Вы останетесь только матерью, сделаете ребенка еще более зависимым от Вас и создадите путаницу в его представлении о том, что должен делать в жизни мужчина, а что – женщина. Чем дольше станете откладывать новое замужество, тем сложнее Вам будет свыкнуться с этой мыслью и тем труднее примет нового отца Ваш ребенок.

19. Если Вы хотите, чтобы чувство радости ничем не омрачалось, никогда не сравнивайте при ребенке отчима и отца.

20. Никогда не наказывайте ребенка путем изоляции его от других членов семьи и не лишайте возможности быть рядом с Вами.

Возможно, в настоящий момент в душе Ваших детей идет борьба между обидой на отца и любовью к нему. Вам кажется, обида столь глубока, что любовь не может победить?

Не будьте столь самоуверенны, не думайте, что лучше знаете чувства своих детей. Стоит проверить их, применив следующий психологический тест «Плохой муж или хороший отец?» Вначале ответьте сами на вопросы «взрослого» варианта, затем предложите ответить своему ребенку-подростку. Если Ваш ребенок еще недостаточно взрослый, чтобы самому отвечать на вопросы, то опросите его мягким и спокойным голосом, не подсказывая ему желаемых ответов.

Это можно сделать в форме обычной беседы, во время которой Вы просто последовательно задаете ребенку вопросы.

На вопросы нужно отвечать «да» или «нет». Просуммируйте положительные ответы – отдельно собственные и по результатам ребенка. Сравните их. Если ответы совпадают или разница между ними не превышает 5 баллов, значит, Вы хорошо чувствуете настроение своего ребенка и у Вас нет противоречий в отношении к отцу.

Если результаты ребенка ниже Ваших больше чем на 5 баллов – отец для ребенка значит мало; развод можно пережить, но поневоле задумаешься, а как на самом деле он относится к матери? Если результаты ребенка выше Ваших больше чем на 5 баллов – значит, Вы недооцениваете его привязанности к отцу, и к его мнению тем более стоит прислушаться.

Очень интересно предложить этот тест детям, если их в семье несколько: результаты многое откроют для Вас в семейных отношениях. Тест для мамы Тест для ребенка 1. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок любит проводить время с отцом?

1. Любишь ли ты бывать с папой?

2. Рассказывает ли Ваш ребенок об отце своим друзьям? 2. Рассказываешь ли ты своим друзьям о папе? 3. Нравится ли Вашему ребенку ходить вместе с отцом в гости, поход, театр, гулять и т.д.?

3. Нравится ли тебе ходить вместе с папой в гости, поход, театр, гулять и т.д.?

4. Считает ли Вы, что Вашему ребенку нравится что-нибудь делать вместе с отцом (мастерить, ремонтировать, помогать Вам)?

4. Нравится ли тебе что-либо делать вместе с отцом (мастерить, ремонтировать, помогать маме)? 5. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок гордится своим отцом?

5. Ты гордишься своим папой? 6.

Считаете ли Вы, что ребенку нравится, когда отец ему что-либо объясняет, учит чему-либо? 6. Нравится ли тебе, когда папа что-нибудь тебе объясняет, учит чему-либо? 7. Разговаривает ли отец с ребенком о его делах и друзьях?

7. Разговаривает ли папа с тобой о твоих делах и друзьях? 8. Часто ли хвалит отец ребенка?

8. Часто ли тебя хвалит папа?

9. Справедливо ли наказывает отец ребенка? 9. Справедливо ли тебя папа наказывает?

10. Любит ли приласкаться Ваш ребенок к отцу (обнять, поцеловать)?

10. Ты любишь приласкаться к папе (обнять, поцеловать)?

11. Считаете ли Вы, что отец строг с ребенком? 11. Как, по-твоему, папа строгий? 12. Часто ли Ваш ребенок обижается на отца?

12. Ты часто обижаешься на папу?

13. Как, по-вашему, обращает ли отец внимание на внешний вид ребенка?

13. Папа обращает внимание на твой внешний вид?

14. Считаете ли Вы, что отец хочет быть примером для Вашего ребенка? 14. Хочет ли папа быть примером для тебя?

15. Считаете ли Вы, что отец приветлив и внимателен к ребенку?

15. Твой папа приветлив и внимателен к тебе? Особенно тяжело переживают переход к жизни в неполной семье подростки.

Когда в душе подростка зарождается острая тоска по романтической любви, он неожиданно сталкивается с ее непостоянством. Юношеская любовь трепетна и пуглива, ее легко разрушить, отвергнув или оскорбив.

Развод родителей, пришедшийся на такой период, рождает тревожность. Если родители разлюбили друг друга, значит, любовь вообще не вечна?

Почему проходит любовь? Что убивает ее? Если терять любовь так больно, может быть, лучше совсем не пускать ее в свою душу и тем самым избежать травмы?

Разрушеный брак родителей приносит подростку сильное разочарование в жизни. Иногда подростки совсем отрицают любовь только из-за развода родителей.

Боясь хрупкости этого чувства, они могут избегать близких отношений и обязательств, их связи с людьми очень поверхностны, они опасаются рисковать, предпочитая большие компании интимному общению.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+