Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Какое наказание предусмотрено за нарушение режима труда водителей

Какое наказание предусмотрено за нарушение режима труда водителей

Оглавление:

Можно ли оспорить


Помните, что оспорить штраф сегодня можно только через суд. Доказать, что инспектор неверно зафиксировал нарушение, практически невозможно. Карта работника ГИБДД, а также автомобильный тахограф содержат данные, которые можно считать и разобраться с ситуацией.

Основная причина отсутствия обращений в суд от водителей — небольшая сумма штрафа, которая будет ниже, чем предполагаемая сумма расходов при обращении в суд. На практике неизвестны ситуации, когда водителям удавалось оспорить выписанный штраф за переработку по тахографу.

Также не стоит в момент проверки доказывать инспектору, что вы не умеете обращаться с техникой. Это не считается смягчающим вину обстоятельством.

Правильный режим работы водителя ограждает пассажиров и других участников дорожного движения от ДТП.

Это и есть причина, побуждающая власти увеличивать штрафы за переработку по тахографу.

Работа водителей грузовых авто и пассажирских автобусов очень ответственна, не допускается находиться за рулем продолжительное время без отдыха и сна.

Несоблюдение режима труда и отдыха шофера

Согласно законодательству, шофер может находиться за рулем 56 часов в неделю.

При этом по закону каждые 4 часа он обязан отдыхать. Минимальный временной промежуток составляет 15 минут.

При нарушении этого режима труда и отдыха водитель заплатит штраф в размере 1,5 – 2 тысяч рублей.

По сравнению с прошлыми санкциями, максимальный размер штрафа уменьшился, а минимальный – увеличился. Также изменились размеры взысканий для организаций и ответственных лиц:

  1. для должностного гражданина, виновного в нарушении – 7 – 10 тысяч;
  2. для предпринимателя уже больше – 15 – 25 тысяч;
  3. юридическому лицу придется заплатить максимально возможную сумму наказания – от 25 до 50 тысяч рублей.

Важно учитывать, что эти категории наказывают только в случае, если, например, предприниматель составляет графики и заставляет работника по факту нарушать режим.

Если сам график составлен по всем правилам с соблюдением режима, а работник по личным причинам в него не смог “вписаться”, выполнять штрафные санкции будет только он сам.

Прежде, чем выписывать соответствующие протоколы в отношении организаций и ответственных за это кадров компании, сотрудникам инспекции необходимо доказать, что они реально виноваты в нарушении режима труда и отдыха водителя.

Лишь тогда штраф, предусмотренный КоАП, придется выплачивать не только подчиненному. Например, если в графике у работника стоит смена в 8 часов, а он в пути задержался из-за поломки и ремонта, продлив тем самым время нахождения в рейсе до 12 часов, это не вина работодателя и его не оштрафуют.

Наказание получит исключительно тот, кто сидел за рулем. С 1 ноября 2020 года штраф за описываемое нарушение рабочего графика значительно увеличился, и теперь его оплачивать будет не только тот, кто сидит за рулем, но и работодатель. Отдельно предусмотрены санкции за отсутствие тахографа в транспортном средстве или за то, что прибор не соответствует требованиям и техническим характеристикам.

Все это призвано урегулировать рабочий режим водителей и снизить количество ДТП, в которых виноваты невыспавшиеся водители.

Может ли инспектор штрафовать за неповеренный тахограф?

Нет.

К ответственности за неповеренный тахограф может привлечь Росстандарт. Наказанием по может быть просто предупреждение или штраф от 20 тыс.

до 30 тыс. рублей. Но! Инспектор, у которого возникли какие-то сомнения насчет тахографа, может «оповестить» об этом Росстандарт — и тогда на предприятие придет проверка. Чтобы избежать недоразумений, лучше возить с собой заверенную печатью предприятия копию свидетельства о поверке тахографа.

Поверка, кстати, обязательна каждые 7 лет.

Уголовная ответственность за несоблюдение режима труда и отдыха водителем

Это значит, что если водитель по причине переработки уснул или отвлекся из-за усталости и в результате попал ДТП, в котором пострадали люди, то его работодатель понесет уголовную ответственность. Такой фактор, как переработка проверяется просто — по показаниям тахографа.

Напомним, что с 1 апреля 2014 года почти все транспортные средства, осуществляющие коммерческие грузовые и пассажирские перевозки, должны быть оснащены приборами государственного контроля соблюдения режимов труда и отдыха водителем — тахографами.

Более того, эти устройства должны соответствовать требованиям Приказа Минтранса России №36, а также их необходимо правильно установить в мастерской, допущенной ФБУ «Росавтотранс» к установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, откалибровать и активировать. На сегодня существует 10 моделей тахографов, допущенных к установке: VDO DTCO 3283, Drive 5, Drive Smart, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК (2 модели), ШТРИХ-ТахоRUS (2 модели), EFAS V2 RUS.

В случае, если на транспортном средстве, попавшем в ДТП с пострадавшими, установлен несоответствующий Приказу №36 тахограф или он неправильно откалиброван, неисправен, не опломбирован или вовсе отсутствует, то это предлагается рассматривать как

«необеспечение установленного режима труда и отдыха работников»

.

Инициатива ввести уголовную ответственность для должностных лиц рассматривали в конце прошлого года в документе

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников)»

().

В законопроекте были указаны достаточно серьезные наказания, а именно: — если это повлекло причинение тяжких последствий здоровью — лишение свободы на срок до 5 лет; — если это по неосторожности повлекло смерть человека — лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового; — повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц — лишение свободы на срок от 8 до 10 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Уголовная ответственность была предусмотрена не только для юридических лиц, но и для индивидуальных предпринимателей. Однако в этой редакции законопроект так и не был принят, хотя законодатели не отрицают, что в будущем уголовная ответственность для юрлиц и индивидуальных предпринимателей может все-таки появиться.

