Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Классификация жилищных прав

Классификация жилищных прав

Классификация жилищных прав

Государственный жилищный фонд


Помещениями, входящими в состав фонда, распоряжаются:

  • государственные предприятия или учреждения.
  • министерство государственного имущества РФ;
  • уполномоченные органы власти субъектов Федерации;

Замечание 1 Несмотря на то, что собственником ведомственного жилья является государство, оно передает хозяйствующим субъектам часть вещных прав по использованию помещений. Они предназначены, как правило, для проживания сотрудников предприятий и учреждений, на балансе которых находятся конкретные здания и сооружения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Статья $294$ Гражданского кодекса РФ устанавливает, что юридическое лицо, распоряжающееся имуществом на праве хозяйственного ведения, хоть и не обладает всеми полномочиями собственника, но вправе использовать данное жилье по собственному усмотрению.Кроме того, федеральные и казенные учреждения могут быть наделены правом оперативного управления жилищным фондом.

В соответствии со статьей $296$ Гражданского кодекса РФ, они могут распоряжаться закрепленным за ними имуществом в соответствии с целями своей деятельности, распоряжениями органов государственной власти и назначением жилья.При этом министерство госимущества РФ и аналогичные региональные структуры способны изъять у предприятия права оперативного управления вверенным ему жилищным фондом, но только при обстоятельствах, специально оговоренных законом.Рисунок 1.

Что собой представляют жилищные правоотношения

Жилищные правоотношения представляют собой важную отрасль гражданско-правовых взаимоотношений, связанных с эксплуатацией жилых помещений.Вопросами, по поводу которых возникают жилищные правоотношения, являются: возникновение, осуществление, изменение и прекращение права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, относящимися к , муниципальному и частному жилищному фонду, учет жилищного фонда, ремонт, перепланировка и переустройство, создание и жилищных кооперативом, собственников жилья, их права и обязанности, контроль за использованием жилищного фонда. Определение 1 Иначе говоря, жилищные отношения представляют собой такие отношения, которые возникают в результате владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом.

Нормы регулируют общественные отношения, в результате чего последними приобретается правовая форма, делая их жилищными правоотношениями.Понятие жилищных правоотношений собирательное, состоящее из совокупности разнородных общественных отношений, которые возникают по вопросам жилья.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Существует традиционная классификация жилищных отношений, состоящая из:

  1. жилищных отношений, в основе которых лежит равенство прав их участников (выражаются в членстве в жилищном кооперативе, использовании жилых помещений для найма и т.д.).
  2. жилищных отношений, построенных на основании принципа власти и подчинения (деятельность основывается на управлении жилищным фондом, обеспечении его сохранности и предоставления жилых помещений на основании договоров соц. найма и т.д.;

Эти отношения в свою очередь могут быть:

  1. неимущественными (отношения, возникающие между собственниками комнат в коммунальной квартире).
  2. имущественными (например, социальный найм);

представлена совокупностью устойчивых элементов, которые придают ей целостность. Структуру жилищного правоотношения составляют:

  1. взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, из которой складывается реальное поведение субъектов правоотношений.
  2. объекты – предметы материального мира, по поводу которых устанавливается определенная связь между субъектами;
  3. субъекты (участники правоотношений);

Особенности жилищных правоотношений

Для того чтобы осуществлять полноценную защиту таких отношений, нужно определить, что же входит в их понятие, понять ключевые особенности данной отрасли.

Во-первых, в структуру этих отношений входят субъекты.

К ним относятся граждане, органы власти исполнительного типа, органы муниципалитета, а также организации, независимо от их формы организационно-правового характера. Еще одна составляющая часть – объекты.

В качестве них выступают помещения жилого типа, которые принимаются физлицами по назначению. В качестве оснований при этом выступают договоры найма или поднайма, а также акты органов государственного характера. Наконец, в понятие отношений входит и содержание.

Содержание представляет собой права и обязанности, которые могут быть различными, в зависимости от статуса сторон, а также от статуса помещения жилого характера.

Понятие и виды жилищных прав

В качестве итоговой темы нам предстоит систематизировать все изученные нами права на жилые помещения.

