Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - 44 фз изменения с 1 января 2020 для фсб

44 фз изменения с 1 января 2020 для фсб

С 8 января 2020 года изменились правила закупок в сфере строительства


1-е изменение: с 08 января 2020 года при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлечение к их выполнению дочерних обществ такого подрядчика Суть изменений: Согласно новой редакции части 2 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту. Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г.

подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества. Понятие «дочернее хозяйственное общество» содержится пункте 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Аналогичное определение дочернего общества содержится в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Поправка направлена на облегчение процесса строительства и реконструкции объектов капитального строительства строительными компаниями, имеющими холдинговую структуру. Реализация этой новеллы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе ведёт к необходимости корректировки соответствующих положений постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

2-е изменение: с 30 и 31 декабря 2020 года отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утверждённые Минстроем России Суть изменений: Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г.

№ 753/пр (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56872), вступившим в силу с 30 декабря 2020 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 398/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта».
№ 398/пр

«Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта»

.

Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г.

№ 754/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 г. № 56891), вступившим в силу с 31декабря 2020 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г.

№ 397/пр

«Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта»

. Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению (см.

письмо Минфина России от 20.12.2019 №24-05-06/100250). Предполагается, что вместо типовых контрактов на строительство и проектирование объектов капитального строительства Минстрой России разработает типовые контракты на выполнение этих видов работ. 3-е изменение: с 08 января 2020 года из сферы действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством Суть изменений: Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ. Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ: …публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: 1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также — инженерные сооружения); 2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта; 3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги; 4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях; 5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Кроме того, с 01.07.2020 года публичные сервитуты могут устанавливаться для проведения не только дренажных, но и мелиоративных работ на чужом земельном участке (см. п. 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 477-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации»). В переводе с юридического на русский язык это означает, что все закупки товаров, работ, услуг в целях реализации публичных сервитутов (например, для размещения ряда линейных объектов федерального, регионального и местного значения, или для проведения мелиоративных работ — с 01.07.2020 года), теперь выведены из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Хочется верить, что это сделано законодателем исключительно в целях борьбы с коррупцией, а не для облегчения лицам, пролоббировавшим данную поправку, процесса ухода от конкурентных процедур закупок и (или) хищения бюджетных средств (например, при проведении тех же мелиоративных работ). Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года. 4-е изменение: с 08 января 2020 года установлены специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов Так, с указанной даты статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена частями 55-56, предусматривающими следующие особенности таких закупок: 1.

В целях реализации национальных проектов Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут утверждать перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 — 63 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ (далее по тексту – Перечни ОКС для реализации нацпроектов, Перечни). При этом такие национальные проекты должны быть определены Президентом РФ (примечание: в настоящее время национальные проекты установлены и утверждены указом Президента РФ от 07.05.2018 г.

№ 204

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

).

2. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»: «…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см.

2. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»: «…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см.

часть 57 статьи 110.2 44-ФЗ). При этом для заключения таких контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона по своему усмотрению.

До внесения указанных поправок такие контракты «под ключ» заключались заказчиками только в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в порядке и по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

Однако, новое основание заключения контрактов «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, юридически никак не связано с этим постановлением. Это самостоятельное правовое основание для заключения контрактов «под ключ». 3. Для заключения контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов Минстроем России должен быть утверждён специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 Закона № 44-ФЗ.

При этом заказчикам запрещается использовать при заключении контрактов «под ключ» использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (см. часть 59 статьи 110.2 44-ФЗ).

4. Определено, что контракты «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, являются так называемыми «смешанными» контрактами, которые содержат в себе элементы контрактов как на выполнение проектно-изыскательских работ, так и контрактов на выполнение подрядных строительных работ.

В связи с этим такие «смешанные» контракты «под ключ» должны соответствовать требовать 44-ФЗ к обоим вышеуказанным видам контрактов (см.

часть 60 статьи 110.2 44-ФЗ). Кроме того, Закон № 44-ФЗ (часть 61 статьи 110.2) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание: 1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий; 2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту; 3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).

Устанавливается, что результатом выполненной работы по контракту «под ключ» является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию. 5. Частью 62 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системепредусмотрены специальные основания для изменения контрактов «под ключ» по соглашению сторон рамках реализации национальных проектов, в том числе допускается увеличение цены таких контрактов до 30 % включительно, если при исполнении контракта сметная стоимость, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену заключённого контракта. Заключение такого соглашения о повышении цены контракта осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Более подробно об этих изменениях можно прочитать в статье президента Союза инженеров-сметчиков Павла Горячкина на портале Агентства новостей «Строительный бизнес»: Источник: Журнал «Государственные и муниципальные закупки»

3. Видео инструкция «Изменения в госзакупках с нового года»

Государство ежегодно грозит нам улучшением уровня жизни, в том числе и в области тендеров и государственных закупок. Будем надеяться, что происходящие беспрецедентные по своему характеру и масштабу изменения действительно пойдут на пользу и людям, и государству, хотя практика показывает, что подобные изменения происходят редко.