Валерий Китанин, владелец фирмы по обслуживанию тахографов в Латвии, отмечает, что в Европе ответственность появляется не только в случае ДТП, но гораздо раньше. В случае, если будет выявлено что мастер или водитель использовали устройство для манипуляции данными тахографа, штраф может составить сотни, а то и тысячи евро. «Если же происходит ДТП, то страховые компании проводят очень серьезное расследование, — подчеркивает Китанин.

— Они снимают тахограф, опечатывают и отдают его на экспертизу в независимую мастерскую.

Особенно страшным нарушением считается несоблюдение режимов труда и отдыха, так как считается, что уставший водитель опасен на дороге и, следовательно, является, потенциальным убийцей». Что касается уголовной ответственности для должностного лица, то это, по словам Валерия Китанина, труднодоказуемый прецедент.

Что касается уголовной ответственности для должностного лица, то это, по словам Валерия Китанина, труднодоказуемый прецедент. Как правило, виновным признают водителя в нарушении режимов труда и отдыха.

Если же известно, что должностное лицо выпустило машину в рейс без тахографа или с неисправным (неоткалиброванным) устройством, то это, безусловно, серьезное нарушение. Но в Европе такое увидишь редко — все автомобили давно оборудованы цифровым тахографом ЕСТР, а отсутствие калибровки (или просрочка) карается высоким штрафом довольно оперативно. Теги: , 01.03.2016

Установка прибора

Самостоятельно установить тахограф нельзя.

Их могут устанавливать только мастерские, которые имеют соответствующее разрешение (выдаётся Минтрансом, точнее ФБУ «Росавтотранс»). Каждая мастерская имеет свою пломбировку, которой подвергаются все установленные приборы и ответственные соединения. Нарушать пломбы пользователям нельзя.

Сама технология и модель тахографа зависит от конкретной марки автомобиля.

Потребуются и электронные карты, причём как для водителя, так и для предприятия. Такие карты выдают всего две организации – ООО «РусТАХОНЕТ» и ООО «РусАвтокарт». Процесс получения карт для тахографа может занять до двух недель, что необходимо учесть перед началом эксплуатации.

Использование транспортного средства без карты водителя (карта предприятия используется только для доступа к данным тахографа) будет наказываться административным штрафом (неправильная эксплуатация).

Как сейчас наказывают за подобные нарушения?

Сейчас за нарушение режима труда и отдыха КоАП РФ предусматривает наказание только для водителей (от 1 до 3 тыс.

рублей). Что касается юрлиц, то их, как правило, привлекают к ответственности по общей норме о нарушении трудового законодательства ст. 5.27 КоАП РФ. По ней могут вынести предупреждение или оштрафовать.

Размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 тыс.

до 5 тыс. рублей, для компаний — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Наказание за переработку по тахографу

Водитель, преодолевающий большие расстояния, должен полноценно отдыхать, ведь от этого напрямую зависит безопасность на дорогах. Законодательством предусмотрен режим труда и отдыха для водителей, а на ряд транспортных средств положено устанавливать специальные приборы учета — тахографы.

Они имеют криптографическую защиту информации.

Нарушителям грозит штраф за переработку по тахографу.

Штраф для водителя за отсутствие тахографа

Сразу же хочу заметить, что статья 11.23 КоАП полностью переработана, теперь в ней есть отдельная часть с наказанием для водителя и отдельная — для должностных лиц.

Первое изменение внесено в часть 1 статьи 11.23: 1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Старый штраф Новый штраф Для водителя 1 000 — 3 000 3 000 — 5 000 И минимальный, и максимальный штрафы для водителя увеличены на 2 000 рублей. Кроме того, с 1 ноября 2020 года КоАП также предусматривает ответственность и для иностранных перевозчиков, которые могут вместо тахографа использовать регистрационные листки.

Проблемы водителей и перевозчиков

Руководитель сектора применения тахографов Гильдии логистических операторов Московской Торгово-промышленной палаты Алла Петрова считает, что одобренный Госдумой законопроект не имеет права на существование и приводит удручающую статистику:— Тахографы стали обязательными для перевозок внутри России в 2010 году.

Мы внедряем их почти 10 лет. Помогает ли это контролировать режим труда и отдыха? Скорее нет, чем да! По части 2 ст.

11.23 КоАП (нарушение режима труда и отдыха) выписывается не более 5% от общего числа протоколов. Все остальные протоколы выписываются по части 1 (неоснащение ТС тахографами или оснащение ТС тахографами, не отвечающими «установленным требованиям» – эта формулировка сама по себе является спорной).

Алла Петрова приводит пример европейских стран, в которых тахографы не только повышают безопасность на дорогах, но и регулируют рынок труда, содействуют социальной защите водителей.— Если в России водители будут соблюдать режим труда и отдыха, то их количество придётся увеличить как минимум на 50%. Но если водитель будет работать меньше, то и получать он будет меньше, – объясняет эксперт.

– Есть и другая проблема, препятствующая соблюдению режима. Это отсутствие необходимой инфраструктуры.

Водитель, у которого в прицепе находится груз ценой в десятки миллионов рублей, не станет ночевать на обочине, даже если очень устанет.

Он будет ехать до ближайшей охраняемой стоянки, пусть и с закрывающимися глазами.

Поэтому прежде чем увеличивать штрафы, необходимо решить социальные вопросы и привести в порядок дорожную инфраструктуру. Алла Петрова также указывает, что большинство положений законопроекта направлено на внесение изменений в статьи КоАП (5.27, 12.31, 14.1), устанавливающие самостоятельные механизмы ответственности за нарушение режимов труда и отдыха, требований по допуску ТС к эксплуатации, лицензионных условий. Такой подход приведет к правовой неопределенности и выведет водителей из сферы социальной защищенности со стороны Трудового кодекса.

