Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Как устанавливается водоохранная зона проток

Как устанавливается водоохранная зона проток

Как устанавливается водоохранная зона проток

Понятие охраняемой зоны


Областью охраны природной площади, относящейся к ведению Водного Кодекса РФ считают прибрежные районы речек, каналов, морей, водохранилищ, озер, ручьев, которые сопоставляются с жилищными поселениями и любыми видами деятельности человека. На этих территориях устанавливают специальный режим в отношении хозяйственной и другой человеческой занятости, которые предотвращают все виды загрязнений, засорений, заилений водного объекта и сохраняют его от истощения и потери биоресурсов: животных и растений.

Протяженность водного источника влияет на размер (радиус) охраняемой территории:

  1. 50-100 км – 200 м;
  2. 10-50 км – 100 м;
  3. 200-500 км – 400 м;
  4. 100-200 км – 300 м;
  5. 10 км – 50 м;
  6. 500 км и больше – 500 м.

Определяют размеры в ширину для того, чтобы защитить места нерестового скопления промысловых рыб, участки нагула, ямы для зимовок и сохранения экологии конкретной площади. Ширина прибрежной полосы должна быть не меньше 100 м и не зависит от уклона склонов, холмов и прилегающих участков.

Радиус истоков ручьев и рек всегда равняется 50 м. Охраняемые границы областей могут обозначаться информационными знаками. При отсутствии таких знаков не наступает освобождение лица от ответа за нарушение пользованием охраняемой зоной.

Важно! Участки рек, заключенные в коллекторы закрытого типа, не относятся к территориям, которые охраняются Водным Кодексом.

Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 10 января 2009 года N 17(с изменениями на 30 ноября 2020 года)________________* Наименование в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2020 года .1.

Настоящие Правила определяют порядок установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначения на местности посредством специальных информационных знаков (далее — установление границ).(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2020 года .2.

Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.3.

Установление границ осуществляется:органами государственной власти субъектов Российской Федерации — при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации;(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2016 года .Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами — в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2016 года .4. В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ;б) графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2020 года .в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;г) обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков.(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2020 года .4_1.

При установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории.Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, подготавливают сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее — сведения о границах). Форма графического описания местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, требования к точности определения координат характерных точек указанных границ, формату электронного документа, содержащего сведения о границах, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2020 года .(Пункт дополнительно включен с 13 мая 2016 года )5. Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения:а) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр;б) в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия);в) в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2020 года .5_1.

Пункт дополнительно включен с 13 мая 2016 года ; утратил силу с 11 декабря 2020 года — .6.

Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.7. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи земельных участков, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, обеспечивают беспрепятственный доступ представителей органов государственной власти, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в целях осуществления размещения на соответствующих земельных участках специальных информационных знаков и поддержания их в надлежащем состоянии.8. Образцы специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

*8)Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО «Кодекс»

Лазейка в законе для рыбаков и отдыхающих на берегу рек и водоёмов

Лазейка для рыбака в рыболовном законе заключается в том, что любая водоохранная зона должна быть размечена погранично и указана на картах. Теперь обратимся к букве закона и посмотрим, что сказано.

Приведу цитаты из закона о рыбалке (статья 65 ВК — водного кодекса): ВК РФ Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

  • Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
  • В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. (КонсультантПлюс)

Из выше приведенного делаю вывод, что водоохранная зона — это охраняемые места не просто территории, примыкающие к воде, но и где устанавливается спецрежим для осуществления хозяйственной деятельностью.

Затем глянул в правила установки границ этих водоохранных зон.

И вот что я там обнаружил: Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 29.04.2016) «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» Опять же цитата:

  • Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
  • Настоящие Правила определяют порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (далее — установление границ).

Советую к прочтению: и ещё

  • В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. 4(1). При установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории.

и еще 5(1). Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Что такое водохранная зона

Самый главный документ, с которым должны сверять свои действия собственники участков на берегах водоемов – Водный кодекс РФ. Он, в частности, определяет право собственности на водные объекты.

Согласно Водному кодексу,частным может быть только прудик внутри участка. Ручьи, озера и речки частными быть не могут.Территории, которые примыкают к границам водоемов – водоохранные зоны.