Поделиться:

Мы собрали для Вас изменения в 44 ФЗ в январе 2020 года. Вы можете познакомиться со ВСЕМИ изменениями и нести корректировки в свою работу.

вступление изменений в силу Изменения НПА 01.01.2020 Необходимо указывать страну происхождения товара во ВСЕХ закупках. Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019 01.01.2020 Вступили в силу особенности реализации федерального бюджета с 2020 по 2022 год Уменьшается сумма субсидии из федерального бюджета регионам: субсидия будет сокращаться в зависимости от полученной в субъекте экономии при заключении договоров используя субсидию.

Необходимо отчитываться в Минфин не реже 1 раза за квартал.

Деньги увеличат резервный фонд правительства для оказания финансовой помощи субъектам. Размер субсидии регионам сократиться на разницу между НМЦК и ценой, по которой заключать контракт. Постановление Правительства № 1803 от 24.12.2019 01.01.2020 ГИС «Независимый регистратор».

Фиксирует действия участников по 44-фз в ЕИС.

Федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019 01.01.2020 Изменился перечень ЖНВЛП и дорогостоящих лекарств.

Распоряжение правительства № 2406-р 12.10.2019 01.01.2020 Заказчики вместе с регистрационными сведениями получили от электронных площадок сведения о привлечении поставщика к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения по ст.

19.28 КоАП. Постановление правительства № 917 от 18.07.2019 01.01.2020 Вступили в силу правила общественного обсуждения Постановление правительства № 1635 от 05.11.2019 01.01.2020 В реестр контрактов нужно вносить сведения о стране происхождения товара. Постановление правительства № 1400 от 11.12.2019 01.01.2020 Увеличился минимальный объем закупок юридических лиц у МСП по 223-ФЗ.

Общий годовой объем закупок у СМСП не меньше 20%. Доля стоимости договоров с СМСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, выросла до 18%.

Постановление правительства № 1001 от 01.08.2019 01.01.2020 223 ФЗ Заказчики оплачивают контракты в течение 15 рабочих дней. Постановление правительства № 1205 от 18.09.2019 04.01.2020 Новый порядок определения начальной максимальной цены контракта на поставку лекарств.

Приказ Минздрава № 871н от 26.10.2017 утратит силу. Приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019 05.01.2020 Уточнился перечень сведений, которые формируют при ведении реестра договоров. Нужно указывать:

  • Наименование признака, который отражает включение заказчика в перечень по п.

    2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ Дату включения юридического лица в реестр МСП. Информация о дате сформируется автоматически после указания ИНН и КПП в соответствии со сведениями реестра МСП.

Если договором определено несколько поставщиков – информацию указываем по каждому.

Приказ Минфина № 92н от 10.06.2019 06.01.2020 Обязательное применение типовых условий контрактов на поставку лекарственных средств или препаратов для ветеринарного применения.

Приказ Минсельхоза России № 501 от 26.08.2019. 08.01.2019 Контракт жизненного цикла заключается в закупках новых машин и оборудования. Это дополнит случаи, которые прописаны в постановлении правительства № 1087 от 28.11.2013.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019

для участников госзакупок

Как сообщалось, весной-летом текущего года был подготовлен и принят первый оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ. Он был направлен, преимущественно, на сокращение сроков проведения закупочных процедур и их упрощение. При этом отмечалось, что по этим поправкам у регуляторов и заинтересованных ведомств фактически не было разногласий, что позволило принять документ в течение нескольких месяцев.

Другие поправки, требующие доработок, согласования и т.п., регуляторы решили включить во второй, так называемый, осенний (предполагалось, что он будет подготовлен и принят Госдумой в течение осенней сессии), пакет поправок. Консолидацией предложений по оптимизации закупочного законодательства занимается рабочая группа Госдумы, а сам законопроект готовит Минфин.

В октябре на рассмотрение рабочей группы поступило более 300 предложений по развитию 44-ФЗ. Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках?

Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте.

, не пожалеете.

Изменения в сфере закупок в 2020 году с учетом Федерального закона № 449-ФЗ от 27.12.2019 года

В конце уходящего года традиционно Президент РФ подписывает очередной закон, вносящий изменения в (далее – Закон №44-ФЗ). Не стал исключением и 2020 год, поскольку 27.12.2019г.

был подписан Федеральный закон N 449-ФЗ «О внесении изменений в (далее – Закон №449-ФЗ).

Уже 28.12.2019г. Закон №449-ФЗ был опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации . Изменения, вносимые в Закон №44-ФЗ будут вступать в силу поэтапно. Указание страны происхождения товара Первые изменения, которые вступили в силу с 01.01.2020г., коснулись указания страны происхождения товаров в составе заявок участников закупок.
Указание страны происхождения товара Первые изменения, которые вступили в силу с 01.01.2020г., коснулись указания страны происхождения товаров в составе заявок участников закупок.

Заказчики должны требовать указания страны происхождения товаров, а участники должны указывать в составе своих заявок страну происхождения товара при любом конкурентном способе закупки независимо от того были ли установлены запреты, ограничения либо условия допуска в отношении иностранных товаров.