Законопроект не предлагает никаких новых механизмов, а просто некорректно перераспределяет существующие.Кроме того, существующие статьи уже КоАП устанавливают серьезные штрафы, например, за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27). Законопроект не учитывает наличие ст.

19.19 (о нарушениях метрологического законодательства), имеющей прямое отношение к тахографам и также устанавливающей большие штрафы.— Мы много лет проводим административную реформу, боремся с дублированием надзорных функций, – сетует Алла Петрова. — Зачем же принимать законопроекты, которые ничего, кроме дублирования штрафов, не предполагают?

А что, если тахограф сломался в пути?

В таком случае никакого взыскания не должно быть.

Единственное: должно быть доказано, что поломка произошла именно в рейсе. Потому как начинать движение с неисправным тахографом запрещено! Для доказательства следует перед выездом сделать распечатку с тахографа, а также (не помешает) и отметку в путевом листе об исправности устройства.

Чтобы при поломке тахографа в рейсе избежать штрафа за несоблюдение режима труда и отдыха, рекомендуется на оборотной стороне чека вручную расписать график управления автомобилем и перерывов от вождения.

Новый раздел ПДД 26 про нормы управления и тахографы — для кого?

20 декабря 2020 года вышло Постановление Правительства N 1733 о внесении в Правила Дорожного Движения под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха».Этот небольшой раздел почти копирует некоторые положения ЕСТР — «Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки», то есть документа, которым руководствуются российские автоперевозчики при осуществлении международных рейсов.Для радела взяты только те нормы, которые касаются максимальных периодов управления и минимальных периодов отдыха. Это: два по четыре с половиной часа управления с 45-ти минутным перерывом; 9 часов управления в день (или 10); 56 часов за неделю и 90 за две; а также суточный отдых 11 или 9 часов, и еженедельный отдых, 45-ти часовой или 24-х часовой.Раздел не является копией русского перевода соответствующих положений ЕСТР и написан по-своему, поэтому в нём есть погрешности, а также почему-то отсутствуют некоторые важные нормы, например — обязательное спальное место, либо отдых вне транспортного средства.Однако.

однако данный новый раздел ПДД нет смысла разбирать подробнее, поскольку в конце его имеется примечание:Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов. <.>А это означает, что данное нововведение не касается ни юридических лиц, ни индивидуальных предпринимателей (см.

статью 20 ФЗ N 196-ФЗ), ни наёмных водителей, — то есть практически никого из тех, кто реально ездит по дорогам.Поэтому собственно автоперевозчики по-прежнему должны руководствоваться 2004 года, к которому прилагается «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».Обратите внимание на разницу: «время управления» и «время труда и отдыха» — это разные понятия, разные документы, касающиеся разных лиц.То, что сейчас введено — касается физических лиц, а то, по чему перевозчики должны работать — касается индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и наёмных водителей.
статью 20 ФЗ N 196-ФЗ), ни наёмных водителей, — то есть практически никого из тех, кто реально ездит по дорогам.Поэтому собственно автоперевозчики по-прежнему должны руководствоваться 2004 года, к которому прилагается

«Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

.Обратите внимание на разницу: «время управления» и «время труда и отдыха» — это разные понятия, разные документы, касающиеся разных лиц.То, что сейчас введено — касается физических лиц, а то, по чему перевозчики должны работать — касается индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и наёмных водителей. И это — Приказ номер 15. Точнее — Приложение к этому приказу, в котором и содержится это самое

«Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

.Физические лица, к которым относится вновь принятый раздел 26 ПДД, не работают, они просто управляют.

Это те люди, которые везут свои частные грузы на своём автомобиле. Таких людей — ноль-ноль-ноль-ноль-один процент на трассе. Например, человек, который погрузил свою мебель в свой ГАЗон или КАМАЗ и перевёз в другое место.Такие люди, во-первых, никогда не будут управлять в течение такого количества времени (даже четыре с половиной часа — вряд ли) — ну, это другой вопрос.Главное, повторю, в том, что этот новый раздел ПДД не касается практически никого.

То есть он выпущен только для того, чтобы реализовывать обновлённую же статью КоАП 11.23 в её части касающейся физических лиц.Поэтому разбирать мы будем всё тот же самый 15-й Приказ, который никуда не делся, и по которому должны работать все грузоперевозчики и пассажироперевозчики.

То есть все профессиональные водители.Вот этот-то 15-й Приказ мы и разберём. Не весь, конечно, а лишь то что касается междугородных грузоперевозок.Большинство видео и текстовых страниц в сети посвящено нормам ЕСТР . И это не удивительно, ведь за нарушения режима труда и отдыха в Европе предусмотрены и выписываются серьёзные штрафы.А вот внутрироссийские нормы режима труда и отдыха водителей по причине отсутствия контроля на трассе практически никто никогда не соблюдал, поэтому они мало кого интересовали.

