Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Как юридически оформить церковь

Как юридически оформить церковь

Как юридически оформить церковь

«Жизнь и деятельность Церкви обязательно должны быть юридически оформлены»

16 декабря Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир принял находившегося c официальным визитом на Украине комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга. В беседе, состоявшейся в Киево-Печерской Лавре, приняли участие Управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, руководитель Синодального отдела религиозного образования архиепископ Полтавский и Кременчугский Филипп, руководитель ОВЦС и ректор Киевской духовной академии протоиерей Николай Забуга, сообщает сайт Представительства РПЦ в Страсбурге.

В ходе встречи обсуждались существующие ныне и пути их решения в соответствии с международными нормами и практикой.

Митрополит Владимир обратил внимание комиссара на то, что Украинская Православная Церковь до сих пор, со времени провозглашения Украиной государственной независимости, не имеет статуса юридического лица, что порождает многие проблемы.

Одна из них — невозможность для Церкви владеть имуществом на законном основании.

В настоящее время около 900 объектов церковной собственности используются не по назначению, а те храмы, которые возвращены Церкви, трудно зарегистрировать в качестве церковной собственности. Другая проблема состоит в том, что храмы и монастыри обложены налогами, несмотря на то, что Украинская Православная Церковь не является организацией, созданной для извлечения прибыли.

Особые, болезненные проблемы возникли вследствие церковного раскола. Как сказал Предстоятель УПЦ,

«главная беда даже не в том, что в 1992 году многие ушли за схизматиками»

, а в том, что «этот вопрос до сих пор остается нерешенным на законодательном уровне.

Получается, что сегодня любой человек может одеться в священническое облачение и назвать себя митрополитом или даже патриархом». Другой проблемой является то, что государство разрешило представителям впавших в раскол общин совершать богослужения в храмах канонической Православной Церкви поочередно с ее священнослужителями и такая практика нередко провоцирует вражду между верующими. В ходе встречи обсуждались также такие вопросы, как несвоевременное исполнение органами местной власти судебных решений о передаче Церкви имущества, задержка в ряде регионов введения в учебные программы общеобразовательных школ основ христианской этики.

Была выражена обеспокоенность Церкви тем фактом, что духовное образование на Украине не признается на государственном уровне. Реагируя на сказанное церковными иерархами, Томас Хаммарберг подчеркнул, что за Церковью как сообществом граждан должны быть признаны определенные права. «Мы не можем представить, чтобы в XXI столетии в одной из ведущих стран Европы были бесправные люди.

Жизнь и деятельность Церкви обязательно должны быть юридически оформленными.

Она не только должна без проблем владеть своим имуществом, но и иметь гарантии защиты прав как общины, так и отдельных верующих», — сказал он.

Управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан так прокомментировал позднее состоявшуюся беседу: «Эта встреча имеет большое значение как для Украинской Православной Церкви, так и для общества в целом. Обеспечение религиозной свободы является неотъемлемой частью системы прав человека. Благодаря тому, что Комиссар по правам человека Совета Европы встретился с Предстоятелем Украинской Православной Церкви, мы получили возможность сказать о проблемах, которые стоят сегодня перед православными на Украине.

Господин Хаммарберг услышал о жизни нашей Церкви из первых уст. Я думаю, в дальнейшем это будет способствовать выполнению обязательств, которые Украина взяла на себя, изъявив желание вступить в Совет Европы. У нас появилась надежда, что эти проблемы будут решены в скором времени.

Мы положительно расцениваем тот факт, что Комиссар по правам человека согласился с необходимостью придания Украинской Православной Церкви статуса юридического лица. Это является фундаментом, на котором мы будем в дальнейшем строить церковно-государственные отношения.

Церковь как юридическое лицо имеет право заключать различные договоры, бороться за свои права и реализовывать новые проекты. Думаю, теперь будут решены важные вопросы возвращения церковного имущества, проблема землепользования и налогообложения церковных структур.