Более того, указывать страну происхождения товара надо не только в случаях, когда предметом закупки является поставка товаров, но и в случаях, когда заказчику поставляется товар при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. В развитие рассматриваемого изменения, следует упомянуть постановление Правительства РФ от 5 ноября 2020 г. N 1400 «О внесении изменений в «, которое требует включения в реестр контрактов сведений о стране происхождения товаров в случае установления при осуществлении закупки условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ.

Указанная информация вносится при первичной регистрации контракта в реестре контрактов. При этом по итогам исполнения любых контрактов заказчикам следует вносить в реестр контрактов наименование страны происхождения товара или информацию о производителе товара, а в случае установления при осуществлении закупки в соответствии со статьей 14 Федерального закона условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств исключительно наименование страны происхождения товара. Порядок осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля С 01.01.2020г.

внесены изменения в порядок осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусмотренного .

В частности, сокращается перечень полномочий, осуществляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Так из указанного перечня исключены контроль в отношении: — применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; — своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.

С 01.01.2020г.внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. В соответствии с изменениями, внесенными Законом №449-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут выдавать не только предписания, но и представления в случае выявления нарушений законодательства в сфере закупок.

Определение терминов контракт и контракт жизненного цикла С 08.01.2020 года дополнена двумя понятиями, которые ранее входили в состав других статей.

Так термин контракт получил следующее определение в :

«контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;»

. Таким образом, ещё более выделяется разграничение государственных (муниципальных контрактов, которые заключаются государственными (муниципальными) заказчиками и просто контрактов, которые заключаются бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Закона №44-ФЗ. Контракт жизненного цикла определен в следующим образом:

«контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;»

.

Тем самым законодатель упорядочивает терминологию, используемую в Законе №44-ФЗ, собирая все термины в одну статью. Контроль по ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ С 01.04.2020г. в Закон №44-ФЗ вносятся изменения в части осуществления контроля, предусмотренного .

В частности указанный контроль будет вестись за непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика, а также за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в предусмотренных настоящим Федеральным законом информации и документах, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом формированию и размещению в единой информационной системе в сфере закупок. Контроль по будет осуществляться с использованием единой информационной системы в сфере закупок за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в: 1) извещениях об осуществлении закупок, информации, содержащейся в планах-графиках; 2) протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок; 3) условиях проектов контрактов, направляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В связи с чем с 01.04.2020г. согласно единая информационная система в сфере закупок будет обеспечивать контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок (далее также — планы-графики), извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов (направляемых с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты).

Запрос котировок в электронной форме и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по новым правилам Самый большой блок изменений, который вступает в силу с 01.07.2020г., поменяет порядок осуществления закупок способом запроса котировок в электронной форме и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Порядок проведения запроса котировок в электронной форме (далее – ЗК) будет умещен в одну статью 82.1 Закона №44-ФЗ, по подобию запроса предложений. Остальные статьи 82.2.-82.6. Закона №44-ФЗ утратят силу.

ЗК можно будет проводить при начальной (максимальной) цене контракта не более трех миллионов рублей. При этом годовой лимит в 10% от совокупного годового объема закупок сохранится, а вот лимит в 100 миллионов рублей будет отменен. Срок подачи заявок будет сокращен до четырех рабочих дней.

Вносить изменения в извещение о проведении ЗК будет нельзя.

Вместе с тем отменить ЗК можно будет за один час до срока окончания подачи заявок. В ЗК сократится срок заключения контракта.

Так заказчик будет должен направить проект контракта в единую информационную систему в течение трех часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС. Далее у победителя и заказчика будет по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. Протокол разногласий победитель ЗК направить заказчику не сможет.

Заключить контракт по итогам ЗК можно будет не ранее, чем через два рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС.

В особую категорию закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) отнесена закупка товара в случаях, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, которая может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.
4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, которая может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

В данном случае не применяются положения ч. 15 ст. 34 Закона №44-ФЗ, которые позволяют не учитывать ряд требований статьи 34 Закона №44-ФЗ при формировании условий контракта.

При этом сама закупка, по сути, переходит в разряд конкурентных, поскольку размещается извещение о закупке на электронной площадке, проводится рассмотрение и оценка заявок с составлением итогового протокола, а контракт заключается с лицом, предложившим наименьшую цену за единицу товара в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона №44-ФЗ.

Все случаи заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по итогам несостоявшейся конкурентной закупки вновь свели в один пункт (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ), исключив п. 25.1-25.3. из состава ч. 1 ст.

93 Закона №44-ФЗ. При этом Правительство РФ будет наделено правом определить цену контракта, при превышении которой, заключение контракта по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, необходимо будет согласовать с контрольным органом в сфере закупок.

Краткий обзор вступивших в силу изменений в контрактной системе — 2020

Контрактная система: перемены продолжаютсяТрадиционным новогодним «подарком» для всех участников контрактной системы стал пакет изменений в законодательстве, в очередной раз серьезно корректирующих правила закупочной деятельности.