И это не удивительно, ведь за нарушения режима труда и отдыха в Европе предусмотрены и выписываются серьёзные штрафы.А вот внутрироссийские нормы режима труда и отдыха водителей по причине отсутствия контроля на трассе практически никто никогда не соблюдал, поэтому они мало кого интересовали. И даже более того — мало кто из водителей дальнобойщиков вообще о них знал.Кстати напомню, что при осуществлении внутрироссийской перевозки водитель в любом случае должен соблюдать российское Положение 15-го Приказа, а не европейские нормы — даже если на грузовике установлен тахограф ЕСТР и имеется карточка допуска к МАП.Если же данная конкретная перевозка международная, то есть между двумя странами (между Россией и ещё какой-то страной или между какой-то страной и Россией), то в этом случае нужно работать по нормам ЕСТР.Итак, до сих пор нормами 15-го Приказа по-настоящему руководствовались лишь большие государственные предприятия, например — городские автобусные парки.Однако 1 ноября 2020 года были введены серьёзные, практически европейские штрафы за несоблюдение РТО для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Напомню, что на ИП за переработку или недоотдых теперь, по обновлённой статье 11.23 КоАП, могут выписать от 15000 до 25000 рублей, причём независимо от того, сам ли ИП за рулём, или нанятый им водитель.Пока, судя по информации поступающей с трасс, контролирующим органам дана команда штрафовать в основном только за отсутствие тахографа, но в любой момент ситуация может измениться. Поэтому и стоит разобраться, что же это такое — российские нормы режима труда и отдыха водителей.

«Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

(далее для краткости будем называть его «15-й Приказ») разрабатывалось с учётом требований Трудового Кодекса Российской Федерации (ФЗ N 197), и в основном оно касается норм вообще для всех водителей, а не только для тех, кто проводит в пути несколько дней.

И это правильно, поскольку водитель-дальнобойщик как человек физиологически ничем не отличается от водителя-по-месту как человека. Поэтому и основополагающие нормы практически для всех водителей (как и для всех трудящихся) одинаковы, что отражено и в рассматриваемом нами 15-ом Приказе.Пункт 7 раздела II «Рабочее время» гласит:7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.То есть как это должно происходить, например, при шестидневной рабочей неделе:пришёл водитель на работу — время пошло. Медосмотр, проверка автомобиля, оформление документов и прочее (а по закону всё это — рабочее время) занимает минут 20 как минимум. Выехал. Три с половиной часа порулил — обед.

После обеда ещё три часа порулил — и на базу. На послерейсовые осмотры, проверки, оформление документов — минут 10.

Всё — рабочее время кончилось.Итого, максимум — 6 часов 30 минут вождения при 7-ми часовом рабочем дне. Можно ли так работать по межгороду? Можно, но ездить придётся долго, а дома бывать редко.Поэтому, чтобы увеличить время управления и, соответственно, пройденное расстояние, и, соответственно, время отдыха дома, законом допускается «суммированный учет рабочего времени».Читаем в пункте 8 раздела II «Рабочее время»:8.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.<.> Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.Означает это вот что: превышение допустимого количества рабочих часов в отдельные дни или недели возможно, но за месяц рабочих часов должно быть не более, чем при 40-часовой рабочей неделе. То есть в месяц можно тратить на работу (именно на всю работу, а не только на вождение) в среднем не более чем примерно 165 часов.Из этого следует также, что и минимальное количество часов или дней для отдыха в месяц должно быть одинаковым для всех водителей, независимо от того, по какому графику и на каких расстояниях они трудятся.Почему важно в первую очередь уяснить именно эту основу? Потому что на меньших масштабах, то есть на дневных и недельных, будет трудно понять, как это, например, может быть такое, что в законе установлены максимальный 8-ми часовой рабочий день и 9-часовой период вождения.Замечу также, что именно в масштабе месяца наиболее отчётливо выявляется основная суть норм режима труда и отдыха.А состоит она в том, что водитель должен отдавать самому себе взятое взаймы у самого себя время на нормальную жизнь.

Перерабатывая и недоотдыхая ты как бы залезаешь в долг перед самим собой, причём не только перед своим организмом, но и, по большому счёту, перед всей своей жизнью. И если ты хотя бы в течение месяца не отдаёшь этот долг, ты просто кидаешь самого себя, отнимая у себя же положенные тебе отдых и свободное время. (И, кстати, при этом косвенно принуждаешь к тому же самому своих коллег).Итак, суммированный учёт позволяет превышать нормальное количество рабочих часов в день и в неделю, позволяя вырабатывать положенное на месяц ограниченное количество часов не в течение месяца, а в течение примерно трёх недель, после чего оставшаяся неделя с небольшим должна стать обязательной для отдыха.Обратите внимание — речь пока идёт не о количестве часов вождения, а о количестве всего рабочего времени.Но нельзя ли ещё быстрее, то есть нет ли возможности отработать эти примерно 165 часов не за три, а, скажем, за две недели?Нет, такой возможности нет из-за ограничений:

  1. минимального времени ежедневного и еженедельного отдыха.
  2. максимального времени управления;
  3. максимальной продолжительности ежедневной работы;

Читаем дальше Приложение к 15-му приказу.Раздел II «Рабочее время», пункты 9 и 10:9.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пункт[ом] 10 <.> Положения.10.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.И опять же — речь пока не о времени управления, а о продолжительности всей ежедневной работы, которая включает в себя не только вождение. Прочитаем про некоторые другие виды деятельности в пункте 15:15.

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов: подготовительно-заключительное время <.> (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; <.> время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов <.>; время проведения работ по устранению <.> неисправностей;.»и даже.«время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.Итак, при суммированном учёте вообще работать (не только управлять) можно ежедневно не более 10 часов. Но допускается и 12 часов. Причём использование данного допуска при междугородной перевозке ничем не лимитировано, разве что в этом случае надо заканчивать смену вождением, а не какой-либо другой работой, ведь допуск этот сделан, как сказано, «чтобы дать водителю возможность доехать до <.> места отдыха».Всё о чём шла речь до сих пор, то есть продолжительность рабочего времени, находится в основном в сфере трудовых отношений, на дороге не проверяется и по пункту 3 статьи 11.23 КоАП не наказывается.Однако понятие «Ежедневная работа» или иначе «смена» нам ещё понадобится. Дело в том, что в 15-ом Приказе, в отличие от ЕСТР, нет 24-х часового принципа назначения периодов отдыха водителя (за одним исключением).