Мы надеемся, что эта встреча послужит стимулом к тому, чтобы Украина навела порядок в законодательной сфере, касающейся религиозных вопросов, а также предоставила возможность Церкви более широко и конструктивно осуществлять свою миссию. Наверняка в ближайшее время эта встреча повлияет на принятие Законов, регламентирующих церковно-государственные отношения и, может быть, политика государства в отношении Церкви примет более конструктивный характер». Русская линия

X. Ревизионная комиссия

10.1 Ревизионная комиссия является органом контроля за деятельностью Прихода.

Ревизионная комиссия состоит из Председателя Ревизионной комиссии и двух членов, избранных Приходским собранием из числа его членов сроком на три года с правом переизбрания на новый срок (но не более двух, в исключительных случаях -трех переизбраний). 10.2 Настоятель и члены Приходского совета не могут состоять в близком родстве с членами Ревизионной комиссии.

10.3 В пределах своей компетенции Ревизионная комиссия:– осуществляет контроль за надлежащим учетом кружечного сбора и составлением актов по кружечному сбору и по приему пожертвований наличными денежными средствами; – проводит ежегодную инвентаризацию имущества Прихода;– проводит по мере необходимости проверки наличия денежных средств, законности и правомерности их расходования, ведения Приходом бухгалтерского и налогового учета, использования по назначению поступивших от граждан (юридических лиц) пожертвований и иных целевых поступлений;– проводит по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности Прихода, сохранности и учета принадлежащего Приходу имущества.10.4 Ревизионная комиссия подотчетна Приходскому собранию. Акты проверок подписываются всеми членами Ревизионной комиссии и представляются председателем Ревизионной комиссии на рассмотрение Приходского собрания, которое в случае необходимости вправе с письменного разрешения (благословения) Епархиального архиерея принять решение о предъявлении соответствующего судебного иска, направленного на защиту имущественных прав и интересов Прихода. В случае выявления грубых нарушений законодательства в части осуществляемой Приходом финансово-хозяйственной деятельности, в том числе при наличии значительных злоупотреблений должностных лиц или органов управления Прихода, незаконного отчуждения в собственность третьих лиц принадлежащего Приходу имущества, обнаружения грубых ошибок в ведении и оформлении финансовых операций, Ревизионная комиссия вправе направить акт проверки непосредственно на рассмотрение Епархиального архиерея.

10.5 В ходе проверок Ревизионная комиссия вправе запрашивать у должностных лиц и органов управления Прихода необходимые документы, а также получать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности Прихода. 10.6 Право ревизии финансово-хозяйственной деятельности Прихода и созданных Приходом юридических лиц принадлежит также Епархиальному архиерею.10.7 В случае изменения состава Приходского совета, а также в случае смены Настоятеля или Председателя Приходского совета, Приходское собрание образует комиссию из трех членов, которая составляет акт о наличии имущества и денежных средств.

Приходской совет принимает материальные ценности на основании данного акта.

Расследование РБК: на что живет церковь

Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы — есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет Фото: Смирнов Владимир/ТАСС ​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях.

Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов. Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС) Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.
Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются.

Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ. Многослойный пирог «С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от

«управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций»

и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий. Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.

Имущество церкви Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года

«О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения»

. Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.

РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года).

Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс.

кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь. Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС) В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли.

Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.

В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей.

Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ». В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания.

«Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат.

Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты». Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС) В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование.

Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала .

В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.

Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.

«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.

«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник.

Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей. Бюджетные деньги

«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет»

, — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он.

Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии. По подсчетам РБК, в 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб.

При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

В частности, , в 2014–2015 годах организациям РПЦ выделили свыше 1,8 млрд руб. на создание и развитие российских духовно-просветительских центров по федеральной программе

«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»

. Еще одна программа, поддерживающая церковь, — «Культура России»: с 2012 года на сохранение объектов религиозного назначения в рамках программы было выделено почти 10,8 млрд руб.