Среди групп жилищных отношений, разнородных по своему характеру, отношения по пользованию жилыми помещениями составляют их основу, «сердцевину», и иногда именуются в литературе «собственно жилищными отношениями». Отношения по пользованию жилыми помещениями (а, следовательно, и круг прав) неоднородны по составу их участников и своему содержанию. Круг возможных жилищных прав широк и разнообразен.

К таковым относятся: право собственности (гл. 18 ГК РФ, раздел II ЖК РФ), право хозяйственного ведения и право оперативного управления (гл.

19 ГК РФ), право пользования жилым помещением членами семьи собственника, бывшими членами его семьи (ст. 292 ГК РФ, ст. 31 ЖК РФ), право пользования жилым помещением нанимателем и членами его семьи (постоянно проживающими с нанимателем гражданами) во всех жилищных фондах, включая нанимателей специализированных жилых помещений (гл. 35 ГК РФ, гл. 7-10 ЖК РФ) и нанимателей в домах жилищных (жилищно-строительных) кооперативов (ст.

128 ЖК РФ), право пользования жилым помещением членом жилищного (жилищно-строительного) кооператива и членами его семьи до полной оплаты паевого взноса (гл. 12 ЖК РФ), право пользования жилым помещением по договору пожизненного содержания с иждивением (§ 4 гл.

33 ГК РФ, ст. 34 ЖК РФ), право пользования жилым помещением в силу завещательного отказа (ст. 1137 ГК РФ, ст. 33 ЖК РФ), право пользования жилым помещением по договору безвозмездного пользования (гл.

36 ГК РФ), договору аренды (п.2 ст.

671 ГК РФ). Кроме того, в жилом помещении могут проживать поднаниматели, временные жильцы, опекуны, попечители, подопечные, граждане, состоящие с собственником или нанимателем в трудовых отношениях (домработницы, няни, шоферы и др.).

Перечисленные выше права на жилые помещения считаем собственно жилищными правами, ибо они являются правовой формой удовлетворения жилищных потребностей граждан (непосредственно или опосредованно). В большинстве случаев речь идет о непосредственном удовлетворении жилищных потребностей. А об опосредованности же следует говорить применительно к праву, возникающему по договору аренды, праву хозяйственного ведения и праву оперативного управления, поскольку субъекты указанных прав удовлетворяют не собственные жилищные потребности, а при помощи дополнительных правовых форм создают условия для удовлетворения жилищных потребностей граждан, вступающих в правовые связи с данными субъектами.

Помимо жилищных прав в системе прав на жилые помещения можно указать и на другую группу прав, имеющую иную целевую направленность, например, право ограниченного пользования — сервитут (ст.

277 ГК РФ), право залога (§3 гл. 23 ГК РФ; ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)), и иные права. Они возникают и осуществляются вне способов и форм реализации гражданами права на жилище.

В литературе встречаются самые разнообразные классификации жилищных прав. Под классификацией в науке понимается распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место[1]. Значение классификации трудно переоценить: она помогает глубже изучить явление, определить его место в ряду однородных, выявить присущие ему закономерности, свойства, признаки.

Большинство авторов используют деление жилищных прав на самостоятельные и несамостоятельные[2], в законодательстве также встречается указание на самостоятельные и несамостоятельные права пользования жилым помещением (ст.

ст. 680, 685 ГК РФ). Но при этом в теории нет единства относительно критерия, лежащего в основе такого деления.

В.Р. Скрипко использован критерий зависимости одного права от другого[3].

Грибановым В.П. указано одновременно несколько критериев: срочность прав, и зависимость от прав других лиц и различия в объеме прав на жилые помещения[4]. Чигир В.Ф. особо выделял «вторичные жилищные правоотношения». По его мнению, они носят производный, зависимый характер и прекращаются одновременно с прекращением жилищного правоотношения с самим титульным пользователем.
По его мнению, они носят производный, зависимый характер и прекращаются одновременно с прекращением жилищного правоотношения с самим титульным пользователем.

Как правило, такие «вторичные» пользователи приобретают право пользования жилым помещением на определенное время[5].