Поэтому, например, ежедневный отдых в российских нормах определяется как «междусменный», то есть между двумя рабочими сменами, тогда как в ЕСТР это отдых в течение каждого 24-часового периода по окончании предыдущего периода отдыха — ежедневного или еженедельного.То есть рассматривать российские нормы управления и отдыха придётся с привязкой к рассмотренным только что российским нормам ежедневной работы (смены).Теперь перейдём к рассмотрению собственно тех норм, за несоблюдение которых установлены штрафы в пункте 3 статьи 11.23 КоАП.
Поэтому, например, ежедневный отдых в российских нормах определяется как «междусменный», то есть между двумя рабочими сменами, тогда как в ЕСТР это отдых в течение каждого 24-часового периода по окончании предыдущего периода отдыха — ежедневного или еженедельного.То есть рассматривать российские нормы управления и отдыха придётся с привязкой к рассмотренным только что российским нормам ежедневной работы (смены).Теперь перейдём к рассмотрению собственно тех норм, за несоблюдение которых установлены штрафы в пункте 3 статьи 11.23 КоАП.

Прочитаем первый абзац этого пункта:3.

Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха – влечёт.и так далее.Итак, на трассе могут штрафовать либо за превышение времени управления, либо за недостаточную продолжительность отдыха.Так что переходим к тем пунктам 15-го Приказа, которые определяют время управления и время отдыха.Читаем только то, что касается перевозок обычных грузов (то есть не тяжеловесных и крупногабаритных).16. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пункт[е] 17.)17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю.

При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).Здесь уместно заметить, что два этих пункта — единственное в чём схожи 15-й Приказ и ЕСТР. Во всём остальном — это разные нормы!Итак, максимальное ежедневное время управления (имеется в виду общее суммарное время управления за смену) — 9 часов, и два раза в неделю допускается вождение в течение 10 часов. Оба варианта влезают в растягиваемую от 10 до 12 часов ежедневную работу (смену).

Здесь всё понятно.Что же касается недельного и двухнедельного количества максимального времени управления, то оно тесно связано с другой нормой — с минимальной продолжительностью еженедельного непрерывного отдыха, которая согласно пункту 26 должна составлять не менее 42 часов.(Для тех кто знаком с ЕСТР, сразу скажу, что никакого сокращённого еженедельного отдыха в российском РТО не предусмотрено — только полный.)Так вот, наличие обязательного еженедельного 42-х часового непрерывного отдыха означает, что на рабочие смены и междусменные отдыхи в оставшуюся часть недели остаётся 5 суток плюс 6 часов.Поэтому по-нормальному на каждой неделе надо ездить так: 5 дней по 9 часов управления (то есть в сумме — не более 45 часов управления). Соответственно, за две таких недели получится, как и положено, 90 часов управления.А можно и до 56 часов управления в неделю, но тогда в другую неделю останется: 90 минус 56 = 34 часа управления.Но как вообще можно выкатать 56 часов за 5 дней, ведь при этом должно получиться более 11 часов вождения за смену при положенных 9 или 10?Для этого надо считать не сутками, а периодами состоящими из ежедневной работы (смены) и ежедневного (междусменного) отдыха (о котором речь ещё впереди).Так вот, если сложить смену и отдых, то может получиться в среднем не 24 часа, а чуть больше 20 часов:— соответственно за пять с лишним суток таких периодов будет чуть больше шести, что и составит около 56 часов вождения:А теперь рассмотрим норму, которая в наибольшей степени отличается от подобной нормы в ЕСТР.Это максимальная продолжительность периодов управления и минимальная продолжительность перерывов между ними.19.

Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа.

В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.То есть никаких

«четырёх с половиной часов управления и сорока пяти минутного перерыва»

, как в ЕСТР, в наших нормах РТО пока нет.Для начала нужно понять, что означают эти 4-х или 2-х часовые периоды вождения.Иногда их называют периодами непрерывного вождения, но это не так. В них могут быть перерывы, например 2, 5, 10 или даже 14 минут. Но они не будут засчитываться как обязательные «специальные перерывы для отдыха от управления».

Таковыми могут быть только перерывы продолжительностью 15 минут и более.Согласно нашему 15-му Приказу эти «специальные перерывы» относятся к рабочему времени (смотрите пункт 15. б)), и соответственно не являются отдыхом.Но они относятся к перерывам, поэтому в тахографе должна ставиться «кровать».В целом всё вроде бы понятно и по максимуму должно быть примерно так:[ 4 ч управления ] — 15 мин перерыв — [ 2 ч управления ] — 15 мин перерыв — [ ещё 2 ч управления ] — и опять 15 мин перерыв — [ и последние 1 или 2 ч управления ], после которых — междусменный отдых.Но здесь не учтена ещё одна отличительная черта российского РТО, который вынужден постоянно оглядываться на Трудовой Кодекс, — это особенный перерыв для отдыха и питания.Согласно пункту 24 этот перерыв предоставляется продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, причём при совпадении с 15-ти минутным, 30-ти минутный должен его заменять (поглощать).
б)), и соответственно не являются отдыхом.Но они относятся к перерывам, поэтому в тахографе должна ставиться «кровать».В целом всё вроде бы понятно и по максимуму должно быть примерно так:[ 4 ч управления ] — 15 мин перерыв — [ 2 ч управления ] — 15 мин перерыв — [ ещё 2 ч управления ] — и опять 15 мин перерыв — [ и последние 1 или 2 ч управления ], после которых — междусменный отдых.Но здесь не учтена ещё одна отличительная черта российского РТО, который вынужден постоянно оглядываться на Трудовой Кодекс, — это особенный перерыв для отдыха и питания.Согласно пункту 24 этот перерыв предоставляется продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, причём при совпадении с 15-ти минутным, 30-ти минутный должен его заменять (поглощать). Но что значит «предоставляется» — должен ли водитель в обязательном порядке делать вместо одного из 15-ти минутных перерывов 30-ти минутный перерыв?