Помимо этого, 0,5 млрд руб. в 2012–2015 годах было выделено на реставрацию объектов религиозного значения, рассказал представитель департамента культурного наследия Москвы.

Среди крупных получателей контрактов на сайте госзакупок — церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (учредитель — патриархия), издающий одноименный фолиант в 40 томах под редакцией патриарха Кирилла. С 2012 года государственными школами и вузами на приобретение этой книги было потрачено около 250 млн руб.

А дочерняя организация «Православной энциклопедии» — фонд «Православная энциклопедия​» — в 2013 году получила 56 млн руб. от Минкультуры — на съемки фильмов «Сергий Радонежский» и «Укус змеи». В 2015 году Министерство образования из бюджета выделило около 112 млн руб.

Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Центральная клиническая больница Святителя Алексия при Московской патриархии в 2015 году получила от Министерства здравоохранения 198 млн руб., в новом бюджете для больницы предусмотрено еще около 178 млн руб.

В бюджете на 2016 год заложено порядка 1 млрд руб.

«Благотворительному фонду по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря РПЦ»

— учредителем фонда является сам монастырь. Глава администрации президента РФ Сергей Иванов (справа) и патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании наблюдательного совета по изданию «Православной энциклопедии» (Фото: «РИА Новости») В дополнение с 2013 по 2015 год православные организации .

РПЦ не имеет прямого отношения к получателям грантов, просто они «были созданы православными людьми», объясняет протоиерей Чаплин. Хотя напрямую церковь в создании подобных организаций не участвует, случайных людей там нет, уверен Сергей Чапнин, в прошлом редактор «Журнала Московской патриархии». По тому же принципу, рассказывает он, распределяют деньги в единственной православной грантовой программе «Православная инициатива» (средства выделял «Росатом», сообщили РБК два источника, знакомых с программой; пресс-служба корпорации не ответила на вопрос РБК).

«Православная инициатива» проводится с 2005 года, — почти 568 млн руб. «Я долгое время сидел в экспертной комиссии.

Могу сказать, что заявки на гранты, как правило, пишутся неаккуратно — из них непонятно, что люди хотят и могут, — рассказывает Чапнин. — Каждый второй обязательно предлагает делать сайт, не очень хорошо понимая, как делают сайты».

Приходы и доходы Церковная экономика — это жесткая вертикаль, работающая по принципу строгой подчиненности, объясняет священник Алексей Уминский устройство другого канала поступления денег в патриархию. На последнем Архиерейском соборе патриарх Кирилл объявил, что в РПЦ действуют 293 епархии и свыше 34,5 тыс. храмов. Российские церкви отчисляют своим епархиям определенный процент от полученных пожертвований, объясняет Уминский.

Исключения составляют строящиеся и восстанавливаемые храмы — по словам епископа Тихона (Шевкунова), они временно освобождаются от епархиальных взносов (). Во всех прочих церквях сбор взносов контролирует вышестоящий епископ — он, в свою очередь, отчитывается в патриархии, разъясняют РБК два источника в РПЦ. Деньги церковного прихода складываются из пожертвований за совершение треб (крещения, венчания, освящение машин, квартир и других предметов) и служб (поминовение, чтение акафистов).

Основная часть денег попадает в приходскую казну благодаря необходимым для совершения всех обрядов свечам, объясняет протодиакон Андрей Кураев. У РПЦ по стране «раскиданы» десятки мастерских по литью свечей как из нового материала, так и из собранных во время службы огарков.

Стоимость свечки в производстве и в церкви отличается в десятки раз: «изготовить четырехграммовую свечку «соточку», одну из самых ходовых, стоит 25 коп. В церкви за нее дадут до 20 руб.», откровенничает с РБК изготовитель и поставщик церковной утвари. Стоимость свечки в производстве и в церкви отличается в десятки раз (Фото: Макс Новиков/Forbes/Photoxpress) Ежемесячный доход российских храмов сильно отличается — от 5 тыс.