Значительная часть из этих изменений уже вступила в силу, однако следующая их «волна» накроет заказчиков и поставщиков летом, когда должны заработать новые процедуры выбора поставщика: обновленный запрос котировок в электронной форме и новая форма закупки – закупка у единственного поставщика в электронной форме.

К анализу этих новелл мы вернемся позднее, а в настоящем обзоре рассмотрим ключевые изменения, которые уже работают.1. Сфера применения закона №44-ФЗ сократилась – исключены соглашения о сервитуте Из сферы применения правил контрактной системы (п.11 ч.2 ст.1 44-ФЗ) исключены закупки, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (ст. 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ).2.

В контрактной системе появился «черный ящик», фиксирующий нарушения – ГИС «Независимый регистратор» Государственная информационная система «Независимый регистратор» продолжительное время работала в пилотном режиме, однако с начала 2020 года является официальным элементом контрактной системы, фиксируя действия/бездействия в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (ЕИС), а также на электронных площадках.

Для фиксации на рабочих местах необходима установка специального плагина.

Помимо закупок в рамках Закона №44-ФЗ, ГИС «НР» фиксирует происходящее на электронных площадках в рамках конкурентных закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства по правилам Закона №223-ФЗ (государственно-корпоративные закупки).

Предполагается, что система, которая функционирует в автономном режиме, позволит однозначно разрешать конфликтные ситуации, связанные с сбоями (или их имитацией) в ходе закупок в электронной форме.3. Расширен перечень банков для открытия спецсчетов, разрешено выдавать банковские гарантии санируемым банкам В число банков, в которых могут открываться и обсуживаться спецсчета, необходимые для внесения обеспечения при участии в госзакупках, добавлены Общество с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и Акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства».

Разумеется, «новичкам» необходимо наладить процесс взаимодействия с электронными площадками. Отметим, что в 2020 году было достаточное количество обжалований закупок из-за со сбоев во взаимодействии банк-площадка (когда банк не подтверждал наличие средств на спецсчете, при их фактическом присутствии). Другим нововведением в сфере обеспечения стало решение о допустимости выдачи банковских гарантий санируемыми банками .

Банковские гарантии действительны при условии принятия Советом директоров ЦБ РФ решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка. Однако формальное прочтение этой новеллы говорит о том, что такие гарантии могут быть обеспечение заявки и исполнения контракта, но не гарантийных обязательств .4. Упрощен порядок общественного обсуждения закупки Значительно упростился порядок общественного обсуждения закупки .

Такое обсуждение теперь проводится при торгах от 1 млрд. руб., за исключением: закрытых способов выбора поставщика; закупок в рамках государственного оборудования закупок, подрядных аукционов до 2 млрд.

руб. и повторных торгов. Процесс обсуждения начинается с даты размещения в ЕИС плана-графика, и завершается не позднее истечения срока возможной отмены торгов. Все в его рамках электронизировано: замечания и предложения направляются через ЕИС (которая фильтрует замечания/предложения с ненормативной лексикой); заказчик обязан в течение 2 рабочих дней разместить ответ по существу и вправе внести изменения в план-график и документы закупки, а также отменить определение поставщика (в этом случае обсуждение — заканчивается).5.

Изменены правила определения начальной (максимальной) цены контракта при закупке лекарственных препаратов Контрактная система устанавливает особые правила при проведении закупок лекарственных препаратов. Они касаются и формирования лотов, и технического задания. А также определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).

К сожалению, во многом именно эти особенности привели в 2020 г.

к заметным перебоям в поставках лекарств в регионах. Проблема стала настолько острой, что было затронута даже в послании Президента Федеральному собранию. «Знаю, что в прошлом году в ряде регионов были перебои с поставками лекарств, потому что закупки оказались фактически сорванными, и некоторые чиновники позволяли себе рассуждать так, будто речь шла о закупке канцтоваров — не беда, объявим новые конкурсы.

Ну, а люди оставались без крайне важных, подчас жизненно необходимых лекарств», — отметил В.В.

Путин. В части НМЦК были часты случаи, когда она оказывалась заметно ниже рыночной, что приводило к отсутствию предложений на торгах. Поэтому Министерство здравоохранения РФ разработала новый порядок расчета НМЦК . Увы, но высока вероятность того, что корректировка правил сработает не более эффективно, чем пересаживание музыкантов в басне Крылова.
Увы, но высока вероятность того, что корректировка правил сработает не более эффективно, чем пересаживание музыкантов в басне Крылова.

Сам порядок расчета изменений не претерпел. Как и прежде, в качестве НМЦК устанавливается наименьшая из цен, полученная применением: • методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); • тарифным методом (цены из реестра жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов); • расчетом средневзвешенной цены (средняя цена по закупках заказчика за последние 12 месяцев); • использованием референтной цены (автоматически рассчитываемых на основе данных о закупках, пока не применяется); При расчете методом сопоставимых рыночных цен – обязательны запросы о предоставлении информации поставщикам и использование общедоступной ценовой информации.