Несамостоятельными следует считать права, которые являются зависимыми в основаниях своего возникновения, прекращения и в осуществлении от самостоятельных прав на жилое помещение. То есть прослеживается опосредованность несамостоятельного права пользования правами пользования других субъектов. Из этого, в частности, вытекает и вывод об ответственности других лиц за действия обладателей несамостоятельных прав (например, ст.

ст. 680, 685 ГК РФ). Не являются самостоятельными — права пользования членов семьи нанимателей специализированных жилых помещений; граждан, постоянно проживающих с нанимателем по договору коммерческого найма; членов семьи члена жилищного (жилищно-строительного) кооператива до полной оплаты паевого взноса; права нанимателей, заключивших договор с членами жилищных кооперативов; права лиц, пользующихся жилым помещением, предоставленным арендатором; права поднанимателей и проживающих с ними лиц, права временных жильцов, опекунов, попечителей, вселившихся для выполнения своих обязанностей либо подопечных, вселенных к опекунам и попечителям с этой целью, а также лиц, выполняющих свои трудовые обязанности и в связи с этим проживающих по месту работы (домработницы, няни, шоферы и др.). Основания возникновения, осуществление, порядок и последствия прекращения несамостоятельных прав пользования предопределяется динамикой правоотношения, в содержание которого входит самостоятельное право, и (или) волей обладателя данного права. Остальные из исследуемых прав могут быть отнесены к группе самостоятельных.

Права на жилое помещение, отнесенные нами к числу самостоятельных, неоднородны по своему содержанию. Подтверждением тому служит и системный анализ положений жилищного законодательства. Так, ст. 51 ЖК РФ в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий называет лиц, не являющихся собственниками жилых помещений, членами их семей, нанимателями и членами их семей по договору социального найма и найма жилого помещения в фонде социального использования.

Это говорит о том, что законодатель выделяет эти права как наиболее стабильные, не ограниченные временными рамками и ничем не обусловленные, в частности, членством в кооперативе, характером работы либо необходимостью получать социальное обслуживание.

Традиционное для российской цивилистики разделение прав на вещные и обязательственные применимо и к жилищным правам[6]. Используемая классификация имеет глубокие исторические корни[7]. Как точно указывается в правовой литературе, существующее в современном российском праве деление имущественных прав на вещные и обязательственные не относится лишь к приемам юридической техники, использованной законодателем в целях удобства упорядочения правовых норм, а представляет собой правовое отражение объективного сущностного различия между указанными категориями прав, причем различия необыкновенно тонкого, но в то же время чрезвычайно важного[8].

В науке нет однозначной позиции относительно критериев отнесения прав к числу вещных.

В литературе в число традиционных признаков вещных прав включают: абсолютный характер; особый объект – вещь; определение в законе способов и оснований возникновения, видов и содержания вещных прав; специфическое содержание, которое выражается в непосредственном отношении лица к вещи без участия иных лиц; защита при помощи особых, вещно-правовых исков; приоритет при столкновении с обязательственным правом; переход прав путем передачи вещи; наличие права следования[9]. Таким образом, разграничить вещные и обязательственные права можно следующим образом. Вещные права оформляют принадлежность вещей отдельным субъектам имущественного оборота, закрепляют возможность непосредственного воздействия на вещь, носят абсолютный характер и фиксируют статику имущественных отношений.

В вещном правоотношении управомоченное лицо – собственник (или субъект ограниченного вещного права), которому принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения, ему противопоставляется неограниченное число пассивных обязанных субъектов, обязанности которых заключаются в соблюдении запрета на вмешательство в сферу хозяйственного господства обладателя вещного права. Обязательственные права напротив опосредуют динамичные отношения по передаче вещей от одних лиц к другим, выполнению работ, оказанию услуг. Это относительные права, субъектами которых выступают обязанное лицо – должник, обязанностью которого является совершение определенных действий.