В них установлен специальный режим хозяйственной деятельности.

В границах этих водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на которых вводятся еще более строгие ограничения. Внутри прибрежных защитных полос есть еще береговые полосы общего пользования.SkayUoker74Участник FORUMHOUSEВодоохранная зона, как матрёшка, включает в себя три зоны с различными ограничениями в каждой из этих зон.Представим, что мы выходим из водного объекта на свой участок на берегу.

Первое, что мы пересекаем – береговая линия, которая обозначает границу водного объекта. От нее тянется береговая полоса (в большинстве случаев 20 метров, в некоторых – 5 метров).

  1. 5 метров – для каналов и коротких речек и ручьев (менее 10 км от истока до устья).
  2. 20 метров – для всех водоемов, кроме каналов и ручьев с длиной от истока до устья менее 10 км;

Береговую полосу нельзя приватизировать, она – для общего пользования.

Ширина прибрежной защитной полосы зависит от того, каков уклон у берега

  1. Для обратного или нулевого уклона – 30 метров;
  2. Для уклона более трех градусов – 50 метров.
  3. Для уклона до трех градусов – 30 метров;

При покупке участка на берегу водоема обращайте внимание на рельеф берега!

Что запрещено в прибрежной полосе

В границах этой линии нельзя совершать следующие действия (статья 65 ВК РФ):

  • Проведения мер по борьбе с вредными организмами с помощью авиации.
  • скотомогильников;
  • Применение пестицидов и ядохимикатов.
  • Установление следующих построек:
    • скотомогильников;
    • кладбищ;
    • мест захоронения отходов производства и потребления, взрывчатых, химически, а также токсических и ядовитых веществ;
    • складов горюче-смазочных материалов;
    • пунктов хранения радиоактивных отходов.
  • пунктов хранения радиоактивных отходов.
  • Использование сточных вод для регулирования плодородных почв.
  • Сброс сточных и дренажных вод.
  • складов горюче-смазочных материалов;
  • мест захоронения отходов производства и потребления, взрывчатых, химически, а также токсических и ядовитых веществ;
  • кладбищ;
  • Установка заправок и станций технического осмотра (исключением является расположение этих построек на территории портов, судостроительных и ремонтных организаций).
  • Размещение специальных хранилищ с пестицидами и агрохимикатами.
  • Разведка и добыча полезных ископаемых.
  • Движение и стоянка транспортных средств (исключением является специализированная техника, а также использование для передвижения и стоянки особых мест с твердым покрытием).

Особое внимание уделяется сохранению растительного мира. В связи с этим физическому лицу запрещается:

  1. загрязнять водоохранные территории;
  2. выпасать скот.
  3. заниматься распашкой земель;

В некоторых местах может быть запрещено кормление животных, обитающих в пределах охраняемой области. Подобные меры позволяют сохранять экосистему.

Вывод: если нет водоохранной зоны, то и не все правила распространяются на этот участок реки

Вот в связи с этими пунктами я решил, что раз на кадастровом плане и в ЕГРН (Единый госреестр недвижимости) никакой водоохранной зоны не указано и ничем не обусловлено, то я преспокойно могу рыбачить (ловить рыбу) и отдыхать.Раз место не обозначено ни одним номером (таких всего скорее мало, но они есть), не внесено в кадастровый план и в реестр, то это и не водоохранная зона.И при разногласии с рыбинспектором и при составлении протокола, следует внизу под своей подписью внести соответствующую запись. Мол инспектор не прав, так ка место рыбалки и отдыха не относится к водоохранной зоне.И я так думаю, здесь не имеют права штрафовать, если конечно не нарушил другие нормы и правила вылова.