Судя по формулировке пункта 19 — да, должен.И таких расплывчатостей в 15-м Приказе много.Итак, мы перешли к рассмотрению последнего, третьего раздела Положения 15-го Приказа, который определяет Время Отдыха.Читаем четвёртый абзац пункта 25:25. <.>На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.На первый взгляд этот пункт почти копирует соответствующее положение ЕСТР.Однако существенное отличие в том, что в ЕСТР не предусмотрена компенсация за сокращенные ежедневные периоды отдыха, то есть за «девятки», а по нашему закону такая компенсация полагается.

То есть если на неделе будет три сокращённых ежедневных междусменных отдыха (по 9 часов вместо 11), то эти часы (11-9)*3=6 — эти 6 часов должны быть добавлены ко времени отдыха до конца следующей недели.Должны ли они быть к чему либо присоединены целиком — то ли к еженедельному отдыху, то ли к междусменному, или их можно разделить, или они могут «отдыхаться» отдельно — непонятно, и это ещё одна неопределённость.Читаем пункт 25 дальше:25.

<.>В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов.

<.>То есть как и ЕСТР, наш РТО тоже позволяет разбивать ежедневный отдых на части, но, опять же, со своими особенностями: частей может быть не только две, но и три, причём одна из них — не менее 8 часов, а всего «междусменный» отдых в этом случае должен быть увеличен до 12 часов.Тут могло бы возникнуть уже совершенно явное несоответствие: как это отдых может быть «междусменным», если он разбит на части внутри одной смены? Поэтому здесь нашим законотворцам пришлось таки (единственный раз!) прибегнуть к гораздо более понятной опоре на 24 часа, как это сделано в ЕСТР.И всё же неопределённость опять получилась: во первых не определено, от какого именно момента начинается или каким моментом заканчивается этот 24-х часовой отсчёт для распределения частей отдыха; а во-вторых, восьмичасовая часть отдыха может быть даже в начале смены (в отличие от ЕСТР, где её аналогу строго полагается второе место), что фактически допускает возможность сокращения междусменного отдыха до любого значения — хоть до часа (вместо 11 или 9).И завершается 25-й пункт допущением, касающимся скорее не времени отдыха, а времени вождения:25. <.>На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.Вроде бы полезный допуск, но тоже с нестыковками: как может наступить междусменный отдых, когда водитель ещё едет, то есть когда смена ещё не закончилась?

Ведь междусменный отдых у нас определяется именно окончанием смены, а не обратным отсчётом от конца 24-х часового периода как в ЕСТР? То есть по данному абзацу получается, что водитель может продолжать управлять автомобилем закончив смену, то есть ехать уже как бы отдыхая и подыскивая парковку?И что вообще означает «вправе следовать» — вправе превышать 9-ти или 10-ти часовое время управления?

Или «следовать» означает бросить автомобиль и идти до стоянки пешком?А за сколько времени до окончания смены водитель должен предусматривать место для стоянки?Да и вообще, зачем этот допуск, когда уже есть пункт 10, прочитаем его ещё раз:10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.И наконец, читаем последний важный для нас пункт — 26-й:26.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.Пункт вроде бы тоже похожий на ЕСТРовский, но на самом деле совершенно от него отличающийся.Самое главное отличие — у нас не определен максимальный промежуток между еженедельными отдыхами. Поэтому их можно поставить где угодно — в конце недели, в начале, в середине.И может получаться так, что на первой неделе еженедельный отдых в начале недели, а на второй — в конце, и в результате можно работать 10 дней подряд.Второе — у нас нет сокращённого 24-х часового варианта еженедельного периода отдыха. То есть в любом случае этот отдых должен быть продолжительностью не менее 42-х часов.Третье — в ЕСТР ежедневный отдых может быть поглощён еженедельным, а по нашему — ежедневный стыкуется с еженедельным, то есть прибавляется к нему.

Здесь кстати возникает тот же парадокс: если ежедневный междусменный отдых определяется окончанием и началом смены, то как можно присоединить к нему другой отдых, ведь в этом случае ежедневный междусменный отдых либо не начнётся, либо не закончится?Ну и четвёртое — не 45 часов, а 42 — опять же для согласования с Трудовым Кодексом.Итак, мы закончили рассмотрение Приложения к приказу Минтранса N 15, то есть

«Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

.С одной стороны — он жёстче ЕСТР, с другой — нечёткость и расплывчатость некоторых положений, а также отсутствие списка определений позволяют свободнее варьировать график работы.Но раз нет чёткости, то не получится построить понятную и простую схему ни для водителей, ни для предпринимателей, ни для контролёров на трассе.Можно порекомендовать лишь усреднённый график, который может выглядеть так:Первая часть «ежедневного рейсового периода» (назовём его так) — это ежедневная работа (смена) продолжительностью не более 12-ти рабочих часов, разделённая обеденными перерывами.В течение этой смены можно управлять автомобилем в сумме не более 9 часов (два раза в неделю допускается 10 часов).Управление должно прерываться 15-ти минутными перерывами, первый из которых — не более чем через 4 часа вождения, остальные — не более чем через каждые 2 часа вождения. Вместо одного из таких перерывов или в другое время смены должен быть перерыв для отдыха и питания не менее 30 минут.Вторая часть «ежедневного рейсового периода» — это ежедневный (междусменный) отдых продолжительностью не менее 11 часов.Три раза в неделю допускается 9 часов.При использовании всего максимально возможного количества часов для вождения в день, таких «ежедневных рейсовых периодов» будет 10 за две недели.Важно обратить внимание вот на что:

  1. во-первых, все эти нормы говорят о максимальном времени управления и минимальном времени отдыха, но при этом никто не запрещает ехать меньше или отдыхать больше;
  2. а во-вторых, все «послабления», как то — управление 2 раза в неделю по 10 часов или сокращённые междусменные отдыхи по 9 часов и прочие допуски — прописаны вовсе не для нормальной повседневной работы, а для учитывания случающихся дорожных ситуаций, из-за которых можно не уложиться в обычные нормы.