При таком подходе, как и прежде, высок риск занижения НМЦК по сравнению с ценой, по которой готовы предложить лекарства участники рынка. Из позитивных изменений можно отметить возможности удаления из расчета части явно неактуальных или искажающих общую картину сведений.6. Изменены правила заключения контрактов (в т.ч.

контрактов жизненного цикла) Законодатель, наконец, положил конец череде споров, дав в законе определение контракта и контракта жизненного цикла. В явном виде теперь указано, что гражданско-правовой договор, заключаемый в рамках контрактной системы, является контрактом, а также дано определение контракта жизненного цикла: это контракт, предусматривающий • поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), • последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) • утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара. Тема контрактов жизненного цикла очень важна.

Например, приобретая оборудование с высокой стоимостью обслуживания и ценой расходных материалов, заказчик рискует, выбрав поставщика по цене, значительно переплатить за счет более дорогих эксплуатационных расходов.

В коммерческой практике для подобных закупок часто используется механизм расчета совокупной стоимости владения (ССВ или TCO ), что с трудом вписывалось в рамки Закона №44-ФЗ .

Теперь заказчики получили право заключать контракт жизненного цикла не только в случаях, установленных Правительством РФ, но и когда предметом закупки являются новые машины и оборудование. Для понимания рамок применения этой новеллы можно обратиться к ст.

2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011 , согласно которому: • «машина» — ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала); • «оборудование» — применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему. Продолжается расширение библиотеки типовых контрактов и типовых условий контрактов. Среди последних пополнений: • Типовые условия контрактов на поставку лекарственных средств или препаратов для ветеринарного применения ; • Типовой контракт на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду .

И очень своевременно из обновлений библиотеки исключили не соответствующие изменившемуся законодательству типовые контракты на строительство и проектирование, начало применения которых планировалось с 01.01.2020.7. Откорректированы правила определения объемов работ, выполняемых непосредственно подрядчиком В качестве защиты контрактной системы от участников-«прокладок», в свое время закон №44-ФЗ был добавлено требование о том, что Правительство РФ вправе установить виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц . Однако крупные подрядчики нередко имеют целый пул дочерних структур , которые специализируются на том или ином направлении работ, невыполняемые материнской компанией.

Получалось, что они должны выполнять работы самостоятельно, не имея возможности привлечь дочернюю структуру. Данный недочет исправлен, и теперь обязательный объем работ может выполнять не только сам подрядчик, но и его дочерние общества.8. Определены особенности подрядных работ по национальным проектам Во исполнение указа Президента России от 7 мая 2018 года №204

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

разработаны национальные проекты по 12 направлениям стратегического развития.

Исходя из особой важности успешной реализации национальных проектов, в Законе №44-ФЗ установлены для них особые правила заключения и исполнения подрядных контрактов. Среди важнейших особенностей следует отметить: • допустимость заключения контракта «под ключ» (проектно-изыскательские + подрядные работы + медицинское оборудование (если предусмотрено в проектной документации)); • подрядчик определяется путем проведения аукциона в электронной форме или конкурса в электронной форме; • изменение контрактов допустимо по соглашению сторон, увеличение цены до 30 % — если при исполнении контракта сметная стоимость превышает цену заключённого контракта (допсоглашение по цене заключается на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации).9.

Для участия в закупке необходима регистрация в ЕИС, устанавливаются новые дополнительные требования к участнику закупки обслуживания медтехники С 01.01.2020 участвовать в закупках по правилам контрактной системы возможно только после регистрации в ЕИС . После регистрации в автоматическом режиме осуществляется аккредитация участника закупки на электронных площадках, однако если он планирует подать заявку на процедуру, для которой установлены дополнительные требования , необходимо разместить на площадках подтверждающие соответствия таким требованиям сведения и копии документов.

Новым дополнительным требованием стало наличие положительного опыта претендента на техническое обслуживание медицинской техники (для НМЦК свыше 10 млн.

руб.). Требование достаточно стандартное — наличие за последние 3 года до даты подачи заявки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного такого контракта (договора), заключенного в соответствии с Законами №44/223, стоимостью не менее 20% от НМЦК. А вот третье изменение в части участия в закупках, разочарует большинство заказчиков: на год отсрочено установление обязанности операторов электронных площадок информировать заказчика о привлечении участников закупок (юридических лиц) к административной ответственности по ст.

19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) Поэтому до 1 января 2021 г. заказчики, уполномоченные органы и закупочные комиссии по-прежнему самостоятельно проверяют участника закупки, изучая соответствующий реестр , размещенный на сайте Генпрокуратуры.10.

При подготовке технического задания (описании объекта закупки) возможно указание дополнительных требований к содержащимся в каталоге товаров, работ и услуг Для минимизации рисков ошибок и манипуляций в описании потребности заказчика (а классика «заточки» закупок это техническое задание, написанное под возможности конкретного поставщика) в контрактной системе действует каталог товаров, работ и услуг (КТРУ). Если закупаемая позиция присутствует в каталоге, заказчик обязан использовать именно те характеристики продукции, которые предусмотрены каталогом. При этом на практике к каталогу есть серьезные вопросы, так как далеко не всегда характеристики, им предусмотренные, достаточны и соответствуют потребности заказчика.