Обязательственные права реализуются в результате совершения гражданско-правовых сделок, правонарушений, неосновательного обогащения[10]. Законодатель относит к числу вещных право собственности и другие ограниченные вещные права, обозначенные в ст. 216 ГК РФ. Поскольку в ст. 216 ГК РФ содержится оговорка, что вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются и иные права, то в юридической литературе считается, что этот перечень не является исчерпывающим.

Среди прав на жилые помещения к ограниченным вещным правам, кроме указанных, большинство авторов относят право пользования жилым помещением членами семьи собственника[11].

Толстой Ю.К. называет в числе ограниченных вещных прав право члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа, право пользования по договору пожизненного содержания с иждивением или в силу завещательного отказа[12].

Перечисленные права в настоящее время в качестве вещных закреплены в ЖК РФ.

В литературе встречается позиция, согласно которой право пользования по договору социального найма имеет вещно-правовую природу в силу таких его особенностей, как основания возникновения, пожизненность пользования, стабильность, наличие правомочий распорядительного характера и др.[13]. Некоторые правоведы указывают на наличие как обязательственно-правовых, так и вещно-правовых черт этого права[14]. К числу вещных относятся право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пользования жилым помещением членами семьи собственника, право пользования жилым помещением членом жилищного кооператива до полной выплаты паевого взноса, право пользования жилым помещением в силу завещательного отказа и по договору пожизненного содержания с иждивением.

Остальные из исследуемых прав являются обязательственными.

Следует подчеркнуть, что отнесение ряда прав к числу обязательственных не исключает их осложнение вещно-правовыми элементами (например, возможность предъявления вещно-правовых исков, наличие права следования и др.). Представляет интерес позиция Д.А.

Формакидова, предлагающего конструкцию вещного права проживания, объединившую в себе право пользования жилым помещением членами семьи собственника, право пользования в силу завещательного отказа и по договору пожизненного содержания с иждивением[15].

Практическая значимость представленной классификации проявляется следующим образом. Способы и основания возникновения, виды и содержание вещных прав, как правило, прямо закреплены в законе. Применительно же к обязательственным правам возможно использование общих для всех обязательств положений и самостоятельное определение их сторонами в договоре.

Применительно же к обязательственным правам возможно использование общих для всех обязательств положений и самостоятельное определение их сторонами в договоре.

Следующая классификация жилищных прав изложена В.П. Грибановым, им выделены постоянные и временные пользователи жилыми помещениями[16].

Схожее деление встречаем в работах О.А. Красавчикова[17]. В этой связи можно разделить жилищные права на бессрочные и ограниченные определенным сроком. В теории предлагаются также иные классификации прав на жилые помещения, в частности, по субъектному составу, по основанию возникновения[18].

[1] См.: Кириллов В.И., Старченко А.А.

Логика: Учебник для юридических вузов.

— 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998.

— С. 59. [2] См.: Филимонов С.Л., Шешко Г.Ф. Указ. соч. – С. 43; Грибанов В.П.

Основы советского жилищного законодательства. – М.: Знание, 1983. — С. 54-59; Скрипко В.Р. Охрана жилищных прав граждан.

– М.: Госюриздат, 1959. — С. 45; Мальгинова А.И., Соловьев П.Г. Договор жилищного найма и жилищные права граждан. — М.: Издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1951.

— С. 19; Аскназий С.И., Брауде И.Л., Пергамент А.И. Жилищное право. – М.: Госюриздат, 1956.

— С. 141; Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебное пособие. — С. 48-51; Рамзаев П.В. Права граждан при изъятии земель и сносе домов. — М.: Юридическая литература, 1974.

— С. 80; Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа. — С. 23. [3] См.: Скрипко В.Р.

Указ. соч. — С. 14. [4] См.: Грибанов В.П. Указ. соч. — С. 55. [5] См.: Чигир В.Ф. Советское жилищное право. – Минск: Вышейш. школа, 1968. – С. 106. [6] Используемая классификация существует и в большинстве стран романо-германской правовой системы (см.: Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности.
Основные положения права собственности. – М.: Юристъ, 1999. — С. 113-144).

[7] См.: Новицкий И.Б. Римское право: Учебник для вузов. – М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2002. — С. 72-115; Дождев Д.В.

Римское частное право: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — С. 303-426; Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч.