до 3 млн руб., подсчитывает протоиерей Чаплин.

Корреспондент РБК поговорил со священниками почти 30 храмов, из их рассказов схема финансовых отношений «низовых» приходов с епархиями выглядит так: после службы настоятели вскрывают ящики для пожертвований, собранные деньги хранятся у казначея. Приходские настоятели подают в епархии отчетность (копия такого документа от 2013 года, поданного в Московскую епархию, есть в распоряжении РБК). В бумаге указано количество совершенных треб и служб, а также размер взноса, отправляемого приходом в епархию, — в изученном корреспондентом РБК отчете это 20%.

Процент отчислений, по рассказам настоятелей, колеблется от 10 до 50%.

Например, приход церкви Троицы в Хохлах в 2014 году перечислил 230 тыс. руб. — при «доходе» около 2 млн руб., рассказал Уминский. Деньги, объясняли РБК священники, передаются в епархии двумя путями — наличными (на каждую сумму дается приходный ордер) или банковскими переводами.

Ежегодно сумма отчислений растет, жаловались корреспонденту РБК священники областных церквей. «При патриархе Алексии II я перечислял в епархию 10%, сейчас — 27%. Это связано с тем, что после прихода патриарха Кирилла количество епархий увеличили в три раза и нагрузка на приходы сильно выросла», — анонимно жалуется настоятель подмосковной церкви.

В церквях на периферии, где, по определению одного из героев книги Митрохина, на крестный ход выходят четверо — «батюшка, матушка, староста и их собачка», — даже ничтожный по столичным меркам взнос кажется неподъемным.

«У нас приход из пяти человек, в месяц едва набираем 3 тыс.

руб. Полторы тысячи рублей — в епархию», — рассказывает настоятель прихода в Ивановской области. Если священник не в состоянии заплатить взнос, в епархии могут сказать: «Все понимаем. Жалеем. Можем на ваше место взять другого батюшку. На такое предложение никто не соглашается», — рассказывает Дмитрий Свердлов, в прошлом настоятель Петропавловской церкви в Домодедовском районе Подмосковья.

На такое предложение никто не соглашается», — рассказывает Дмитрий Свердлов, в прошлом настоятель Петропавловской церкви в Домодедовском районе Подмосковья. В 2011 году Свердлов был наблюдателем на выборах в Госдуму, годом позже высказался в поддержку Pussy Riot, в 2013 году священника «запретили в служении». «Каждое епархиальное собрание у нас начинается с того, что приходам объявляют: не соберете нужную сумму, настоятеля поменяют.

Никого не волнует, исполняет ли священник пастырские обязанности — гораздо важнее, сможет ли он собрать деньги, — делится клирик одной из церквей на юге России. — В год мы собираем до 8 млн руб. пожертвований, платим в епархию 30%, но каждый визит архиерея сопровождается дополнительным сбором денег в конверте».

15% от собранного епархиями перечисляется в патриархию, рассказали пять собеседников РБК в РПЦ. Точный объем перечисленных средств посчитать невозможно, но крупные епархии, а их около тридцати, ежегодно отчисляют патриархии от 10 до 20 млн руб. каждая, отмечает Чапнин. Финансово-хозяйственное управление патриархии во главе с митрополитом Рязанским и Михайловским Марком не ответило на вопросы РБК.

И в федеральном бюджете «есть закрытые статьи», дело «самой церкви, как им (своим бюджетом.

— РБК) распоряжаться», — этими фразами ответил на вопросы для материала пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков. Свечной завод Доходы коммерческих предприятий также изрядно подпитывают бюджет патриархии, разъясняет протоиерей Чаплин. Главные —

«Художественно-производственное предприятие (ХПП) «Софрино»

и гостиница «Даниловская».

ХПП выпускает иконы, церковную мебель, гробницы, чаши, свечи восковые (609 руб. за двухкилограммовую упаковку из 500 свечей) и парафиновые (210 руб.