Кроме того, пересмотр правил планирования в контрактной системе требовал приведения в соответствие им подзаконных актов . Поэтому теперь каталог не используется заказчиками при планировании (только при проведении самой закупки). Кроме того, заказчик вправе указывать дополнительную информацию и потребительские свойства, помимо определенных КТРУ, кроме случаев, если Правительством РФ предусмотрены особенностями описания отдельных видов объектов закупок .11.

Отложено вступление в силу новых правил закупок для нужд обороны и безопасности С 1 января 2020 г. предполагалось ввести новые правила закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (в первую очередь это касалось закрытых закупок в электронной форме). Однако контрактная система оказалась не готовой обеспечить такие изменения в установленные сроки (что и не удивительно), поэтому они передвинуты на полгода и должны вступить в силу с 1 июля 2020 г.12.

Появились новые основания для закупки у единственного поставщика: аренда земельного участка, содержание и ремонт нежилых помещений (вне зависимости от оснований использования их заказчиком) Изначально Закон №44-ФЗ предусматривал возможность аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, а также аренду жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства у единственного поставщика. При этом аренда земельного участка должна была осуществляться в общем порядке, что зачастую приводило к профанации конкурентной процедуры, затягиванию времени и даже срыву заключения контрактов. Эта проблема решена за счет включения аренды земельного участка в число оснований для закупки у единственного поставщика.

Схожая проблема, когда заказчик был вынужден вхолостую проводить конкурентную закупку в ряде случаев возникала и в части содержания и ремонта нежилых помещений. Теперь возможна закупка у единственного поставщика в целях заключения контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику в соответствии с законодательством РФ, а также водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, охране и обращению с твердыми коммунальными отходами, если данные услуги оказываются другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании.

Таким образом появились законные основания при аренде нежилых помещений возместить по контракту расходы их собственника на коммунальные и т.п. услуги. Впрочем, не обошлось и без шероховатостей. Авторы поправки допустили техническую ошибку, указав в ряде моментов что закупаются услуги, забыв оговориться о допустимости закупки работ.

Однако по мнению автора и ряда экспертов риски в этом случае для заказчика минимальны.13. Стало обязательным указать в документах закупки и реестре контрактов страну происхождения, расширились правила импортозамещения за счет запрета закупки иностранных устройств хранения данных Не вполне понятно, зачем требовать указывать страну происхождения продукции, если для закупки не устанавливаются запреты, ограничения или условия допусках (преференции по импортозамещению). Тем не менее, с 1 января 2020 г.

при закупке товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг требуется указание наименования страны происхождения товара.

При проведении торгов данные сведения включаются в 1 часть заявки, и отсутствие является основанием для отклонения заявки. Более того, регулятор не озадачился вопросом определения, что есть товар, поставляемый при выполнении работ/оказании услуг. Нужно ли указывать страну происхождения прокладки при ремонте водопроводного крана, или используемые материалы – не синоним поставленных материалов?

По мнению автора, нормотворцы имели ввиду контракты смешенного типа. Не нужно указывать страну происхождения прокладки, но, например, в контракте на обслуживание оргтехники, предусматривающем в том числе замену картриджей, следует указать страну происхождения картриджа. В любом случае, данный вопрос нуждается в законодательном уточнении .

И до тех пор может провоцировать разночтения в работе контролирующих и надзорных органов. Страна происхождения товара, содержащаяся в заявке, должна включаться в проект контракта. Отметим, что поправки в запрос котировок, вступающие в силу с 1 июля 2020 г.

предусматривают указание страны по Общероссийскому классификатору стран мира (согласно которому наша страна может обозначиться как Россия или Российская Федерация, но не РФ).

Таких требований для других способов выбора поставщика в настоящее время не предусматривается, однако уже сейчас можно рекомендовать участникам закупки следовать данному правилу.

Избранный кормчими контрактной системы путь поддержки отечественного производителя представляется автору весьма спорным и даже деструктивным, тем не менее движение по нему продолжатся и вполне ожидаемым стало появление новых преференционных норм.

С 26 декабря 2020 года на 2 года введен запрет на закупку иностранных устройств хранения данных . Запрет касается не только закупки, но и аренды, а также лизинга подобных устройств.

Подтверждением отечественного происхождения является декларация о нахождении продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, в которой содержится номер реестровой записи, подлежащий включению в контракт.

Замена при исполнении контракта на иностранные — не допускается. Тут сложно не вспомнить ряд громких скандалов , когда выяснялось, что под видом отечественного, поставлялось оборудование практически полностью состоявшего из комплектующих, произведенных за рубежом, и даже чисто иностранного, с переклеенными этикетками. Отметим, что согласно реестру радиоэлектронной продукции в рамки указанных правил вписываются комплексы систем хранения данных только двух производителей — ООО «НТ» (КСХД «Купол») и ООО «КНС ГРУПП» (СХД «Татлин»), сформировавших в 2020 г.