К примеру, за подъезд к воде ближе чем на 50-200 метров (совсем недавно я уже рассказывал — ссылка в конце публикации).Есть ли у кого-то из вас опыт с такой информацией, может быть кто-нибудь сталкивался уже — расскажите в комментариях.А кому интересно проверить условный участок водоёма на наличие водоохранной зоны — вперед на .Чтобы проверить свой условный участок, попадает он под охрану водных ресурсов или нет, следует в этой Публичной кадастровой карте в пункте «Управление картой» отметить галочкой «Зоны с особыми условиями использования территории» и начать поиск.Следите за моим каналом — дальше ещё интереснее будет!Советую к прочтению:Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)!
К примеру, за подъезд к воде ближе чем на 50-200 метров (совсем недавно я уже рассказывал — ссылка в конце публикации).Есть ли у кого-то из вас опыт с такой информацией, может быть кто-нибудь сталкивался уже — расскажите в комментариях.А кому интересно проверить условный участок водоёма на наличие водоохранной зоны — вперед на .Чтобы проверить свой условный участок, попадает он под охрану водных ресурсов или нет, следует в этой Публичной кадастровой карте в пункте «Управление картой» отметить галочкой «Зоны с особыми условиями использования территории» и начать поиск.Следите за моим каналом — дальше ещё интереснее будет!Советую к прочтению:Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)!

Подпишитесь на мои рыбацкие хитрости, ставьте палец вверх и расскажите друзьям в социальных сетях!

Установление охранных зон для водных объектов особого значения

В соответствии с действующим российским законодательством зонирование территорий, прилегающих к урезу воды различных водных объектов общего пользования, направлено на обеспечение свободного доступа граждан (береговая полоса) и предотвращение негативного воздействия на экологическую обстановку водоемов и водотоков (водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, рыбоохранная зона).

При экологическом проектировании ряд вопросов может вызвать установление размеров зон особого режима природопользования вблизи береговой линии некоторых водных объектов и ограничений деятельности в их границах.

СЛОВАРЬ Водоохранные зоны — территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; в ред.

от 28.12.2013; далее — ВК РФ). Можно сказать, что водоохранная зона является неким аналогом санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для предприятий с той лишь разницей, что СЗЗ устанавливается для минимизации негативного воздействия промышленных загрязнений на прилегающие территории (в первую очередь, селитебные), а водоохранная зона предназначена для защиты водного объекта от возможных негативных воздействий хозяйственной и промышленной деятельности на побережье. В отличие от СЗЗ, размеры которых могут значительно варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от класса опасности предприятия и результатов оценки зоны его воздействия (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

), размеры водоохранных зон четко определены Водным кодексом в зависимости от вида и размера водного объекта (пп.

4–10 ст. 65 ВК РФ) и без учета ландшафтных характеристик прибрежной зоны, степени эвтрофированности водоема и его способности к самовосстановлению, а также интенсивности предполагаемой деятельности, оказывающей негативное воздействие на водный объект. В соответствии с ч. 2 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в границах которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в границах которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Размеры прибрежных защитных полос, определяющиеся в общем случае чч. 11, 12 ст. 65 ВК РФ, не превосходят размеров водоохранных зон, что следует из ч.

2 ст. 65 ВК РФ. В то же время ч.

13 ст. 65 ВК РФ устанавливает ширину прибрежной защитной полосы водного объекта (реки, озера, водохранилища), имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), в 200 м независимо от уклона прилегающих земель.

Таким образом, для озер, водохранилищ и рек протяженностью менее 50 км прибрежная защитная полоса выходит за границы водоохранной зоны, что противоречит ч. 2 ст. 65 ВК РФ. Размеры прибрежных защитных полос, установленные Водным кодексом для различных водных объектов, практически совпадают с размерами рыбоохранных зон, устанавливаемых в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ

«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

; в ред.

от 12.03.2014; далее — Федеральный закон № 166-ФЗ) в соответствии с Правилами установления рыбоохранных зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.10.2008 № 743. СЛОВАРЬ Рыбоохранной зоной является территория, прилегающая к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, на которой вводятся ограничения и устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности (чч.

1, 2 ст. 48 Федерального закона № 166-ФЗ). Отметим, что в Федеральном законе № 166-ФЗ не прописано, какие именно ограничения и особые режимы предусматриваются для рыбоохранных зон. Порядком установления на местности границ рыбоохранных зон, утвержденным Приказом Росрыболовства от 15.12.2008 № 410, определяется процедура установления на местности границ рыбоохранных зон посредством размещения специальных информационных знаков.