В связи с этим есть повод задуматься о том, насколько же перевёрнуто сознание водителей, особенно дальнобойщиков!Если большинство нормальных людей хотят больше выходных и меньше работать, то водители всеми правдами и неправдами ищут возможностей увильнуть от отдыха и работать больше!Это — следствие порочной практики оплаты труда дальнобойщиков в зависимости от количества пройденных километров (а то и в процентах от стоимости перевозки!). И эта практика является корнем всех проблем перевозчиков, в том числе — нечестной конкуренции, низких ставок и высоких рисков!Среди аргументов приводимых противниками соблюдения РТО наиболее часто выдвигается следующий: в России нет инфраструктуры для соблюдения Режима Труда и Отдыха, а дорожная ситуация трудно предсказуема.С этим сложно не согласиться.

Но ведь всё решаемо — с помощью правильных законов.

Для этого в наши нормы необходимо ввести пункт подобный Статье 9 ЕСТР под названием «Изъятия». Процитирую эту европейскую(!) норму:Для того чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящего Соглашения в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся в транспортном средстве лиц, транспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель должен указать характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листке или на распечатке контрольного устройства или в своей ведомости не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.Вот так всё просто, понятно и по-человечески.Но наши законотворцы упорно не хотят вводить такое положение, и ставят вместо этого какие-то нелепые допуски, подобные разобранному нами выше в пункте 25, или тому, что сейчас ввели для физических лиц в ПДД (то есть ещё плюс 1 час управления).Видимо они считают, что все водители поголовно начнут ежедневно и постоянно превышать время управления, а затем писать на распечатке какие угодно причины.Но ведь это легко проверяется, а даже если и не проверить, то ведь совершенно ясно, что если перевозчик пользуется этим постоянно, то его надо привлекать к ответственности, а если раз-другой в месяц, то ничего страшного в этом нет при наших пробках, зимах и ремонтах.Кто-то скажет, что такая норма есть в 36-ом Приказе, но там сказано так:Приложение 3, п.12В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.И всё.

И это не даёт водителю никаких прав.Возникает и такое предложение: а не перейти ли России на ЕСТР и на внутренних перевозках?Ведь европейские нормы отточены десятилетиями реальной эксплуатации, поэтому они проще, понятнее, а главное — не имеют расплывчатостей и неопределённостей как в нашем Положении 15-го Приказа.Но полностью перейти не получится хотя бы потому, что у нас теперь свои особенные национальные тахографы.А вот сами принципы установки норм режима труда и отдыха можно и нужно изменить на те, что используются в ЕСТР — например, междусменный принцип — на 24-х часовой, и так далее.7.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

<.>Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 <.> Положения.10.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:а) время управления автомобилем;б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;е) время простоев не по вине водителя;ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17 <.> Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.17.

При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).19.

Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.24.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.<.>25. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.

В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 <.>, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.26.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

просмотров за сегодня, всего.

2 b5917113e7184559b99ff94fd0313986 article

Варианты учета рабочего времени

Изначально нужно отметить, что для всех водителей грузовых авто должны быть составлены грамотно продуманные графики работы.

Это специальные схемы по часам работы, которые составляются руководителями компании и доводятся до сведения каждого водителя. В подобных графиках, которые составляются на месяц, обязательно должны быть отражены все рабочие дни и строго с указанием начала и окончания рабочего дня или смены. Обозначается время перерыва на обед или иной вид принятия пищи, а также дни законного еженедельного отдыха.

Для водителей грузовых автомобилей, работающих в современных компаниях, существует два типа и категории рабочего времени:

  • Суммарный учет общего рабочего времени. Речь идет о длительности рабочих дней, которая может отличаться несколько отличаться. Установленные более длинные дни, которые по некоторым причинам не укладываются в принятые нормы, а также общее количество часов рабочего времени, должны находиться строго в пределах нормы.
  • Ежедневный учет рабочего времени, то есть длительного рабочего дня, которая находится в установленных законом пределах.

Каждый из перечисленных видов и категорий распределения рабочего времени стоит рассмотреть более подробно. Это поможет понять особенности разработки режиме отдыха и трудового времени в зависимости от многочисленных сопутствующих факторов.

Что считается правонарушением

Если еще совсем недавно инспекторы ГИБДД не всегда обращали внимание на тахограф, то сегодня все изменилось. Ужесточение норм привело к тому, что все больше грузовых машин и автобусов оснащаются приборами учетами, и это правильно.

За порядком на дорогах следят:

  1. инспекторы ГИБДД;
  2. сотрудники транспортной инспекции, именуемой Ространснадзором.

Все они в обязательном порядке проходят обучение и умеют снимать показатели тахографа. Правонарушения, которые они могут зафиксировать:

  1. неисправность или его сознательная блокировка;
  2. отсутствие прибора учета;
  3. нарушение норм труда и отдыха.
  4. несоответствие прибора установленным нормам (например, использование устаревшей модели без СКЗИ;

Если тахограф установлен незаконно, с нарушением норм и правил, то считывать информацию о нарушениях длительности отдыха инспектор не будет. В этом нет никакого смысла. Иногда случается так, что водитель не понимает, что входит в рабочее время и подразумевает под ним только вождение.