стратегическое соглашение о партнерстве в области разработки, производства и внедрения систем хранения данных. Поэтому «де факто» подобные закупки едва ли можно будет рассматривать как конкурентные. Временным ослаблением (до 01.07.2020), является расширение перечня случаев, когда разрешено закупать отдельные виды автотранспорта иностранного происхождения.

Такие закупки возможны, если техника соответствует требованиям ПП РФ от 17 июля 2015 г. №719 (О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ) и производятся: • юрлицами, осуществляющими (либо на 01.01.2015 осуществлявшими) ввоз автокомпонентов для промышленной сборки на основании соглашений о ввозе товаров, предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705 ТН ВЭД ЕАЭС, их узлов и агрегатов, заключенных с МЭР РФ, при условии надлежащего исполнения указанных соглашений; • хозяйствующими субъектами, которые до 01.04.2016 осуществляли производство в режиме, предусмотренном абзацем шестым пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г., с выполнением на территории РФ операций по локализации производства, указанных в ПП РФ №1675.14. Изменились правила финансового контроля C 01.01.2020 органы Федерального казначейства РФ осуществляют проверку соответствия информации • об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта); • о расторжении контракта; условиям контракта (изменениям, внесенным в контракт), а также проверку непротиворечивости информации и документов • об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта); • о расторжении контракта; друг другу, условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета.

Проверки финорганами субъектов РФ и муниципальных образований соответствующих заказчиков будут осуществляться с 01.01.2021 г.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль закупок осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством. При этом исключена обязанность такого контроля в части применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Зато вместо точечного контроля «соответствия товаров, работ и услуг (ТРУ)» и «своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета ТРУ» осуществляется глобальный контроль — соблюдения требований законодательства к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия ТРУ условиям контракта.

Органы внутреннего финансового контроля выдают не только предписания, но и представления. Разница между ними четко определяется Бюджетным кодексом .

Представление — содержит информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные сроки или в течение 30 дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: • требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; • требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения. Предписание – выдается в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения.

Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию. Отметим, что запрещено заключать контракты до исполнения предписаний и представлений органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля . Кроме того, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля наделены полномочиями по направлению в суды исков о признании осуществленных закупок ТРУ для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с ГК РФ .

Пока сложно оценить последствия наделения Федерального казначейства (ФК РФ) новыми полномочиями: • назначение (организация) проведения экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; • получение постоянного доступа к государственным и муниципальным информационным системам А вот то, что число объектов его контроля расширено за счет юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, получающих средства из федерального бюджета на основании государственных контрактов и исполнителей (поставщиков, подрядчиков) по государственным контрактам, которым открыты лицевые счета в ФК РФ, деятельность ведомства наверняка усложнит. Кроме того, ФК РФ осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, финансирование которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета .

Напомним, что согласно ПП РФ от 24.12.2019 № 1803 , при наличии экономии, полученной по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку ТРУ для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд), размер субсидии из федерального бюджета подлежит уменьшению.

Субъекты РФ представляют предложения по перераспределению средств от экономии по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов, софинансируемых из федерального бюджета, в Минфин России не реже, чем 1 раз в квартал. Незначительные изменения произошли так же в правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков и правилах осуществления мониторинга закупок. И заказчикам уже можно начать готовиться к изменениям, вступающим в силу с 1 июля 2020 г.

В завершение обзора отметим три ключевых изменения, которые уже внесены в Закон №44-ФЗ, но вступают в силу с 1 июля 2020 г.

1. Закупка у единственного поставщика на электронной площадке по КТРУ до 3 млн.

руб. Это своего рода развитие идей электронных магазинов и электронных прилавков; 2. Обновленный запрос котировок, проводимый до 3 млн. руб. (в настоящее время порог – 500 тыс.

руб.); 3. Введение механизма согласования заключения контракта по итогам несостоявшихся аукциона, конкурса или запроса предложений при НМЦК выше порога, установленного Правительством РФ. Текущая редакция этих процедур довольно проблемная и однозначно нуждается в корректировке, что, надеемся, будет сделано в ближайшие месяцы.

А на подходе — уже реализуемое в добровольном порядке электронное актирование и еще целый ряд серьезных корректировок закона, о которых мы поговорим в следующих обзорах.

Так что покой участникам контрактной системы еще долго будет лишь сниться… Автор(ы): Кирилл Владимирович КУЗНЕЦОВ, эксперт-практик в сфере закупок, руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ruИсточник:

КАКИЕ ПОПРАВКИ В ЗАКОН № 44-ФЗ НАЧНУТ ДЕЙСТВОВАТЬ С 01.04.2020?

С 01.04.2020: • ЕИС будет обеспечивать контроль за соответствием информации об информационном коде закупки (ИКЗ) и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащихся в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов; • Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти, который пополнит перечень органов контроля и на который будут возложены полномочия по осуществлению контроля над проведением закупок с использованием ЕИС.