Основанием для размещения специальных знаков являются приказы Росрыболовства об установлении рыбоохранных зон. К СВЕДЕНИЮ Судя по опубликованным приказам Росрыболовства об установлении рыбоохранных зон (например, приказы от 26.10.2011 № 1040

«Об установлении рыбоохранных зон водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Алтай, Алтайского края и Астраханской области»

и от 20.11.2010 № 943 «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей»), особые условия использования этих зон данными приказами также не регламентируются. В связи с жестким регламентированием нормами Водного кодекса размеров водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы остается не вполне ясной ситуация при осуществлении проектирования вблизи водных объектов особого значения.

Рассмотрим в качестве примера Онежское озеро.

Оно занимает первое место среди объектов рыбохозяйственного фонда Республики Карелия по объему вылова рыбы, который достигает 70 % от всей промысловой продукции пресноводных водоемов данного субъекта Российской Федерации. Кроме того, озеро является местом обитания редких и нуждающихся в охране видов и экологических форм рыб, которые занесены в Красную книгу Карелии. Все это косвенно указывает на особо ценное рыбохозяйственное значение озера.

Кроме того, в материалах ранее прошедшего экспертизу проекта в части согласования Северо-Западным территориальным управлением Росрыболовства (СЗТУ Росрыболовства) подтверждено, что Онежское озеро является водоемом, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение При проектировании некоторых объектов в прибрежной зоне Онежского озера проектировщиками по согласованию с СЗТУ Росрыболовства предусматривается водоохранная зона в размере 200 м. В то же время согласно опубликованному в открытом доступе Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.05.2008 № 33-Г08-5 абз.

3 подп. 1.3.2 п. 1 Распоряжения Правительства Ленинградской области от 31.08.2007 № 341-р «О разработке лесного плана Ленинградской области» (далее — Распоряжение № 341-р) со дня вступления его в силу — 24 сентября 2007 г.

— признан недействующим: Извлечение из Распоряжение № 341-р […] 1. Комитету по природным, ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области при разработке лесного плана Ленинградской области: […] 1.3.

Осуществлять определение границ и площадей отдельных категорий защитных лесов с учетом следующего: […] 1.3.2. В лесах, расположенных в водоохранных зонах: […] совместить водоохранные зоны вокруг Ладожского озера и Онежского озера с прибрежными защитными полосами и установить их ширину в размере 200 метров от среднемноголетнего уровня воды в этих озерах; […] В представлении указано, что введенный порядок установления ширины водоохранных зон и прибрежных защитных полос Ладожского и Онежского озер противоречит ст.

65 ВК РФ. Противоречие это представляется допущенным также в нарушение ч. 2 ст. 8 ВК РФ, которой предусмотрено, что субъекту Российской Федерации предоставлено право владения, пользования и распоряжения прудами и обводненными карьерами, расположенными в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации.

Ладожское и Онежское озера к таким водным объектам не относятся и находятся в федеральной собственности. Многие эксперты отмечают, что в действующем Водном кодексе (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ) в сравнении с утратившим силу Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404, снижена максимальная ширина водоохранных зон для внутренних водоемов и водотоков с 500 до 200 м.

Кроме того, из определения водоохранных зон исключено слово «минимальная», что делает невозможным увеличение ширины водоохранных зон, например в целях сохранения памятников природы. Утратившее силу Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404) Водный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ) 3.

Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404) Водный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ) 3.

Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км — 50 м от 10 до 50 км — 100 м от 50 до 100 км — 200 м от 100 до 200 км — 300 м от 200 до 500 км — 400 м от 500 км и более — 500 м […] Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы […] 4.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

[…] Например, Решение Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 31.08.1987 № 383

«Об установлении водоохранных зон Ладожского озера и других водных объектов в его бассейне на территории Ленинградской области»

(с изм. от 26.01.1999), ныне не действующее, предусматривало временную водоохранную зону Онежского озера на территории Ленинградской области не менее 2 км. За разъяснением неоднозначного толкования размеров водоохранной зоны Онежского озера автор статьи в письменной форме обратилась в два уполномоченных государственных органа — СЗТУ Росрыболовства и НЛБВУ.

В ответе представителей СЗТУ Росрыболовства было указано, что сведения о водоохранных зонах и прибрежно-защитных полосах водных объектов, в т.ч. об их размерах, указаны в ст.