Ч. 2. — по испр. и доп. 8-му изд., 1902. — М.: Статут, 1997. — С. 99-106; Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. — Тула: Автограф, 2001.

— С. 185-331. [8] См.: Баринова Е. Вещные права – самостоятельная категория?

// Хозяйство и право. – 2002.

— № 8. — С. 37. [9] См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник гражданского права (по изданию 1907 г.).

– М.: СПАРК, 1995. — С. 140; Маттеи У., Суханов Е.А. Указ. соч. — С. 308-334; Суханов Е.А.

Общие положения о праве собственности и других вещных правах // Хозяйство и право. – 1995. — № 6. — С. 29-46; Гражданское право: Учебник.

Часть 1 / Под ред. Ю.К. Толстого А.П. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. — С.

329-331; Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России: Учебное пособие. — М.: БЕК, 1996. — С. 15-17. Емелькина И.А.

Право собственности и другие вещные права: Учеб. пособие. — Саранск: Издательство Мордовского университета, 2003. — С. 10-13; Ефимова Л.Г. О соотношении вещных и обязательственных прав // Государство и право.

– 1998. — № 10. – С. 36-38 и др. [10] См, например: Суханов Е.А.

Общие положения о праве собственности и других вещных правах.

— С. 44-46. [11] См.: Щенникова Л.В. Идеи законодателя, заложенные в содержании ГК РФ, и редакция ст. 216 // Государство и право. — 2002. — № 9. — С. 31-34; Гражданское право: Учебник. Часть 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. — С. 331 и др. [12] См.: Гражданское право: Учебник.
331 и др. [12] См.: Гражданское право: Учебник.

Часть I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.

Толстого. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. — С. 331-332. [13] См., например: Богданов Е.

В. Право на жилище. – Мн.: Университетское, 1990.

— С. 52-53. [14] См., например: Марткович И.Б.

Жилищное право: закон и практика.

— М.: Юридическая литература, 1990. — С. 126; Маслов В.Ф. Защита жилищных прав граждан.

— Харьков: Издательство Харьковского университета, 1970.

— С. 15 и др. [15] См.: Формакидов Д.А. Вещное право проживания: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2005.

— С. 15-17. [16] См.: Грибанов В.П. Указ. соч. — С. 54. [17] См.: Красавчиков О.А.

Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа. — С. 23. [18] См.: Исрафилов И.

Правовая природа вещных прав на жилые помещения.

– С. 93. Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже Получить консультацию Я принимаю условия Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе! Поиск по сайту Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)!

Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве или в Самаре К каждому клиенту гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки! Полезные ссылки Добавляйтесь в друзья Подписывайтесь на мой канал Метки КонсультантПлюс: «Горячие» документы

2.

Объекты жилищного права. Жилищные фонды: понятие и классификация

правил пользования жилыми помещениями, утвержден­ными Правительством РФ.

Жилое помещение пригодно для постоянного проживания, если оно отвечает требованиям жилищного законодательства, законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия населения, законодательства о градостроительной деятельности.

Правительством РФ в соот­ветствии с ЖК РФ и другими федеральными законами устана­вливаются порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение. Сами критерии отнесения помещений к категории жилья в настоящее время Кодексом не установлены.

Данный предмет относится к ведению Правительства РФ. 10 Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г.

№ 47

«Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежа­щим сносу»

установлен порядок признания жилых помещений непригодными для проживания независимо от их формы соб­ственности и принадлежности к жилищному фонду.

Действие названного Положения не распространяется на жилые помеще­ния, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным ко­дексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. Основания и порядок признания жилого помещения непри­годным для проживания устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время применяется Положение о признании по­мещения жилым помещением, жилого помещения непригод­ным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Нормы об общей площади жилого помещения ранее в ЖК РФ не закреплялись.

Установление данного положения на уровне закона необходимо для единообразия определения общей площади жилого помещения. Закон не определяет поня­тия «общая площадь жилого помещения» на федеральном уров­не.

В настоящее время, например, в Москве в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 9 ноября 1995 г. № 592-РМ «О порядке подсчета площадей жилых зданий» общая площадь квартир определяется как сумма площадей их помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых с соответствующими коэффициентами.