С 1 января 2020…

… без регистрации в ЕИС в госзакупках не поучаствовать Если у вас уже есть регистрация, беспокоиться не о чем.

Если нет, пройдите ее самостоятельно или отдайте на аутсорс. Весь 2020 года еще можно было подать заявку на тех ЭТП, где есть «точечная» аккредитация.

Но с 2020 года принять участие в закупках по 44-ФЗ, в конкурентных закупках для МСП по 223-ФЗ и по постановлению № 615 могут только поставщики, включенные в Единый реестр участников закупок. … должен заработать «Независимый регистратор» Эта программа, которая встраивается в браузер и фиксирует действия участников закупок в ЕИС и на ЭТП.

Регистратор поможет фиксировать сбои, выявлять мошенничества на торгах, доказывать свою правоту в ФАС. Запуск регистратора уже откладывали, посмотрим, начал ли он работать в январе. … страну происхождения товара нужно указывать во всех закупках Раньше это требовалось только в закупках с нацрежимом.

Теперь всегда, в том числе когда товары используются при оказании услуг (например, краска для ремонта). Исключение — закупки, в которых техническим заданием является проектная документация.

… действуют новые перечни ЖНВЛП и дорогостоящих лекарств Список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год дополнили 24 препаратами, а один препарат исключили … отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы Минстрой России отменил два приказа:

  1. Приказ от 05.07.2018 г. № 397/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракт».
  2. Приказ от 05.07.2018 г. № 398/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта»

… реестр российской радиоэлектронной продукции переведут в онлайн Сейчас реестр в формате Excel, актуальную версию нужно скачивать каждый раз. Но в январе 2020 года Минпромторг должен вести реестра российской радиоэлектронной продукции в электронной форме. Как только появится ссылка, добавим ее в статью.

Что поменялось с октября 2020 года

Собрали изменения по 44 ФЗ с 1 октября 2020 в таблице с комментариями. Суть изменений Нормативный акт Скачать Вместо двух документов планирования (план закупок и план-график) придется составлять один — план-график нового образца.

Составили подробную пошаговую инструкцию, как заполнить новый документ, — .

В план-график нового образца не придется включать:

  1. цель закупки по ст. 13 44-ФЗ;
  2. информацию о закупках товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик решил провести конкурс с ограниченным участием.
  3. обоснование закупки по ст. 18 44-ФЗ;

Сведения об авансе в госконтракте указываем в извещении о закупке. Федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019 Постановление правительства № 1279 от 30.09.2019 Утратит силу ст. 13 44-ФЗ про цели осуществления закупок.

Получается, органы аудита не сошлются на достижение или недостижение заказчиками целей закупок. Проверять будут по целям использования средств из бюджета (для этого изменили ч. 2 ст. 98 44-ФЗ). В извещение о проведении электронного запроса котировок включают сведения о размере аванса, если заказчик его установит (п.

2 ч. 2 ст. 82.2). А такие изменения для извещения о проведении электронного запроса предложений законодатель забыл внести (п. 2 ч. 4 ст. 83.1). Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.06.2019 10.10.2019 вступило в силу постановление правительства № 1270 от 30.09.2019. В нем указано, что проводить закупки, которые направлены на реализацию федеральных проектов, можно до 15.11.2019 включительно.

Есть ряд ситуаций, когда принимают бюджетные обязательства еще позже, если:

  • Товары, работы, услуги закупаются в форме электронного запроса котировок или запроса предложений.
  • Бюджетные обязательства обеспечиваются за счет средств Федерального дорожного фонда.
  • Бюджетные обязательства возникают из госконтрактов, которые заключаются в этом финансовом году из-за расторжения контракта по соглашению сторон, решению суда или из-за отказа одной из сторон от его исполнения.
  • Исполняются международные обязательства России.
  • Закупка проводится за пределами России.

14.10.2019 вступил в силу приказ Минфина № 111н от 18.07.2019. Он внес изменения в приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н — постановление правительства РФ по 44 ФЗ с последними изменениями (об условиях допуска иностранных товаров).

С 14.10.2019 преференции применяются к молочным смесям для детей.

С 1 июня…

… поставщиков для организации детского отдыха заказчики будут выбирать из спецреестра Компании, не включенные в реестр, не могут участвовать в таких закупках.

Ведением реестра будет заниматься Минпросвещения и его региональные представительства. Поставщикам для участия нужно о себе, а заказчикам проверять, есть ли участник закупки в реестре.

Но самые глобальные хотя бы назову:

1.

Можно будет заключать прямые контракты через электронные магазины со стоимостью до 3 млн руб. (сейчас до 300/600 тыс руб.).2.

Новые правила проведения запроса котировок: тоже до 3 млн (сейчас до 500 тыс руб), сокращение сроков, упрощение процедуры.3.

Согласование заключения контракта по итогам несостоявшихся аукциона, конкурса или запроса предложений (если подана/допущена только одна заявка).

Это такая дополнительная проверка правильности проведения закупки заказчиком, в т.ч.

на предмет коррупционной составляющей.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+