Это распространенное заблуждение. Время труда также включает:

  1. осмотр автомобиля перед выездом, замена деталей, устранение неполадок;
  2. простой, возникший по вине третьей стороны.
  3. прохождение медицинского осмотра перед рейсом;

Все эти нюансы позволят избежать ошибок при эксплуатации тахографа.

При принятии водителя на работу работодатель обязан объяснить новичку нормы труда, провести обучение для ведения учета времени, отведенного на труд и отдых. К тахографу выдается карта. У инспекторов также имеются такие карты для считывания информации во время проверки.

Нужно отметить, что прибор запоминает все карты, а те в свою очередь запоминают коды приборов.

К рабочему времени относят следующие виды деятельности:

  1. Перерывы на отдых от процесса управления автомобилем на всем протяжении пути или в местах прибытия.
  2. Охрана транспортируемого груза на промежуточных и конечных остановках.
  3. Стоянка на местах погрузки и разгрузки продукции.
  4. Управление транспортным средством.
  5. Ремонт неисправностей транспортного средства, возникших во время передвижения.
  6. Действия подготовки транспортного средства перед поездкой и после нее.
  7. Нахождение на осмотре медработниками перед началом пути и по его окончанию.
  8. Нахождение на рабочем месте, без выполнения управления транспортным средством, при сменной работе двух водителей в рейсовой поездке.
  9. Простои, образовавшиеся не по причине деятельности шофера.

Штраф за отсутствие карточки тахографа

Чтобы индентифицировать конкретного водителя и сохранить информацию о его деятельности, полученную с помощью тахографа, применяются специальные карты водителя.Такие карты водители получают, обратившись (лично или через работодателя) с заявлением в специализированную компанию. Срок действия карты – 3 года.

В зависимости от вида устройства, с которым предстоит работать, получают карты соответствующего образца — для российских тахографов (СКЗИ) при передвижениях в пределах страны, или для европейских (ЕСТР) при межгосударственных перевозках.Выпуск транспорта и его движение без карты водителя или с неисправной картой трактуется как нарушение правил использования тахографа, поскольку при этом невозможна нормальная фиксация времени водительской работы и отдыха. Поэтому и штраф за отсутствие карты водителя для тахографа будет точно таким же, как при отсутствии самого устройства.При неисправности, повреждении или утере карты необходимо обратиться за ее новым экземпляром в организацию, в которой она была получена.

На это дается не более 7 календарных дней. В противном случае (согласно новой редакции ст. 11.23 КоАП РФ) штраф за отсутствие карты тахографа грозит как водителю (3-5 тыс.

руб.), так и перевозчику (20-50 тыс. руб.) и должностному ответственному лицу (7-10 тыс.

руб.). просмотров за сегодня, всего. 7 fd664cf9382c4eda842f282bf2ab30dc article 21b3b6d5-66d5-e911-bb99-0cc47af30c1b

Есть ли у организации возможность избежать штрафа?

Да, в КоАП РФ добавлено примечание, согласно которому юрлица и должностные лица несут ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей в случае, если оно совершено в результате фактического установления ими для таких работников времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов.

Иными словами, если водитель переусердствует в управлении автомобилем по собственной инициативе, работодатель оштрафован не будет.

Отсутствие тахографа

Помимо соблюдения режима труда и отдыха, юрлица и ИП, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами (ч. 1 Закона № 196-ФЗ). Тахограф — это техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Сейчас за управление транспортным средством при перевозке грузов или пассажиров без тахографа предусмотрен штраф для граждан (от 1 тыс.

до 3 тыс. рублей) и для должностных лиц (от 5 тыс. до 10 тыс. рублей). Комментируемый закон предусматривает возможность привлечения к ответственности, в том числе, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, выпуск на линию транспортного средства без тахографа либо с нарушением требований к его использованию (за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию ТС) влечет штраф:

  1. для должностных лиц — в размере от 7 тыс. до 10 тыс. рублей;
  2. для индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей;
  3. для юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

Также увеличился штраф для водителей.

За управление транспортным средством без тахографа или с нарушением требований ему придется заплатить от 3 тыс.

до 5 тыс. рублей.19 360 Обсудить на форуме Поделиться19 36019 360 Обсудить на форуме Поделиться19 360Популярное за неделю182 41611 5438 54730 78786 717

Больше штрафов – меньше нарушителей

Несмотря на несовершенство действующего законодательства, большие транспортные компании предпочитают с ним ладить. — Сегодня тахографами не пользуются в основном индивидуальные предприниматели и частники, – рассказывает руководитель компании Сергей Скнарин. – Крупные организации уже оснастили свои автопарки современными тахографами или занимаются этим в настоящее время.Количество нарушителей, уверен наш собеседник, снизится тогда, когда размер штрафа будет сопоставим со стоимостью самого оборудования.

Производители и дистрибьюторы тахографического оборудования, по его словам, сегодня отмечают лишь незначительное увеличение спроса. Ажиотаж может наступить осенью, когда использование тахографов станет обязательным для физических лиц, а размер штрафов за их отсутствие возрастёт. — Эти нововведения направлены на обеление рынка.

Главная цель, которую преследуют авторы законопроекта – борьба с теневым сектором.

И хотя определенный процент «серых» перевозчиков будет оставаться всегда, со временем их будет становиться всё меньше и меньше.

Сергей Скнарин уверен: эффективность борьбы с серыми перевозчиками зависит от того, как часто санкции и штрафы будут применяться к нарушителям.

Как вы относитесь к решению, что вину должностного лица нужно еще доказать?

Правильно сделали. У нас любят содрать с невиновныхДвояко. Вину водителя, получается, доказывать особо и не нужно.Мне все равно.

Главное, чтобы все соблюдали законРезультатыГолосовать Размер взысканий, которые введены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, значительно возрос по сравнению с предыдущим вариантом закона.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+