65 ВК РФ, а за разъяснением положений данного документа можно обратиться в НЛВБУ. Ответ НЛВБУ содержал более развернутое толкование Водного кодекса.

Суть ответа заключалась в том, что ширина водоохранной зоны водного объекта не может быть меньше ширины прибрежной защитной полосы, поэтому для Онежского озера как для озера, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение, устанавливается водоохранная зона 200 м и прибрежная защитная полоса 200 м. При этом за информацией о том, имеет ли Онежское озеро особо ценное рыбохозяйственное значение, было рекомендовано обратиться в СЗТУ Росрыболовства.

Рассмотренный пример показывает расхождения в трактовке Водного кодекса судебными органами и профильными государственными органами, а также «негибкость» самого Водного кодекса относительно установления особых водоохранных зон для водных объектов повышенной ценности или уязвимости. Так, например, для озер, площадь которых менее 0,5 км2, водоохранная зона согласно Водному кодексу вообще не устанавливается.

О нормировании и практике установления СЗЗ в Российской Федерации см.: – Бабина Ю.В. Установление и соблюдение режимов санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других производственных объектов // Справочник эколога.

2013. № 3. С. 69–79; – Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога.

2014. № 4. С. 6–8; – Дудникова А.Г.

Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03// Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10–21; – Молдаван С.А.

Размер нормативной санитарно-защитной зоны полигона ТБО: 500 или 1000 м? // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 28–35; – Черемохина Е. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для строящегося предприятия // Справочник эколога.

2014. № 5. С. 54–55. См.: Боголюбов С.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г.

№ 74-ФЗ (постатейный) // Законодательство и экономика. 2007. № 5.

Как понять, где начинается граница водоохранной или санитарной зоны?

Самое интересное, что в законе нет оснований для освобождения от штрафа на тот случай, если зона не помечена специальным знаком. Если для водоохранных зон сейчас есть четкие правила их обозначения, то порядок установления границ санитарных зон пока еще находится в стадии проекта.

А отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны — это не основание для снятия ответственности за нарушение его правил (так прямо сказано в п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02). Так что повод оштрафовать любителей водоемов очень легко найти… Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/485020/ Оценка статьи:

(нет голосов)

Загрузка.

Поделиться с друзьями:

stepandurnev

Водный кодекс конечно сух, но это закон, который регулирует водные отношения на территории России.

В последнее время по моей работе всё чаще встает вопрос о таких понятиях как береговая линия, береговая полоса, водоохранная зона и прибрежная защитная полоса. Попробую разобраться на конкретных примерах.Начнем с понятий, а именно со статьи 5 ВК РФ:п.3.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.п.4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:1) моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;3) пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню (НПУ) воды;4) болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.(т.е. для прудов и водохранилищ есть НПУ, а вот с реками и ручьями всё очень сложно (об этом ниже).Статья 6.п.

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.(в этой полосе не должно быть ни заборов, ни строений.

Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена. Историческое название — .)Статья 65.п.

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.п.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. (см. п. 17).п. 4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.п. 5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.п. 11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. (угол поперечного уклона измеряется при проведении топографических работ методом тригонометрического нивелирования).п.

15. В границах водоохранных зон запрещаются:1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (!);5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).п. 16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.п.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:1) распашка земель;2) размещение отвалов размываемых грунтов;3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.Итак, теперь о главном в метрах:1.

Береговая полоса водных объектов общего пользования. Ширина полосы для каждого берега составляет 20 метров для рек и ручьев протяженностью более 10 км.

Если менее, то 5 метров.2. Водоохранная зона. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности: до 10 км — в размере 50 метров; от 10 до 50 километров — в размере 100 метров; более 50 км — в размере 200 метров.3. Прибрежная защитная полоса. Ширина устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 метров для обратного или нулевого уклона, 40 метров для уклона до трех градусов и 50 метров для уклона три и более градуса.Для наглядности сделал поперечный профиль реки в зависимости от протяженности для угла наклона более 3 градусов.

Прибрежная защитная полоса. Ширина устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 метров для обратного или нулевого уклона, 40 метров для уклона до трех градусов и 50 метров для уклона три и более градуса.Для наглядности сделал поперечный профиль реки в зависимости от протяженности для угла наклона более 3 градусов.