Фактически данное положение противоре­чит действующему законодательству и общепринятой практике. В литературе вопрос об общей площади является дискусси­онным.

Некоторые авторы предлагают не включать лоджии, ве­ранды, террасы в общую площадь жилого помещения. В общую площадь включаются находящиеся в жилом поме­щении комнаты и помещения вспомогательного использова­ния: коридоры, кухни, ванные комнаты, туалеты, кладовки.

Помещения вспомогательного использования, находящиеся не 11 в жилой части квартиры (балконы, лоджии), а также веранды и террасы, являющиеся пристройками жилого дома, в общую площадь жилого помещения не входят . Региональные правовые акты по вопросам определения об­щей площади жилого помещения должны соответствовать дей­ствующему ЖК РФ, поэтому во многих регионах возникает острая необходимость пересмотреть указанные акты и принять новые.

Для того чтобы обеспечить безопасную среду для прожива­ния людей, без вредного воздействия неблагоприятных факто­ров при проведении планировки и непосредственно застройки объектов жилищного фонда необходимо строго следовать поло­жениям санитарных правил и норм.

При проектировании, строительстве, реконструкции, тех­ническом перевооружении, расширении, консервации и лик­видации промышленных, транспортных объектов, зданий и со­оружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила (п.

2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ

«О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

).

Указанные заключения даются органами градостроитель­ства в соответствии с правилами, сформулированными в ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

. В Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170

«Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»

определяются технические правила и нор­мы жилых помещений, правила по их эксплуатации, капиталь­ному ремонту и реконструкции, содержанию жилых помеще­ний и обеспечению их сохранности.

Порядок признания помещения жилым и предъявляемые к нему требования определены Правительством РФ в Постано­влении

«Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежа­щим сносу»

.

Кроме того, соответствующие требования устано­влены ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

. Жилые помещения по площади, планировке, осве-12 щенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам. Это требование является гарантией обеспечения безопасных и безвредных условий проживания (п.

1 ст. 23 ФЗ

«О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения»

). Непригодными для проживания признаются жилые поме­щения, находящиеся в ветхом или аварийном состоянии, а так­же помещения, где выявлены вредные факторы среды обитания. Вопросы признания жилых помещений непригодными для Проживания решаются межведомственными комиссиями, ко­торые создаются органами исполнительной власти России и ее субъектов, а также органами местного самоуправления (п.

4 постановления Правительства РФ

«Об утверждении Положе­ния о порядке признания жилых домов (жилых помещений) не­пригодными для проживания»

). Уровень комиссии зависит от статуса жилищного фонда, к которому принадлежит непригодный для проживания или сносимый дом.

Комиссия на основании заявления собственника помеще­ния или заявления гражданина (нанимателя) либо на основа­нии заключения органов, уполномоченных на проведение госу­дарственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и приз­нает жилое помещение пригодным (непригодным) для прожи­вания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу . Исходя из общей площади жилого помещения в соответ­ствии с постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 г.

№ 541

«О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»

производится расчет федеральных стандартов: социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 м2 общей площади жилья на одного гражданина; предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммуналь­ных услуг (содержания и текущего ремонта жилого помещения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоот-ведения, электроснабжения и газоснабжения) на 1 м2 общей 13 площади жилья в месяц; стоимости капитального ремонта жи­лого помещения на 1 м2 общей площади жилья в месяц.

Жилые помещения могут принадлежать гражданам на опре­деленных основаниях. Рассмотрим эти основания подробнее.

1. Приватизация государственных или муниципальных жилых помещений. Термин «приватизация» происходит от латинского слова «частный» и означает обращение в частную собственность объектов государственной или муниципальной собственности.

Согласно Федеральному закону РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1

«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

приватизация жилых помещений — это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в го­сударственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимае­мые жилые помещения, — по месту бронирования жилых поме­щений.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» приватизация гражданами РФ государственного и муниципального жилищного фонда не предусматривается с 1 марта 2010 г.

  • государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежа­щих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);
  • индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые использу­ются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственни­ками таких помещений для проживания граждан на указан­ных условиях пользования;
  • 27.08.2013380.5 Кб
  • Получение жилых помещений по договору пожизненного со­держания с иждивением (ст. 601 ГК РФ). В соответствии с таким договором гражданин, получающий ренту (питание, денежное вознаграждение, медицинское обеспечение, иное) передает принадлежащий ему жилой дом или квартиру в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожиз­ненное содержание с иждивением такого гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц). Таким образом, право соб- 14 ственности на жилое помещение возникает у плательщика ренты. Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помеще­ний, находящихся на территории РФ, т. е. в жилищный фонд входят все многоквартирные жилые дома и другие постройки любой формы собственности, предназначенные для прожива­ния граждан. Те помещения, которые предназначены для иных целей, например для размещения офисов, в жилищный фонд не входят. В зависимости от формы собственности жилищный фонд по­дразделяется на:
  • Безвозмездное получение жилья по договору дарения (ст. 572 ГК РФ).
  • заполнение и представление форм федерального госу­дарственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной ста­тистики.

    Согласно п. 7 Положения «О государственном учете жилищ­ного фонда в Российской Федерации» БТИ обязаны осущест­влять:

  • контроль технического состояния жилых строений и жи­лых помещений;
  • 23.08.20132.55 Mб
  • Обмен жилых помещений по договору мены (ст. 567 ГК РФ).
  • частный жилищный фонд — совокупность жилых поме­щений, находящихся в собственности граждан и в собствен­ности юридических лиц;
  • муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муни­ципальным образованиям (п.

    2 ст. 19 ЖК РФ). В собственности граждан могут находиться индивидуальные жилые дома или их часть, квартиры и комнаты. Частная соб­ственность неприкосновенна, и лишение ее возможно только по решению суда.

    В зависимости от целей использования жилищный фонд по­дразделяется на:

  • оценку и переоценку жилых строений и жилых помеще­ний, в том числе для целей налогообложения;
  • 23.08.20131.87 Mб
  • информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

    Технический паспорт жилого помещения составляется при приемке такого помещения в эксплуатацию или при его вклю­чении в жилищный фонд. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут утверждать дополнительные виды инфор­мации к техническому паспорту жилого помещения, содержа­щие необходимые для них технические сведения.

    Выписки и копировки отдельных видов информации из технического паспорта образуют самостоятельные документы, порядок выда­чи которых определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

    Выдача технических паспортов жилых помеще-17 ний без наличия акта их приемки в эксплуатацию не допускает­ся.

    Паспортизация и плановая техническая инвентаризация жилых помещений проводятся БТИ за счет средств их соб­ственников по ставкам, утвержденным органами исполнитель­ной власти субъектов РФ.

    Внеплановые обследования могут производиться БТИ по заявкам собственников жилых помеще­ний по договорным ценам .

    Бухгалтерский учет жилищного фонда осуществляется на основании и в соответствии с положениями Федерального за­кона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иных нормативно-правовых актов.

    Официальный статистический учет жилищного фонда осу­ществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ . Стр 2 из 17 » Соседние файлы в предмете

    • 27.08.2013380.5 Кб
    • 23.08.20131.87 Mб
    • 23.08.20132.08 Mб
    • 27.08.20135.5 Mб
    • 27.08.2013477.48 Кб
    • 23.08.2013762.88 Кб
    • 23.08.20131.72 Mб
    • 23.08.20132.55 Mб
    • 23.08.20131.87 Mб
    • 23.08.20136.79 Mб
    • 27.08.20133.16 Mб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  • 27.08.20135.5 Mб
  • технический учет жилищного фонда в городских и сель­ских поселениях независимо от его принадлежности;
  • 27.08.2013477.48 Кб
  • 27.08.20133.16 Mб
  • специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам ЖК РФ жилых по­мещений государственного и муниципального жилищных фондов; 15
  • техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищ­ного фонда;
  • жилищный фонд социального использования — совокуп­ность предоставляемых гражданам по договорам социально­го найма жилых помещений государственного и муници­пального жилищных фондов;
  • 23.08.20132.08 Mб
  • 23.08.20131.87 Mб
  • 23.08.2013762.88 Кб
  • жилищный фонд коммерческого использования — совокуп­ность жилых помещений, которые используются собствен­никами таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражда­нам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) пользование (п.