за двухкилограммовую упаковку из 500 свечей), обеспечивая этими предметами, по словам нескольких источников РБК в патриархии, до половины российских церквей. В разговоре с РБК священники признавались, что в епархиях им настоятельно советуют заказывать для храмов именно продукцию «Софрино». Торговый дом «Софрино» расположен в самом начале «золотой мили» Москвы, на Пречистенке — перед праздниками и миряне закупают там иконы и подарки.
Торговый дом «Софрино» расположен в самом начале «золотой мили» Москвы, на Пречистенке — перед праздниками и миряне закупают там иконы и подарки. Художественно-производственное предприятие «Софрино» (Фото: Макс Новиков/Forbes/Photoxpress) «Софрино» работает в одноименном поселке свыше 40 лет: землю под строительство главного церковного завода по просьбе патриарха Пимена выделил в 1972 году председатель Совмина СССР Алексей Косыгин.

С конца 80-х годов бессменным руководителем ХПП стал Евгений Пархаев — он же, по данным СПАРК, руководит принадлежащей патриархии гостиницей «Даниловская».

В 2000-х он был совладельцем ЧОП «Софрино» и возглавлял Единую службу заказчика Московской патриархии, которая сейчас участвует в .

Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ».

Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб.

Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи. Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года.

Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти. Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов.

Общий объем контрактов — 60 млн руб.

Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена.

Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом». Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты.

Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».

Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников.

Доход «Даниловской» в 2013 году – 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб. Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции.

Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя.

После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами. От кладбищ до футболок В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, , а также сельское хозяйство и .

От кладбищ до футболок В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, , а также сельское хозяйство и . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс». В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир».

Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает.

На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство.

Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство).

Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.

Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ.

«В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чапнин. Церковная касса Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент.

Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют).

Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы). В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».

Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам.

Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник. Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС) Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы».

Мешалкин не ответил на вопросы РБК.

Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии. В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб.

РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии.

В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха.

Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены.

Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств . Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова.

В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб.

На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета». Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%).

Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия».

Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают. АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Инвестиции и инновации О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций. «Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%.

Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды.

Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы). В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».

В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».

Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.

«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста»

Олег Дьяченко.

— С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе.

Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто. В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК.

Так же поступил председатель правления банка Александр Швец. Доходы и расходы «С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».

Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.

«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она. Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета.

В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год. Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии.

В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс.

руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии. Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным.

Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе». Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. На что живут другие церкви? Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.

Епархии Германии Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию.

В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан.

По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.

Банк Ватикана Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана.

Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола.

Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн.

Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются.

По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%.

Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.

Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.

Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке).

Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской.

Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется». При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой

Принят документ, выражающий позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных

Москва, 4 февраля 2013 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля принят документ о позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных.

Приводим текст документа, опубликованного на сайте , полностью. 1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия.

Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул:

«Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры»

. По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года

«О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»

, Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».

Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах. 2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством.

Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность.

Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций. Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами. Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться.

Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем.

3. В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь. Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса.

Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обеспокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств.

Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.

4. Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот.

Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни. 5. В задачи Церкви не входит подробный анализ причин отказа каждой конкретной группы людей от каждого конкретного технологического новшества или принятия подобных новшеств.

Однако Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации.

Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями.

Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека. В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.

Согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать доступ к информации о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Следует гарантировать и, если необходимо, усилить ответственность за утечку или ненадлежащее использование персональных данных.

Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих. Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, государств Средней Азии и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих.

Особенно важным Собор считает соблюдение принципа добровольности при принятии любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности. Собор призывает власти государств канонического пространства нашей Церкви придерживаться данного принципа.

При этом необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации. В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.

6. Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14). При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни.

Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой.

Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству.

5 февраля 2013 г. скрыть способы оплаты

Оформление в собственность объекта культурного наследия

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е.

объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно п. 2 ст. 263 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

(далее — Закон об объектах культурного наследия) памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения). Согласно п. 1 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью. Согласно п. 2 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет. Согласно п. 4 ст. 2 Закона об объектах культурного наследия оформление права собственности субъектов РФ, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г.