А вы видели обратный?Карта-схема бассейна реки Кама (). Длина реки составляет 1805 километров (6 место в Европе), площадь водосборного бассейна – 507000 км2. В бассейне Камы более 73-х тысяч притоков, из них 95% составляют мелкие реки длиной менее 10 км!Водоохранная зона реки Чепца на публичной кадастровой карте показана в виде зелёных полос вдоль реки (зоны с особыми условиями использования территории).Протяженность реки от истока до Вятки — 501 км.И вот так сделал с прибрежной защитной и береговой полосой на космоснимке.Водоохранная зона Воткинского пруда и реки Вотка на публичной кадастровой карте выглядит так.

Это второй по площади пруд в Удмуртии.Развитое меандрирование и густо заросшие берега на реке Буй добавляют проблем при определении береговой линии.

Много стариц.А теперь переходим к главному вопросу — как определить фактическое местоположение береговой линии (границы водного объекта) и, соответственно, на местности обозначить прибрежную защитную полосу?Установление границ водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта на местности включает в себя:а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы.

(Как для начала провести наблюдения за среднемноголетним уровнем вод?)б) описание границ зоны (полосы), их координат и опорных точек. (Это сколько же получится точек?)в) отображение границ на картографических материалах.

(В электронном виде или бумажном?)г) установление границ на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. (Сколько нужно стендов на протяжении реки?)Идея конечно хорошая. Подождем масштабной реализации.Tags: , ,

Размеры водоохранных зон

Водоохранные зоны имеют определённые границы, которые устанавливаются в пределах тех размеров, которые закреплены в Водном кодексе.

Размер зоны зависит от объекта, в отношении которого она устанавливается. Можно заметить следующую тенденцию: чем больше по размеру сам водоём, тем больше его водоохранная зона.

Размеры водоохранной зоны в зависимости от объекта имеют следующие значения:

  1. Для рек и ручьев:

1) до 10 км– 50 м.

В данном случае границы водоохранной зоны буду совпадать с прибрежной защитной полосой;2) 10 – 50 км — 100 м.3) больше 50 км – 200 м.

  1. Для моря – 500 м.
  2. Для каналов — совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Полосы отвода каналов определяются в соответствии со строительными правилами и зависят от ряда факторов (пропускной способности канала, тип его устройства и пр.).
  3. Для озёр и водохранилищ – 50 м (для водохранилищ на водотоке – по ширине водотока).

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер водоохранной зоны.

Если водоём находится за пределами населённого пункта, то ширина водоохранной зоны отсчитывается от границы водного объекта, для морей – от линии максимального прилива. Если у водоёма есть набережная, то ширина отсчитывается от парапета набережной.Если необходимо установить водоохранную зону в населённом пункте, то при определении её ширины, наоборот, приоритетной точкой отсчёта является парапет набережной, и только в случае её отсутствия ширина отсчитывается от границы водоёма.

Что запрещено в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов

В границах водоохранных зон запрещаются:

  1. движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
  2. размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (с исключениями), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
  3. сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  4. размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  5. использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  6. размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
  7. разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (с исключениями).
  8. осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

В границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещаются:

  1. распашка земель;
  2. выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
  3. размещение отвалов размываемых грунтов;

Что такое охраняемая зона

Под зонами, которые подлежат охране, понимаются территории, окружающие следующие объекты:

  1. каналы, моря;
  2. водохранилища, ручьи;
  3. реки, озера.

Важное условие, при котором осуществляется особая охрана границ водного объекта, – это сопряженность водохранилища с городами, с некоторыми сферами деятельности человека.

Хоздеятельность на территории данных объектов протекает в особенных условиях и имеет некоторые ограничения.

Главное условия осуществления подобной деятельности – сохранение чистоты самого объекта и территории, находящейся рядом, предотвращение засорений, загрязнений, заиливания озера или иного водоема. Водоохранная зона – это территория, остро нуждающаяся в принятии мер по сохранности и восстановлению биоресурсов: растений и животных, обитающих в охраняемом районе.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+