    3 ст. 19 ЖК РФ). Новым является введение в законодательство понятия «жи­лищный фонд коммерческого использования».

    Все жилые помещения в РФ подлежат обязательному госу­дарственному учету. Форма собственности жилого помещения не влияет на необходимость учета.

    Частный жилой фонд учиты­вается наравне с государственным и муниципальным. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301

    «О государственном учете жи­лищного фонда в Российской Федерации»

    .

    Основной задачей государственного учета жилищного фон­да в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей (п.

    1 Положения

    «О государственном учете жилищного фонда в Российской Фе­дерации»

    (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октяб­ря 1997 г.

    № 1301)). Государственный учет жилищного фонда в РФ включает в се­бя технический (оперативный) учет, бухгалтерский учет и офи­циальный статистический учет (п. 3 Положения

    «О государ­ственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»

    ). Порядок ведения технического учета устанавливает Государ­ственный комитет РФ по жилищной и строительной политике.

    16 Технический учет жилищного фонда возлагается на специали­зированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, служ­бы, управления, центры, бюро (далее — БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специали­зированная организация (п.

    3 Положения

    «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»

    ). БТИ согласно п. 4 Положения «О государственном учете жи­лищного фонда в Российской Федерации» осуществляют следую­щие функции:

  • 23.08.20131.72 Mб
  • Наследование (ст.

    1110 ГК РФ).

  • 23.08.20136.79 Mб
  • Приобретение квартир и жилых домов по договору купли-продажи (ст. 454 ГК РФ).
  • Законная постройка (ст.

    218 ГК РФ).

Похожие главы из других книг:

1.4. Понятие, значение и классификация принципов гражданского процессуального права Сущность и социальное назначение права раскрываются и конкретизируются прежде всего в принципах. Под принципами гражданского процессуального права понимаются наиболее общие положения, § 4 Соотношение предметов ведения федерального и регионального жилищного законодательства, а также нормативных актов муниципальных образований, регулирующих жилищные отношения Как было указано выше, регулирование жилищных отношений отнесено Конституцией РФ к Глава 2 Объекты жилищного права Тема 1.

Понятие жилищного права 1.1. Предмет регулирования жилищного права Жилищное право — совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения. В нашей стране возникновение жилищного права как сравнительно нового правового образования (80-е гг.

XX в.) было 2.1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного 2.2. Значение Конституции для жилищного законодательства.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты как источники жилищного права Конституция является базовым нормативным актом всего российского законодательства, включая жилищное. Согласно ч. 1 ст. 15 Тема 3. Объекты жилищного права 3.1. Жилые помещения Для жилищного права огромное значение имеет понятие «жилое помещение», определение которого важно для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.Понятие «жилое Понятие объекта гражданского права.
Жилые помещения Для жилищного права огромное значение имеет понятие «жилое помещение», определение которого важно для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.Понятие «жилое Понятие объекта гражданского права.

Вещи и их классификация Объект гражданского права – это и есть то благо, по поводу которого участники общественных отношений вступают друг с другом в отношения юридического характера.Рассмотрим лишь основные объекты гражданского 1. Понятие и классификация субъектов предпринимательского права Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность?

Гражданский кодекс Российской Федерации ст.

48–64, 66-115,? Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. «Об акционерных Тема 1. Понятие, предмет и метод жилищного права ЛЕКЦИЯ № 1.

Понятие жилищного права 3. Объекты жилищного права Объект в широком смысле этого слова – то, на что воздействует определенный субъект.

Объектом регулирования той или иной отрасли права является совокупность определенных объектов материальной или нематериальной действительности, по поводу 3.

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так

Жилищное право. Учебное пособие (А. П. Альбов, 2016)

3.3.

Государственный жилищный надзор, муниципальный и общественный жилищный контроль Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+