и необходимы для обеспечения осуществления субъектами РФ и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном п.

2 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в п. 5 настоящей статьи. Согласно п. 2 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия при реализации п.

4 ст. 2 Закона об объектах культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г., Правительство РФ утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами РФ, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.

Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения формируются по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.

К сожалению, вопрос не содержит важнейших сведений, от которых зависит полнота и правильность ответа. Прежде всего следует определиться в терминологии: это «здание», т.е. объект недвижимости, которое можно использовать по целевому назначению, или «стены», отнесение которых к объектам недвижимости, по смыслу ст.

130 ГК РФ, весьма спорно, а следовательно, возникновение права собственности на них и регистрация в Росреестре тоже под сомнением.

Из фразы

«Здание передали в безвозмездное пользование Епархии»

нельзя понять: (1) кто и на каком праве раньше владел «зданием» или «стенами» (далее – объект); (2) на основании какого закона и документа объект передан Епархии и имело ли лицо право и полномочия передавать объект; (3) кто является собственником земельного участка, на котором расположен объект (Российская Федерация, субъект РФ, орган местного самоуправления, частное лицо), поскольку земельный участок следует судьбе объекта недвижимости, расположенного на нем. Кроме этого, земельный участок и объект могут иметь разных собственников. Теперь по поводу указания Управления по охране объектов культурного наследия оформить храм в собственность и поставить на кадастровый учет.

Оформить храм в собственность против воли Епархии никто не вправе, поскольку в России действует принцип свободы договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ). Передача кому-либо в собственность или в пользование предварительно не поставленного на кадастровый учет объекта было бы невозможно. А если учесть, что на кадастровый учет объект недвижимости может поставить как собственник, так и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него (ст.

4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), то можно предположить, что прежний собственник (владелец) решил перенести на Епархию бремя расходов, связанных с постановкой объекта на кадастровый учет.

Но раз Епархия приняла в пользование объект без выяснения выше изложенных обстоятельств и правомочий прежнего владельца объекта, то Епархия вправе самостоятельно на правах пользователя (ссудополучателя) поставить объект на кадастровый учет.

Теперь о регистрации права пользования. Согласно ч. 9 ст. 51 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленным объектом культурного наследия применяются правила, предусмотренные ч. 1 этойстатьи. Согласно ч. 1 ст.

51 указанного закона государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

Следовательно, Епархия как ссудополучатель вправе обратиться в территориальное управление Росреестра с заявлением о регистрации договора безвозмездного пользования.

Похожие вопросы в области Административное право

  1. — Вход в храмы станет платным,входить можно будет только с подаянием или пожертвованием — а какие налоги платит рпц? +. . Москва Просмотрен 111 раз. Задан 2012-03-18 10:11:49 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  2. — Какую хозяйственную деятельность может вести церковь? какие формы предприятий организовывать, как формируется налоговая. . Москва Просмотрен 174 раза. Задан 2011-09-06 09:44:05 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  3. — Отделение церкви от государства подразумевает, что на церковь не распространяется государственные законы или как?. . Москва Просмотрен 81 раз. Задан 2012-01-02 15:10:42 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  4. — Умер муж-является ИП. бизнес-магазин,вмененка.что делать чтобы продолжить работу.Как правильно юридически всё оформить?. . Москва Просмотрен 76 раз. Задан 2012-01-24 11:01:59 +0400 в тематике «Бизнес»
  5. — Как закрыть церковь-секту? помогите пожалуйста !. . Братск Просмотрен 222 раза. Задан 2011-08-18 13:17:48 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  6. — Церковь рядом со школой. . Пенза Просмотрен 119 раз. Задан 2011-05-18 16:24:52 +0400 в тематике «Недвижимость»
  7. — Секта захватила часть дома, не можем выгнать. . Москва Просмотрен 37 раз. Задан 2011-09-08 16:18:55 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  8. — Пояс богородицы вера или что?. . Москва Просмотрен 60 раз. Задан 2011-11-27 12:47:00 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  9. — Помогите решить казус. . Москва Просмотрен 146 раз. Задан 2010-06-01 19:53:54 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  10. — Порядок начисления пенсии. . Москва Просмотрен 483 раза. Задан 2012-04-30 10:21:56 +0400 в тематике «Пенсии и социальная защита»

(100 символов осталось)Вопрос

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Читайте по теме: 05.10.2019 в 21:56 1265 просмотров Как следует из проведенных исследований , протестные акции и митинги прошли по всей России . В стороне от народных волнений остались только Чечня и Чукотка .

Рейтинг публикации: 0 () 30.09.2019 в 16:49 145 просмотров Иллюзии по поводу возрождения села потеряли даже местныеСуществует расхожий штамп из разряда «социальных страшилок»: «Глубинка вообще живет в нищете — более 22 миллионов за чертой бедности». Рейтинг публикации: 0 () 26.07.2019 в 06:09 510 просмотров Мусульмане этого многострадального города обратились к властям с просьбой о строительстве соборной мечети в центре Екатеринбурге.

Рейтинг публикации: 0 () 20.07.2019 в 07:24 377 просмотров Патриарх Кирилл добился полного выхода РПЦ и других конфессий из-под финансового контроля. Это еще один шаг к будущему кризису официальной религии в России, считает Константин Эггерт.

Рейтинг публикации: 0 () 16.06.2019 в 12:23 3073 просмотров При этом в заявлении подчеркивается, что череда таких уступок не может быть бесконечной и эта станет последней.

Рейтинг публикации: 0 () 05.06.2019 в 15:04 918 просмотров В Волгограде председатель парламентского комитета по культуре Александр Осипов назвал Ленина «бесом», чем вызвал негативную реакцию со стороны своих коллег. Рейтинг публикации: 0 () 26.05.2019 в 19:06 316 просмотров В воскресенье патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил православный собор в Страсбурге.В своем выступление, он подчеркнул, что в среднем Русская Православная церковь строит в сутки по три храма.

Рейтинг публикации: 0 () 21.05.2019 в 09:59 539 просмотров Депутаты Екатеринбурга утвердили поправки в правила землепользования и застройки города, по которым больше гектара земли в сквере у театра драмы будет отведено под строительство храма Святой Екатерины. Рейтинг публикации: 0 () 20.05.2019 в 15:26 4913 просмотров В последние годы религиозную организацию Русская православная церковь (далее по тексту – РПЦ) окружают регулярные скандалы.

Рейтинг публикации: 0 () 19.05.2019 в 11:33 5668 просмотров По словам Илариона, церковь сожалеет о проявлении насилия на строительной площадке.

Рейтинг публикации: 0 () 17.05.2019 в 22:18 1207 просмотров Некогда в центре Екатеринбурга стоял храм Святой Екатерины, который был взорван большевиками в 1930 году. Рейтинг публикации: 0 () 17.05.2019 в 15:27 10260 просмотров КонфликтНапомним, что протесты против строительства культового сооружения (здания церкви) в сквере рядом с Театром драмы в Екатеринбурге не утихают и по сей день.

Рейтинг публикации: 0 () 17.05.2019 в 12:32 904 просмотров В Екатеринбурге по решению местных властей было приостановлено строительство храма на месте городского сквера.

Рейтинг публикации: 0 () 17.05.2019 в 06:38 441 просмотров Глава Екатеринбурга Александр Высокинский заявил, что строительство храма на месте сквера будет временно приостановлено. Рейтинг публикации: 0 () 15.05.2019 в 06:46 1541 просмотров Жители Екатеринбурга вышли на стихийную акцию протеста прости строительства храма святой Екатерины в сквере у Театра драмы. Рейтинг публикации: 0 () Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц.

сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+